Классификация психического дизонтогенеза
Исходя из основного качества нарушения развития, психический дизонтогенез может быть представлен такими вариантами:
{ | 1. | Недоразвитие. | } | Аномалии, вызванные отставанием в развитии. | |
2. | Задержанное развитие. | ||||
{ | 3. | Поврежденное развитие. | } | Аномалии, вызванные выпадением отдельных функций. | |
4. | Дефицитарное развитие. | ||||
{ | 5. | Искаженное развитие. | } | Аномалии, вызванные асинхронией (диспропорциональностью) в развитии. | |
6. | Дисгармоничное развитие. |
• Общее стойкое недоразвитиеобусловлено ранним возрастным поражением, когда выражена незрелость мозговых структур в силу первичного дефекта: генетическим фактором, повреждением мозга в пренатальный, перинатальный и постнатальный периоды развития плода.
Вторичный дефект формируется за счет недостаточности воздействия со стороны наиболее страдающих высших психических функций (недоразвитие «сверху вниз»), а также недостаточности воздействия дефектных базальных функций на высшие (недоразвитие «снизу вверх»).
Общие признаки стойкого недоразвития:
- характерна инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях с трудностью их перестройки;
- формирование иерархических связей сильно затруднено;
- различные функции недоразвиты неравномерно;
- элементарные эмоции, моторика, память, восприятие нарушены в меньшей степени, чем речь, особенно страдает интеллект.
• Задержанное развитие отличается от стойкого недоразвития парциальностью поражения отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью регуляторных систем. Для него характерна мозаичность поражения, при которой, наряду с дефицитарными функциями, имеются и сохранные. Задержанное развитие может быть вызвано:
- генетическими факторами;
- соматогенными факторами (хронические заболевания);
- неблагоприятные условия воспитания (психогенный фактор);
- церебрально-органическая недостаточность резидуального характера (травмы мозга, инфекции, интоксикации).
Первичный дефект нарушает развитие отдельных базальных звеньев психических процессов ввиду недостаточности отдельных корково-подкорковых функций (праксиса, гнозиса, речи, памяти).
Вторичный дефект проявляется как влияние базальных процессов на высшие функции. Ведущая координата нарушения развития – «снизу вверх».
Признаки задержанного развития:
- инертная фиксация элементарных связей в базальных звеньях;
- мозаичность поражения, когда дефицитарные функции сочетаются с сохранными;
- парциальность поражения - отдельные корково-подкорковые функции недоразвиты при сохранности высших регуляторных систем;
- асинхрония развития с проявлениями эмоционального инфантилизма, замедлением темпа познавательной деятельности, общей повышенной истощаемостью (хронической астенией).
• Поврежденное развитие имеет ту же этиологию, что и задержанное или органическое недоразвитие (наследственные заболевания, травмы ЦНС, пре- пери- и постнатальные инфекции, интоксикации).
Основное отличие - патологическое воздействие на мозг в возрасте старше 2-3 лет, когда большая часть мозговых систем уже сформирована. Повреждение ведет к изоляции отдельных систем.
Признаки поврежденного развития:
- расстройства эмоциональной сферы с расторможенностью влечений;
- нарушения целенаправленной деятельности;
- распад сложных иерархических связей;
- грубый регресс интеллекта и поведения в целом.
• Дефицитарное развитие обусловлено тяжелыми нарушениями или повреждениями отдельных систем: анализаторных, опорно-двигательного или инвалидизирующими заболеваниями.
Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к недоразвитию функций (их замедлению), связанных опосредованно. Нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Преимущественной координатой нарушений выступает направление «снизу вверх».
Признаки дефицитарного развития:
- асинхрония проявляется как недоразвитие разной степени одних анализаторных систем при сохранности других;
- явление изоляции: функции, развивающиеся ускоренно, не "подтягивают" другие функции; так, глухота тормозит развитие речи, а нарушения зрения приводят к нескоординированности речи и действия.
При дефицитарном развитии компенсация недоразвившихся функций происходит за счет сохранности других каналов связи и интеллекта. Это возможно только при коррекционном обучении. При отсутствии такового возникает сенсорная депривация, приводящая к торможению познавательной активности и недоразвитию личности.
• Искаженное развитие - сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, которые приводят к качественно новым патологическим образованиям (например, ранний детский аутизм).
Признаки искаженного развития:
- асинхрония наиболее выражена и противоположна нормальному онтогенезу: так, опережающее развитие речи обгоняет формирование локомоторных функций (в раннем детстве), а развитие вербального интеллекта опережает мануальный интеллект (в дошкольный период);
- явление изоляции: отдельные функции формируются вне взаимодействия с другими, что приводит к их фиксации, к стереотипии в речи, игровых действиях, мышлении.
• Дисгармоничное развитие по своей структуре напоминает искаженное развитие. Сходство выражено в:
- сочетании ретардации одних систем с парциальной акселерацией других;
- нарушении иерархии в последовательности развития ряда психических функций.
Отличие дисгармоничного развития от искаженного заключается во врожденности либо ранней приобретенности стойкой диспропорциональности развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер психики. Это приводит к раннему формированию психопатий и патологическому формированию личности. Согласно типологической модели П.Б. Ганнушкина различают психопатии:
ЦИКЛОИДНЫЕ
- конструктивно-депрессивные;
- конститупионалъно-возбужденные;
- цикломики;
- эмотивно-лабильные.
АСТЕНИКИ; | ИСТЕРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРЫ; | |
ШИЗОИДЫ: | ||
- мечтатели. | НЕУСТОЙЧИВЫЕ ПСИХОПАТЫ; | |
ПАРАНОИКИ: | ||
- фанатики | АНТИСОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОПАТЫ; | |
ЭПИЛЕПТОИДЫ. | КОНСТИТУЦИОНАЛЬНО ГЛУПЫЕ. |
****************************************************************