Нормативно-правовая база усыновления (удочерения) и поддержки семей, усыновивших (удочеривших) детей, в современном российском обществе
Сложно понять, о чем думает женщина, решившая отдать в детский дом своего ребенка. Наверное, это просто нужно пережить. Но рассмотреть следует другое – о чем должны думать родители, решившие усыновить ребенка из детского дома.
Детские дома России переполнены детьми-отказниками, детьми-сиротами, детьми, чьи родители оказались неспособными к воспитанию. Решение отдать ребенка в детский дом не все принимают легко, многие по молодости и глупости, некоторые – в силу тяжелых жизненных обстоятельств. Преимущество, которое есть у таких родителей, а зачастую у одной только матери – если она твердо решила, что делает правильно, то она свободна на всю оставшуюся жизнь, даже от мук совести.
А вот решение пойти в детский дом и усыновить ребенка влечет довольно серьезные последствия. Семья или отдельно усыновитель должен ознакомиться первым делом с актуальными нормативно-правовыми актами в сфере усыновления(удочерения), так как не всегда, директор детского дома и другие должностные лица, связанные тем или иным образом с вопросами усыновления, ведут себя адекватно и выдвигают правомочные требования к усыновителям, поэтому приемные родители должны быть «подкованы» во всех вопросах, касающихся процедуры усыновления.
Основным нормативно-правовым актом в котором дано определение, значение и формы усыновления (удочерения) является Семейный кодекс Российской Федерации (глава 19 «Усыновление (удочерение) детей», глава 20 «Опека и попечительство над детьми», глава 21 «Приёмная семья»), далее нормативную базу можно разделить на нормативные и подзаконные акты.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (глава 29 «Усыновление (удочерение) ребёнка»)
Федеральное законодательство:
1) ФЗ от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
2) ФЗ от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»
3) ФЗ от 16.04.2001 №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»
4) ФЗ от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
5) Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 №275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учёт консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновлённых иностранными гражданами или лицами без гражданства»
6) Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 № 275 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»
7) Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 25.12.1995 № 369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью»
8) Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.09.1996 № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приёмными родителями»
Законодательные акты Московской области:
1) Закон Московской области от 29.12.2007 № 240/2007-ОЗ «Об организации и деятельности органов опеки и попечительства Московской области»
2) Закон Московской области от 05.07.2006 № 98/2006–ОЗ «О материальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление в семьи граждан Российской Федерации»
3) Закон Московской области от 29.12.2007 № 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Для того чтобы заинтересовать и мотивировать семьи, которые хотят усыновить ребенка, но все еще сомневаются, государством предусмотрены выплаты при усыновлении.
При усыновлении одного ребенка будет выплачена единоразовая помощь на ребенка, в размере около 300 000 рублей. После этого приобретается статус в государстве – приемная семья, выплаты на ребенка будут поступать ежемесячно.
Каждый регион России имеет собственные нормативы выплат для детей сирот и опекунов. Также на законодательном уровне закреплена поддержка ребенка в образовании, отдыхе и лечении. Всевозможными льготами поддерживается ваша опека. Выплаты не являются единственной поддержкой семьи. К примеру, государством компенсируются расходы на коммунальные услуги, а также предоставляется бесплатный проезд в транспорте.
Кроме того, если в семье есть другие дети, и в сумме с приемными их количество составляет три и больше, предоставляются льготы, как многодетной семье. А если взяли ребенка с психическими или физическими отклонениями под опеку, полагаемые выплаты, будут увеличены на 30%. Этих сумм хватает для полноценного содержания ребенка, учитывая, что родители (родитель) будет иметь собственную заработную плату.
Также семьи, усыновившие ребенка имеют право на различные выплаты и пособия:
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
Право на единовременное пособие, при передаче ребенка на воспитание в семью в случае усыновления, имеет один из усыновителей.[15] В случае передачи на воспитание в семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка.
Размер единовременного пособия ФЗ от 3 декабря 2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» установлен размер индексации государственных пособий гражданам, имеющим детей, предусмотренных ст. 42 ФЗ от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», с 1 января 2013 года[16].
Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в 2013 году составляет 13 087,61 руб. При усыновлении с 1 января 2013 года ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка.
Размер единовременного пособия выплачивается с учетом регионального коэффициента, а также может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации за счет средств регионального бюджете. Кроме того, законодательством субъекта усыновителям могут предоставляться различные выплаты и дополнительные льготы.
ФЗ от 2 июля 2013 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что в случае усыновления после 1 января 2013 года ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка.
