Научные исследования в области влияния колокольного звона на организм человека. Теоретическая часть.

Теоретическая часть.

  • Познакомиться с ролью колоколов на Руси и отношением к ним.
  • Изучить результаты научных исследований в области влияния колокольного звона на организм человека.

Практическая часть

  • Собрать сведения о храмах и колокольнях города Сочи.
  • Выявить примеры использования колокольного звона в медицинских целях на территории города.
  • Провести анализ отношения жителей города разных возрастов к колокольному звону.

В работе были использованы следующие методики: сбора и анализа информации, наблюдения, интервьюирования, анкетирования, сравнения звуковой палитры.

I

Колокола и колокольные звоны в народной культуре.

1. Почему колокола называют живыми.

Колокола и звоны являются большой ценностью культурного наследия русского народа. В прошлом они составляли значительное явление в общественной жизни и народной культуре России. Изучение их многочисленных и разнообразных функций в русской культуре позволит нам более глубоко понять корни национальной самобытности.
Колокол сопровождал всю жизнь православного человека — с колокольным звоном рождался ребенок, совершались таинства крещения, венчания, отпевания. Он был голосом родины, воспевал ее силу и красоту, напоминал о долге перед ней. Рассказывая обо всех важных событиях, колокол принимал в жизни города и села самое живое участие. За мелодичность и богатство музыкальной гаммы народ ласково называл благозвучные колокольные звоны малиновыми, красными… Колокол воспринимали как живой организм, сравнивая с человеком, давали имена – «Лебедь», «Медведь», «Красный», «Царь-колокол». При крещении колоколов были даже крестные мать и отец. У него, как и у человека, есть голова, туловище, губа, плечо. Ударная часть колокола называется языком, который подвешивается внутри колокола свободно качающимся, ударом его и производится звук. Характерно, что русский народ, назвав ударную часть колокола языком, уподобил этим звон колокола живому голосу. Каждому его сообщению верили без сомнений. Колокола висели на маяках, сообщали о важных государственных или местных событиях, звонили при встрече высокого гостя или начальства, извещали о пожаре, сообщали о приближении неприятеля, размеряли время.

В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства св. Владимиром (988), то есть в конце X века. Колокольный звон, несомненно, появился как практическая вещь. Не у всех были часы, а колокольный звон в монастырях, и храмах, в нужное время, созывал на общую молитву людей, чтобы вся округа слышала. Одновременно с вовлечением в церковный обряд колокола, как и на Западе, стали использовать в гражданской жизни. Однако, в отличие от Западной Европы, употребление звонов в России со временем приобрело всеобъемлющий характер. Без него не обходилось и ни одно заметное событие в жизни российского государства. В итоге колокольный звон в России сложился в широкомасштабное, глубоко национальное явление. В этом качестве он особенно заметно проявил себя через церковные традиции, причем как в плане обрядово-функциональном, так и в плане художественно-эстетическом. С одной стороны, колокольному звону - самому мощному и действенному коммуникативному средству Древней Руси - как нельзя лучше соответствовала роль глашатая идеи соборности, духовного единения нации через религиозный обряд. С другой стороны, в колокольном звоне отразились черты народного характера, эстетическое мировосприятие русского человека на уровне звуковых художественных проявлений.

Значение колокольного звона в жизни государства трудно переоценить. Пройдя сложный путь самоутверждения, он стал своеобразным ауди-альным символом России — таким же ярким и самобытным, как русская народная песня или знаменный роспев.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/kolokolnyi-zvon-v-rossii-traditsiya-i-sovremennost#ixzz4PbNC3Qfx

2. Виды колокольного звона.

Существует много видов колоколов: набатные, вечевые, красные, ссыльные, вестовые, благовестные, именные.

Набатный – звонили во время нашествия врагов, пожара. Звон назывался всполохом и набатом. Красными колоколами называли такие, которые имели звон красный, т.е. хороший, усладительный, веселый. Красные колокола - то же что красивые, благозвучные.

Московские звонари славились красными звонами. Говаривали такую пословицу: "Хлеба–соли покушать, красного звона матушки Москвы послушать".

Музыка звонов, исполнение их русскими звонарями представляет собой искусство исключительного своеобразия. Они умели искусно исполнять определенные разнообразные ритмические мотивы.Колокольный звон развивался как разновидность народного искусства.

