Исследование слухового гнозиса

Неспособность определять значение различных бытовых (предметных) звуков и шумов – слуховая (акустическая) агнозия. Отсутствие способности выработать слуховые дифференцировки, то есть запомнить два или больших звуковых эталона – дефекты слуховой памяти.

Аритмия – невозможность правильно оценить и воспроизвести относительно простейшие ритмические структуры, которые предъявляются на слух. Амузия – нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую или только что услышанную мелодию, а также отличать одну мелодию от другой.

Нарушение интонационной стороны речи – больные не только не различают речевых интонаций, но и не очень выразительны в собственной речи, которая лишена модуляций интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку.

^ Акустический гнозис

а) Неречевой слух: исследование процесса восприятия неречевых звуков (акустических образов – восприятия – представлений)

Тесты Материал Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3 4
1. Шелест бумаги 2. Звон ложечки о стакан и др. Неречевые звуки, шумы Внимательно послушай звучание и скажи, что это такое или покажи предмет, звук который ты слышишь. Ты слышал? Исследуется: Слуховое внимание. Дифференцированное восприятие бытовых звуков, звучаний, шумов
3. С магнитофона: - шум дождя; - шум поезда; - пение птиц Узнай, что это такое, и назови или покажи картинку Исследуется наличие предметных образов.
4. Мелодия знакомой песни без слов Послушай и скажи, какая это песня Исследуется музыкальный слух. Неузнавание неречевых звуков, музыкальных и песенных мотивов может говорить о дисфункции теменно-височных отделов правого полушария

б) Слухо - моторные координации

Тесты Инструкция Анализ симптомов (ошибок)
1 2 3
Ритмы: 1. Оценка ритмов Воспроизведение: Со слуха: Скажи, по скольку раз я стучала? Послушай внимательно и стучи так, как я Ошибки восприятия ритмов и их оценки говорят о дисфункции верхне-височных отделов левого полушария
2. Выполнение по образцу (постукивание или карандашом) //, //, //, ///, //, ///, //, // и т.д. Ошибки воспроизведения – это ошибки моторики: лишние удары – возможно заинтересованы теменно-височные отделы, недостаточность ударов, замедленность, персеверация и др. – возможно заднее – лобные отделы.
По речевой инструкции Стучи по 2 раза, теперь по 3 раза, 2 раза слабо и 3 раза сильно, еще раз повтори. Оценка ошибок позволит уточнить – это дисфункция премоторных, задне-лобных отделов коры левого полушария, или дисфункция афферентных систем нижне-теменных отделов мозга. В первом случае ошибки по типу персевераций, во втором - замедленность, моторные трудности выполнения.

Наши рекомендации