Для решения вопроса о назначении пособия необходимо обратится в орган опеки и попечительства по месту жительства (регистрации по месту жительства) одного из усыновителей. Пособие назначается и выплачивается по месту жительства одного из усыновителей органом, уполномоченным производить назначение и выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Для назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в орган опеки и попечительства представляются:
1) заявление о назначении пособия;
2) копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении. Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью выплачивается не позднее 10 дней с даты представления всех необходимых документов[17]
Компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу. В соответствии с ч. 5 ст. 65 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
Лица, имеющие право на получение компенсации Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
Размер компенсации части родительской платы Родителям (законным представителям) детей компенсация части родительской платы назначается в следующих размерах: на первого ребенка
1) в размере не менее 20 % размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации; на второго ребенка
2) в размере не менее 50 % размера указанной родительской платы; на третьего ребенка и последующих детей
3) в размере не менее 70 % размера указанной родительской платы.
Для получения компенсации части родительской платы один из родителей (законных представителей) однократно представляет в государственное или муниципальное дошкольное образовательное учреждение:
1) заявление на получение компенсации части родительской платы на каждого ребенка;
2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя, и его копия;
3) справка о составе семьи;
4) реквизиты банковского счета.
Суммы компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Ежемесячные выплаты усыновителям, осуществляющим уход за ребенком- инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. С 1 января 2013 г. Указом Президента РФ от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» установлена ежемесячная выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.
Данная выплата осуществляется родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю). Размер выплаты составляет 5500 рублей. Ежемесячные выплаты производятся к установленной ребенку-инвалиду или инвалиду с детства I группы пенсии в период осуществления ухода за ним. Ежемесячные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы на период осуществления ухода за ним. Ежемесячные выплаты устанавливаются на основании документов, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение ребенка-инвалида или инвалида с детства I группы. Для усыновителей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, размер ежемесячных выплат увеличивается на соответствующий районный коэффициент.
Ст. 2 ФЗ от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дает определение следующих понятий:
1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей,
2) меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных Федеральным законом.
Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом; государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Лица, имеющие право на материнский капитал:
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 256-ФЗ право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших)второго ребенка начиная с 01.01.2007г.;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 256-ФЗ при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
П. 7 ст. 3 Закона № 256-ФЗ: «Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 61 статьи 7 Закона № 256-ФЗ».
В п. 61 ст. 7 Закона № 256-ФЗ установлено, что заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией.
На 2015 год в соответствии с проектом Федерального закона о бюджете, увеличение размера материнского капитала составило 5,5 процентов, что соответствует сумме 453 026 руб. В 2016 году сумма по сертификату не индексировалась.
Предоставление отпусков работникам, усыновившим ребенка:
Виды отпусков:
Отпуска, предоставляемые работникам, усыновившим ребенка в возрасте до 3- х месяцев:
1) Отпуск на период со дня усыновления - при усыновлении одного ребенка - отпуск на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка;
- при одновременном усыновлении двух и более детей - отпуск на период со дня усыновления детей и до истечения 110 календарных дней со дня их рождения;
2) Отпуск по беременности и родам (обеспечение сохранения тайны усыновления) - при усыновлении одного ребенка – отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней;
1) при одновременном усыновлении двух и более детей,
2) отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления и до истечения 110 календарных дней со дня их рождения.
3) Ежегодный оплачиваемый отпуск - оплачиваемый отпуск по заявлению работника, усыновившего ребенка (детей) в возрасте до 3-ех месяцев должен быть предоставлен ему до истечения шести месяцев непрерывной работы.
Отпуск, предоставляемый работникам, усыновившим ребенка в возрасте до 3-х лет:
Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.
Данный отпуск может быть предоставлен как женщине, так и мужчине. В случае усыновления ребенка (детей) обоими супругами указанный отпуск предоставляется одному из супругов по их усмотрению.
Для получения отпуска по уходу за ребенком работник, усыновивший ребенка (детей), подает по месту работы:
1) заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности;
2) решение или копию решения суда об усыновлении ребенка;
3) копию свидетельства о рождении ребенка (детей);
4) при усыновлении ребенка (детей) обоими супругами работником дополнительно представляется справка с места работы (службы, учебы) супруга о том, что указанный отпуск им не используется или что супруга не находится в отпуске по беременности и родам.[18]
Предоставление работнику отпуска оформляется приказом работодателя с указанием в нем продолжительности каждого отпуска.
Согласно статье 257 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения 70 календарных дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения.
По желанию работников, усыновивших ребенка (детей), им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им (ими) возраста трех лет.
В случае усыновления ребенка (детей) обоими супругами указанные отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению.
Женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо отпуска на период со дня усыновления предоставляется отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения.
Порядок предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 719.
В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
В случае, если застрахованное лицо в указанный период не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
В средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации.