Общая характеристика деятельности нотариусов
Нотариальная деятельность тесно связана с гражданским оборотом, необходимостью закрепления приобретаемых прав на какие-либо его объекты. Хотя изначально такой должности как нотариус не было, тем не менее во многих памятниках права упоминаются специальные люди, совершавшие определенные действия, которые свидетельствовали бы о правомерности сделки. В частности, по Судебнику 1550 г. лошадь должна была покупаться при пятенщике, который ее "пятнил" (т.е. ставил определенное клеймо) и записывал в специальную книгу сведения о ней с подробным описанием примет. При покупке лошади в отсутствие пятенщика приобретатель в случае иска мог ее лишиться1.
Со временем в Российском государстве появилась корпорация так называемых площадных подъячих, т.е. специальных писцов, которые находились на площадях и регистрировали сделки за определенную плату.
По Соборному уложению 1649 г. требовалось письменное оформление договоров, которые в зависимости от характера сделки именовались заемными кабалами, записями, крепостями, заемными памятями. Заемные кабалы и иные крепости писались площадными подъячими, которые вписывались в документ в качестве "послухов". Купчие, закладные на вотчины, дворы и иные крепости в "больших делах" оформлялись только площадными подъячими с указанием "послухов", с подписями сторон и с последующей регистрацией в приказе.
Петр I сделал попытку ликвидировать нотариальную деятельность площадных подьячих. В 1699 г. вышел указ о том, что местом для совершения сделок должен был стать Поместный приказ, позднее - Ратуша. Однако такое начинание оказалось неудачным, и в 1701 г. составление "крепостей" опять было перенесено на площадь, руководство площадными подъячими передано Оружейной палате, с 1706 г. - Ратуше, с 1719 г. - Юстиц-коллегии. На флоте обязанности площадного подьячего выполняли корабельные секретари.
Позднее, во второй половине XVIII в., нотариальные функции были переданы в различные учреждения, в том числе гражданским и уездным судам, крепостным отделениям и т.п.
Термин "нотариус" в России впервые появился в 1729 г. Он был закреплен в "Уставе вексельном, сочиненном в Комиссии о коммерции Указом его Императорского Величества". Статья 10 этого документа гласила, что неподписанный вексель мог быть опротестован публичным нотариусом, в тех местах, где нотариус отсутствовал, - таможенным или ратушским канцеляристами, земскими дьячками, свидетелями от купечества или крестьянства.
Судебная реформа 60-х гг. XIX в. коренным образом изменила организацию нотариального дела в России. Учреждение судебных установлений 1864 г. предусматривало, что в столицах, губернских и уездных городах, при необходимости и в уездах, состояли нотариусы, которые следили за совершением актов и другими действиями по нотариальной части2. Временное положение о нотариальной части было принято 14 апреля 1866 г.
После выхода Декрета о суде № 1 от 24.11.1917, упразднившего ранее действовавшую судебную систему, институт независимого нотариата фактически прекратил свое существование. Нотариальные действия стали совершаться в нотариальных отделах местных Советов (возглавлялись народными нотариусами), отделах юстиции, отделах социального обеспечения, записей актов гражданского состояния и других административных органах.
Но уже Декрет о суде № 2 от 07.03.1918 установил, что нотариальные действия совершаются нотариусами, а при отсутствии таковых - лицами, которые их замещают.
Первый советский законодательный акт о нотариате - Положение о государственном нотариате РСФСР - был принят 4 октября 1922 г. В соответствии с Положением исполкомы местных советов открывали государственные нотариальные конторы во всех городах республики. Разрешалось также учреждать конторы в сельской местности, на узловых станциях, пристанях и т.п. Наркомюстом РСФСР утверждалось общее число нотариальных конторы. В местностях, где не были учреждены нотариальные конторы, исполнение их функций, за исключением совершения актов и засвидетельствования договоров, возлагалось на народных судей с оплатой нотариальных действий по существовавшей таксе.
Изменение гражданского законодательства и принятие Положения о судоустройстве РСФСР, введенного в действие с 1 января 1923 г., обусловили приведение в соответствие с ними законодательства о нотариате. В связи с этим Декретом СНК РСФСР от 24 августа 1923 г. было введено в действие новое Положение о государственном нотариате.
ЦИК и СНК СССР 14 мая 1926 г. приняли постановление "Об основных принципах организации государственного нотариата". Государственные нотариальные конторы состояли в ведении губернских и соответствовавших им судов. Президиумы губернских советов народных судей осуществляли постоянное наблюдение за деятельностью нотариальных контор, периодически проводили их обследования, принимали отчеты. Кроме того, отдельные нотариальные функции возлагались па народные суды, волостные или районные исполнительные комитеты местных советов и иные государственные органы. Например, выполнение нотариальных действий для находящихся за границей учреждений, организаций и граждан, а также для иностранных юридических лиц и граждан по сделкам, имевшим место на территории СССР, возлагалось па советские консульские учреждения.
В соответствии с указанным союзным постановлением в РСФСР 4 октября 1926 г. было принято повое Положение о государственном нотариате.
ВЦИК и СНК РСФСР 20 июля 1930 г. утвердили Положение о государственном нотариате РСФСР в новой редакции. В соответствии с ним районные или соответствующие им исполкомы, а также советы городов и поселков, не являющихся районными центрами, при отсутствии нотариальных контор осуществляли все нотариальные действия.
Новое Положение о государственном нотариате было принято 31 декабря 1947 г., впоследствии оно было заменено Положением от 30 сентября 1965 г.
Верховный Совет СССР 19 июля 1973 г. принял Закон СССР "О государственном нотариате", в соответствии с которым союзным республикам предоставлялось право урегулировать вопросы, не разрешенные в Законе СССР. В законах союзных республик союзное законодательство получило свое дальнейшее развитие. Закон РСФСР от 02.08.1974 "О государственном нотариате" действовал вплоть до принятия Основ законодательства РФ о нотариате.
Законодательство предоставило право совершать нотариальные действия, помимо нотариусов, ряду государственных органов не только законами, но и должностных лиц, деятельность которых регламентировалась не только законами, но и подзаконными правовыми актами.
В соответствии с ныне действующими Основами законодательства РФ о нотариате, утвержденными Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г., нотариат призван обеспечивать в соответствии с действующим законодательством защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. Реестр нотариусов ведет Минюст России.
Если в населенном пункте нотариус отсутствует, то нотариальные действия совершают уполномоченные должностные лица органов исполнительной власти.
Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений России, уполномоченные на совершение этих действий.
Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными нравами и несут равные обязанности независимо от того, работают они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы в любом случае имеют равную юридическую силу.
Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, является должностным лицом органов Минюста России, а нотариус, занимающийся частной практикой, состоит членом нотариальной палаты.
Нотариус независим и беспристрастен в своей деятельности и руководствуется исключительно Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами.
Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, прямо предусмотренных действующим законодательством.
Сведения, документы о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых эти действия были совершены.
Нотариус не вправе заниматься предпринимательской или иной деятельностью, кроме научной и преподавательской. Также нотариусу запрещено оказывать посреднические услуги при заключении договоров.
В субъектах РФ государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Минюстом России или по его поручению органами юстиции соответствующих субъектов РФ.
Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с действующим законодательством.