Источники, описывающие красивые звоны, не называют, как правило, имен звонарей. Судя по широкому распространению звонов, большому количеству колоколен в северных городах и деревнях, мы можем считать колокольный звон одним из обычных проявлений народного искусства, где мастер часто анонимен. Сами звонари сплошь и рядом не имели музыкального образования, но были талантливыми и влюбленными в свое дело людьми

На протяжении нескольких веков шло превращение музыкального колокольного искусства в широко развитую мелодику. Вначале это только сигнал, со временем он приобрел какие-то определенные очертания одноголосного принципа. звоны еще не отличались большой музыкальностью и выразительностью. Происходит их разделение на группы, по функциям, выполняемым ими. широта диапазона колокольного звона. Еще одна интересная деталь, которая говорит в пользу целебности именно российских колоколов. Оказывается, в Западной Европе они музыкальные, каждый колокол имеет звук определенного тона, вроде как струна у рояля. А наши российские благовесты берут аккорд целиком, выдавая сразу гамму звуков. В этом широком диапазоне словно в стрельбе: уж один снаряд куда нужно точно попадет!

В колокольных звонах преобладает трехголосная структура, отсюда произошел термин «трезвон», т. е. три звона, трехголосие. Самые большие колокола, низко звучащие, дают темп звонам темп их постоянно одинаковый. Самые маленькие колокола ведут основную мелодико-ритмическую фигурацию, но иногда составляют как бы подголосок средним голосам, ведущим основной музыкальный материал. «Зазвонные» колокола («дисканты») играют всегда мелкими длительностями, типа трели. Именно она и придает всему звону радостный, живой и подвижный настрой. Средние колокола — «альтовые» (а иногда и «теноровые»)— тоже выполняют две функции. Во-первых, они дают ритмическое заполнение крупным длительностям басовых колоколов. Во-вторых, «альтовые» сами часто выполняют основной рисунок звона, Диапазон средних голосов — самый большой, нередко он соответствует диапазону человеческого голоса.
в колокольном звоне у нас всегда были самые крупные — а значит и самые низко звучащие — колокола. Издавна русские мастера-литейщики считались лучшими в мире.
Символично было и ошеломляющее нарастание веса русских колоколов в XVI—XVII вв.: «Медведь», 1500 год — 500 пудов, «Лебедь», 1550 год—2200 пудов, Большой Успенский колокол, 1654 год—8000 пудов, «Царь-колокол», 1735 год—свыше 12000 пудов. То было время, когда Российское государство росло и крепло. И звон колоколов-гигантов, разносившийся на много верст окрест, был символом возрастающей мощи нашей державы, он звал народ к единению и верности гражданскому долгу.

3. Народ наделял колокола магическими способностями.

Существует много легенд, связанных с колоколами. В них рассказы о том, как в минуты опасности колокол начинает звонить сам собой, предупреждая людей, как он плачет, просит, торжествует. Под Шатурой (Московская область) есть Святое озеро. По преданию, оно возникло на месте, где под землю ушел христианский храм. И сейчас многие пришедшие на берег озера слышат колокольный звон... Царь Иоанн IV Грозный каждый день поднимался «в четвертом часу утра на колокольню с царевичами и Малютой Скуратовым благовестить к заутрени», кто из его ближайшего окружения не был рядом с царем, получал наказание — восьмидневное заключение. Об этом факте узнаем мы из книги П.В. Гидулянова «Церковные колокола на службе магии и царизма» (1929). И в то же время существует легенда, что когда подрос сын — будущий царь Феодор Иоаннович, то Иван Грозный нередко его упрекал: «Ты не царь, а пономарь будешь».

И другой царь, Феодор Алексеевич (1676-1682), любил слушать колокольный звон и сам удивительно хорошо звонил в колокола.

А великий Суворов, выигравший все сражения, в которых участвовал, между взятием Варшавы и Итальянским походом 1799 года, находясь в опале, в ссылке в селе Кончанском, прекрасно звонил — то ли вспоминая грохот артиллерии минувших битв, то ли предчувствуя торжественные звоны в честь будущих побед...

Колокола таинственным образом связаны со святыми Небесными силами и людскими душами. И совсем неудивительно, что судьбы русских колоколов сходны с судьбой нашего народа — за призывы к бунту у них вырывали язык, закапывали в землю, за непослушание наказывали плетьми и даже отправляли в ссылку.

Не раз казнили звонарей,
А если их в народе укрывали,
Тогда колокола казнили за людей,
Лупили розгами и била вырывали.
Ирина Панова

Люди верили в то, что колокольный звон способен творить великие чудеса: отгонять злые силы и исцелять болезни, уберечь от эпидемии, прекратить засуху и голод. Верили, что оказывая благотворное влияние на здоровье как телесное, так и душевное, колокольный звон освящает пространство, очищает и просвещает душу, ум и сердце человека. Также замечено, что вибрация, которую рождает колокол, очищает окружающее пространство от болезнетворных микробов. Молекулярные структуры вирусов гриппа, чумы, скарлатины, кори, тифа, холеры сворачиваются и превращаются в кристаллики. Происходит настоящая стерилизация воздуха

Есть легенды, рассказывающие о том, как в предвестие войны, голода или иной беды колокола сами начинали гудеть, а оказавшись в неволе, теряли способность красиво звучать.

Магия колокола и колокольного звона проникла и в народную медицину. Здесь уместно вспомнить о бытовавшем на Севере предании. «Почти каждый день можно было слышать глухой звук колокола (который в свое время известил Углич об убиении царевича Дмитрия): это крестьянин, взобравшись на колокольню, обмывает язык колокола, несколько раз звоня при этом, а воду уносят в „туеске" (местный сосуд) домой, как средство против детских болезней»). Колокол, возмутивший народ, «защитник» невинного убиенного младенца, несет в себе силу, способную помогать больным детям, исцелять их. А еще в древности на Руси существовало поверье, что если ударить над тяжелобольным человеком в колокол, то он может выздороветь. Замечено, что среди церковного причта звонари живут дольше всех. Конечно, со счетов не нужно сбрасывать и регулярную зарядку – звонарь по нескольку раз в день поднимается на колокольню! Но главная причина в том, что он регулярно находится под куполом. Гул там не просто накрывает человека, он воспринимается не только ушами – всем телом! Получается нечто похожее на звуковой душ, на массаж каждого органа, каждой клетки.

Еще одна интересная деталь, которая говорит в пользу целебности именно российских колоколов. Оказывается, в Западной Европе они музыкальные, каждый колокол имеет звук определенного тона, вроде как струна у рояля. А наши российские благовесты берут аккорд целиком, выдавая сразу гамму звуков. В этом широком диапазоне словно в стрельбе: уж один снаряд куда нужно точно попадет!

Звон колокола может служить самым разным целям. Так, например, в Турине (Италия) существовал «хлебный колокол», который звонил в тот момент, когда пора месить тесто для хлеба, чтобы он был готов к ужину. В Гданьске (Польша) долгое время существовал «пивной колокол», сообщавший об открытии питейных заведений. А «Колокол чистоты» в Бонне (Германия) призывал жителей подметать улицы.

Колокол был языческим символом. Сегодня колокольный звон ассоциируется с православием, однако на заре христианства колокола считали языческими символами. Существует легенда, что старейший колокол Германии под названием «Saufang» («Свиная добыча») свиньи выкопали из грязи. Даже после того, как его отмыли и повесили на колокольню, он отказывался звонить. Это продолжалось до тех пор, пока епископ не осветил его, очистив тем самым от языческой скверны

В 1591 году угличский колокол сбросили со Спасской колокольни, вырвали ему язык, отрубили ухо, наказали принародно на площади 12 ударами плетей и в итоге «сослали» в Сибирь. Причиной такого жестокого обращения с колоколом, которому тогда было около 300 лет, было «подстрекательство» к бунту (своим звоном он собрал горожан на площади) по случаю смерти царевича Дмитрия.

Также существует легенда, что в 1681 году «Набатный» колокол Московского Кремля был «сослан» в Корельский Николаевский мужской монастырь (Николо-Корельский монастырь): его провинность состояла в том, что он в ночное время разбудил царя Федора Алексеевича своим звоном.

Колокола есть не только на Земле, но и в космосе. Так, колокольчик есть на Международной космической станции. В него звонят, когда сменяется капитан экипажа.

10. Биг-Беном называется только колокол в часах в северной части Вестминстерского дворца. Но часто это название распространяется и на часы, и на башню также. Тем не менее с сентября 2012 года официально башня называется «башней Елизаветы». Она была переименована в честь 60-летия правления королевы Елизаветы II.

В грозные для Отечества времена мирные колокола становились в ряды бойцов.

В колокол, мирно дремавший, с налета тяжелая бомба
Грянула; с треском кругом от нее разлетелись осколки;
Он же вздрогнул, и к народу могучие медные звуки
Вдаль потекли, негодуя, гудя и на бой созывая.

А.К. Толстой

А были случаи, когда колоколами жертвовали ради Отечества. После поражения под Нарвой была потеряна вся артиллерия, и молодой Петр I приказал лить пушки из церковных колоколов. И как торжественно, празднично звонили колокола, возвещая победу под Полтавой, другие победы русского оружия, отлитого из их собратьев!

4. Бичевание колоколов.

Бывало, что «согрешившим» колоколам назначались весьма строгие наказания и притом самые что ни на есть человеческие. Колокола бичевали, вырывали языки, их возили по улицам на повозке, запряженной ослом. Колокола приговаривали к заточению, отрубали им уши, ссылали: такой каре подвергся в 1591 году Угличский колокол, сообщивший народу о гибели царевича Дмитрия. Гонения и «ссылки» случались и в ХХ веке. Разрушались колокольни, переплавлялись колокола на пушки и монеты.

Подсчитано, что российский потенциал до тридцатых годов: 1270 монастырей и примерно 80 тысяч церквей, количество колоколов взяли среднее и подсчитали потенциал излучения в ультразвуковом диапазоне. Он был таков по большим праздникам, что ракета средней дальности действия отклонила бы свою траекторию! То есть фактически Россия находилась под звуковым куполом. И это все было ликвидировано.

Погибло громадное количество колоколов, имевших большую художественную и историческую ценность. Несмотря на это противоречивое время, находились подвижники колокольного искусства. В уцелевших от погромов колокольнях звонари совершенствовали свое искусство и передавали его секреты талантливым ученикам.

Так же в России употреблялась деревянная доска — «било», в которую ударяли деревянной колотушкой — «клепалом».

Исследования, проведённые на клеточном уровне, показали, что духовная музыка существенным образом влияет на здоровье Из всех звучащих инструментов наиболее естественным спектром обладает именно колокол . Физико-акустические свойства колокольных звонов создают впечатление объёмности, глобальности, силы и необычайной красочности.


Известный исследователь А. Афанасьев на основе многолетних наблюдений сделал вывод, что колокольный звон обладает целебным свойством. «В народе верят, что лучшим лечебным средством от головных болей и боли в руках является колокольный звон, — писал он, — Очень полезно от этих недугов собственноручно звонить в колокола, особенно на святой неделе». Старинный лечебник гласит: «Лучшее средство для снятия порчи — колокольный звон». Много веков назад наши предки знали, против какого «морового поветрия» (по нынешнему эпидемии) нужно круглосуточно «клепать» в колокола определенного тембра, пока не сгинет эта напасть. Сейчас уже проведен современными ученными ряд серьезных исследований о благотворном воздействии колокольного звона.

II

Научные исследования в области влияния колокольного звона на организм человека. Теоретическая часть.

Работая над вопросом, как влияет колокольный звон на организм человека, мы обнаружили массу интересных фактов о том, что колокола, особенно звонящие одновременно, ведомые умелым звонарем, создают благоприятные энергетические колебания, обладающие очень мощной целительной силой. Это не просто субъективное умозаключение — проводился ряд исследований, показавших способность колокольного звона очищать окружающее пространство от вредоносных образований, а также оказывать положительное воздействие на состояние здоровья человека. Причем звуки, идущие от колокола, анализировались учеными даже в лабораторных условиях. Специалисты интересовались родом колебаний на разных участках земли, возникающих под влиянием звонящего колокола. И выяснили, что церковные колокола способны излучать огромное количество ультразвуковых резонансных волн. При колокольном звоне возникает несколько уровней звуков:

• низкий спектр (40−100 герц) — он успокаивает психику;

Наши рекомендации