Закономерности ощущений

В качестве закономерностей ощущений рассматривают нижний абсолютный порог чувствительности, верхний абсолютный порог чувствительности, порог различения, адаптацию, компенсацию, сенсибилизацию и синестезию.

Нижний абсолютный порог чувствительности — это минимальная величина раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение. При уменьшении силы раздражителя имеют место подпороговые ощущения. Верхний порог чувствительности — это максимальная величина раздражителя, при которой сохраняются ощущения данного вида. За этим порогом свет ослепляет, звук оглушает. Между порогом и чувствительностью существует обратная связь: чем выше порог ощущений, тем ниже чувствительность человека, и наоборот. Величина порогов и чувствительность обусловлены действием социальных и психологических факторов.

Порог различенияпредставляет собойминимальную разницу в раздражителях, которая вызывает едва заметную разницу в ощущениях. Этот факт впервые был выявлен французским ученым П. Бугером. Немецкий ученый М. Вебер в XIX веке пришел к выводу, что пороги различения — это величина более или менее постоянная. К примеру, для слуховых ощущений величина порога составляет 1 / 10, для зрительных ощущений — 1 / 100 первоначальной величины. Сформулированное положение было названо законом Бугера — Вебера. Отталкиваясь от экспериментальных данных Э. Вебера, немецкий физик Г. Фехнер вывел основной психофизиологический закон: если интенсивность раздражений возрастает в геометрической прогрессии, то ощущения будут расти в арифметической прогрессии.

Адаптация — это изменение чувствительности анализатора в процессе приспособления к действующему раздражителю. Обычно адаптация рассматривается на трех уровнях: физиологическом, психологическом, социальном. Адаптация бывает позитивная (повышение чувствительности анализаторов в процессе приспособления к слабо действующему раздражителю); негативная (притупление ощущения в результате продолжительного действия раздражителя; изменение чувствительности анализатора в результате действия сильного раздражителя).

В процессе приспособления к новым условиям жизнедеятельности на этапе профессионального обучения имеет место дидактическая, социально-психологическая и профессиональная адаптация.Дидактическая адаптация—этоприспособление студентов к формам и методам обучения, формам контроля и оценки знаний. Социально-психологическая адаптация— этоприспособление к новому социуму, к его традициям, нормам и правилам поведения, установление взаимоотношений с членами этого социума. Профессиональная адаптацияпредставляет собой вхождение студентов в условия учебно-профессиональной деятельности посредством усвоения ее содержания, способов решения задач, формирования профессионально важных характеристик.

Адаптация связана с явлением кризиса. Кризисы, переживаемые в адаптации, носят стихийный, неуправляемый со стороны образовательной среды вуза характер. Под стихийным кризисом в адаптации понимаем непродолжительный во времени период (от месяца до полугода) с достаточно отчетливыми границами, связанный с резким снижением показателей адаптированности студентов в процессе вхождения их в образовательный процесс вуза. Болезненный характер их переживания вызван осознанием студентами своей неспособности к эффективному овладению новыми способами учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности на этапе вузовского обучения.

Выявлено, что в дидактической адаптации студенты переживают кризис успешности и компетентности, в профессиональной — кризис профессионального выбора, в социально-психологической адаптации — кризис взаимоотношений.

Симптоматика кризиса успешности и компетентности, переживаемого первокурсниками в дидактической адаптации, включаетрезкое снижение успеваемости, ухудшение представлений студентов о собственной успешности и компетентности в решении учебно-познавательных задач, ослабление у студентов желания учиться, снижение познавательных мотивов учебной деятельности, возрастание тревожности, неустойчивость настроения, снижение активности и ухудшение самочувствия.

Симптоматика кризиса профессионального выбора в профессиональной адаптации — ухудшение представлений студентов о педагогической профессии, информационный «голод», вызванный неполучением новых сведений о выбранной профессии, снижение или утрата удовлетворенности сделанным профессиональным выбором, усиление внешних отрицательных мотивов учебно-профессиональной деятельности.

К симптомам кризиса взаимоотношений в социально-психологической адаптациипервокурсников можно отнести отрицательную динамику представлений о группе, информационный «голод», обусловленный отсутствием реальных знаний о сокурсниках; повышенную тревожность в общении со сверстниками, неудовлетворенность во взаимоотношениях в группе, высокую тревожность, обусловленную контактами с преподавателями; снижение коммуникативных мотивов учебно-познавательной деятельности.

Компенсация— это более совершенная работа органов чувств, более интенсивная их работа при наличии одного или нескольких сенсорных дефектов. Жизнь и творчество кандидата психологических наук О. И. Скороходовой, утратившей зрение и слух в раннем детстве, показывают, что успешная адаптация к условиям жизнедеятельности происходит за счет компенсации: интенсивного развития обонятельного, осязательного и вибрационного анализаторов.

Взаимодействие ощущений—этоизменение чувствительности анализатора под воздействием раздражения других органов чувств. Взаимодействие ощущений проявляется в процессах сенсибилизации и синестезии.

Сенсибилизация—этоповышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних (психических) факторов. Сенсибилизация может быть вызвана: а) взаимодействием ощущений (слабые слуховые или вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность); б) значимостью или ожиданием воздействия, установкой на различение определенных раздражителей; в) физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ);
г) тренировкой, упражнением (фонематический слух развивается в процессе занятий по иностранному языку).

Синестезия—это возникновение в результате воздействия раздражителя на один орган чувств ощущения, характерного для другого органа чувств. С явлением синестезии, преобразованием звуковых образов в цветные, мы сталкиваемся при посещении дискотек. Это явление используют авторы при создании художественного образа: «От ее тонкого пронзительного голоса у Артура стало кисло во рту» (Э. Л. Войнич).

Наши рекомендации