Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии

Базовая предпосылка принципов восприятия в гештальт-психологи состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, объединяясь между собой, чтобы создать структуру, которая выделялась бы на общем фоне.

Согласно гештальт-теории, первичная деятельность нашего мозга по визуальному восприятию объектов заключается не в накоплении их отдельных проявлений. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует на отдельные элементы визуальных входных сигналов и не связывает их вместе с помощью механического процесса ассоциации. Мозг представляет собой динамичную систему, в которой все элементы являются активными в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые являются одинаковыми или близкими друг другу, стремятся к объединению, а элементы, которые являются несходными или далекими друг от друга, не объединяются.

Независимость целого от качества составляющих его элементов проявляется в доминировании целостной структуры над ее составляющими. Так, для целостного восприятия человеческого лица достаточно лишь нескольких элементов его контура [7].

Итак, принципы восприятия согласно гештальт-психологии:

Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

1. Принцип близости.Объединение в единую форму элементов, расположенных близко друг к другу во времени или пространстве. На рисунке 6 мы видим два квадрата, заполненные кругами, проходящими горизонтальными и вертикальными линиями. Объединение по вертикали или горизонтали происходит исключительно в мозгу, ведь с точки зрения структурализма ни одна из конфигураций не будет необходимой. Таким образом, близость приводит к двум эффектам. Во-первых, объединяет или интегрирует элементы, что называется принадлежностью, а во-вторых, она разделяет элементы, не объединенные близостью, например, отделяет колонки квадратов. Считается, что эта интеграция/сегрегация лежит в основе отношений фигура/фон и отвечает за группировку отдельных элементов в процессе восприятия.

Рисунок 6. Принцип близости

Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии - student2.ru


2. Принцип сходства
. Объединение в единую форму элементов, имеющих сходные черты. Чем больше части картинки похожи друг на друга по какому-либо зрительно воспринимаемому качеству, с тем большей вероятностью они будут восприниматься как расположенные вместе. В качестве группирующих свойств может выступать сходство по размеру, форме, по расположению частей. В единую целостную структуру объединяются также элементы с так называемой хорошей формой, т.е. обладающие симметрией или периодичностью. Так, несмотря на то, что круги и квадраты на рисунке 7 расположены на одинаковом расстоянии, мы группируем фигуры в столбцы аналогичных элементов: кругов и квадратов.

Рисунок 7. Принцип схожести.
Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии - student2.ru

Современная психофизическая методология пытается выяснить, какой принцип гештальта первичен - близости или схожести. Увеличивая расстояние между рядами на рисунке 7 можно определить, когда принцип близости возобладает над принципом схожести (рисунок 8).

Рисунок 8.

Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии - student2.ru
3. Принцип заполнения пробелов, или принцип замкнутости
говорит о том, что мы стремимся завершить незаконченные фигуры – мы заполняем существующие пробелы. Мозг всегда стремится свести фрагментарные изображения в фигуру с простым и завершенным контуром.

Таким образом, на рисунке 9 только из-за активной обработки разумом мы склонны видеть треугольники, а не ряд разъединенных линий.

Рисунок 9. Принцип замкнутости

Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии - student2.ru

4. Принцип Симметрии.Рисунок 10 показывает, что на верхнем изображении мы воспринимаем ромб, хотя часть его закрыта кругом. Обратите внимание, что ни один из трех других возможных путей завершения конструкции на рисунке ниже не кажется предпочтительным. Способность воспринимать конструкцию именно ромбом называют амодальным завершением; разум работает без использования сенсорного восприятия – зрения, завершая конструкцию амодально по принципу симметрии, ведь зрительно невозможно увидеть скрытую часть ромба.

Рисунок 10. Принцип симметрии.

Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии - student2.ru

5. Принцип общей судьбы. Это расчленение воспринимаемых объектов на простые составляющие с каким то общим признаком. Так, например, на рисунке 11 наблюдатель может выделить прямую и изогнутую соприкасающиеся линии (рисунок 12), хотя в принципе рисунок мог бы состоять из двух элементов, содержащих в себе и прямой и изогнутую часть отрезка (рисунок 13).

Рисунок 11. Принцип общей судьбы.

Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии - student2.ru

Рисунок 12 и рисунок 13.

Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии - student2.ru
6. Принцип вхождения без остатка.Принцип вхождения без остатка это способность структурировать элементы в единую форму без каких либо исключений. Согласно принципу близости, мы на рисунке объединили бы в фигуру две узкие вертикальные полосы, но поскольку по краям остаются еще две линии – мы объединяем линии в три широкие полосы, и тут принцип вхождения без остатка преобладает над принципом близости.

Рисунок 14. Принцип вхождения без остатка.

Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии - student2.ru

7. Принцип непрерывности.Объединение в единую форму элементов, имеющих одно направление. В нашем восприятии существует тенденция следования в направлении, позволяющем связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придать им определенную ориентацию. На рисунке 15 мы группируем находящиеся на одной линии элементы в наклонную линию, а другие элементы воспринимаются разрозненными и расположенными беспорядочно

Рисунок 15. Принцип непрерывности

Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии - student2.ru

Этот принцип подводит нас к самому основному общему принципу группировки,относящемуся к сущности или конечному смыслу восприятия, который Вертгеймер назвал законом Prägnanz (Законом Прегнантности). Согласно этому закону, перцептивная организация стремится быть настолько хороша, насколько позволяют существующие условия.

Закон прегнантности стал одним из основных принципов гештальт-психологии.

Закон прегнантности или равновесия, базируется на том, что человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. В контексте принципа фигуры и фона это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее "удобоваримую", с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют "хорошим гештальтом".

Мы видим наш мир упорядоченно, последовательно и экономно настолько, насколько это позволяют существующие условия. Хороший гештальт симметричен, прост и стабилен, как, к примеру, мыльный пузырь, и не может быть упорядочен более или сведен к более простой форме. Поэтому на рисунке 16 мы склонны видеть квадрат и прямоугольник, а не сочетание более сложных форм. Изображение на рисунке дает интуитивное подтверждение этого закона.

Рисунок 16. Пример действия закона Прегнантности

Принципы организации восприятия согласно гештальт-психологии - student2.ru

Принцип фигуры и фона.Любой образ или предмет имеет тенденцию восприниматься как фигура, выделяющаяся на определенном фоне. Эдгар Рубин (Edgar Rubin, 1886-1951) рассматривал два компонента значимых перцептивных отношений как Фигуру (объект) и Фон. Фигура относится к "предметности" объекта, тогда как фон передает остальную часть сцены. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый стимул - обратимые лица/ваза. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план. Рубин считал такой результат свидетельством интеграции и сегрегации значимых сущностей, существующих в мире. Тут можно вернуться к рисунку 4 (ваза Рубина), в которой последовательно можно рассмотреть как белую вазу, так и два черных профиля человеческих лиц, смотрящие друг на друга. В первом варианте фигурой будет белая ваза, во втором случае ваза является фоном, а черные силуэты становятся фигурой.

Впоследствии принципы прегнантности и фигуры и фона были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом "здесь и сейчас", согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальт-психологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф.Перлзом, Е.Полстером и рядом других гештальт-психологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальт-психологии.

Гештальт-подход подвергался критике за излишнюю расплывчатость и неопределенность терминологии. Например, что означает слово "хороший" в определении гештальта? Как мы можем знать, что данная перцептивная организация является наилучшей возможной? Даже незначительное изменение структуры стимулов может не позволить точно определить понятия "хорошести".

Заключение.

Гештальт-психология как направление в психологии возникла как альтернатива структурализму в связи с необходимостью инструментального исследования психики человека, в частности, восприятия, это было поначалу поистине первое экспериментальное направление в психологии. Развиваясь из экспериментов по восприятию, гештальт-психология оспаривала существующие на тот момент подходы, дополняя и обогащая исследовательский и экспериментальный опыт психологии как науки.

Гештальт-психология не ограничивается одним только восприятием, акцентуация на восприятии была необходима как основной аргумент критики в период главенствования идей теории Вундта.

Работы гештальт-психологов заложили новые подходы к разнообразным проблемам - от творческого мышления до активности личности. Многообразные исследования психики позволили понять закономерности развития восприятия, мышления и личности, сформировать принципиально отличные от прежних экспериментальные методики. [2]

Среди других достижений гештальт-психологии следует отметить: концепцию «психофизического изоморфизма» (тождества структур психических и нервных процессов); представление о «научении через инсайт»; новую концепцию мышления (новый предмет воспринимается не в своем абсолютном значении, но в его связи и сопоставлении с другими предметами); представление о «продуктивном мышлении» (т.е. творческом мышлении как антиподе репродуктивного, шаблонного запоминания); выявление феномена».

В книге «Теория поля и обучение» (1942) Левин раскрыл содержание важного для него понятия временной перспективы, которая определяет поведение человека в жизненном пространстве и служит основой целостного восприятия себя, своего прошлого и будущего.

Эти исследования легли в основу разработанной им теории конфликтов. Он выявил и описал три типа конфликтов: «стремление-стремление», «избегание-избегание», «стремление-избегание». В его экспериментах на вызванную агрессию было доказано, что искусственно созданная ситуация фрустрации способна вызвать Конфликт, провоцирующий испытуемого на разные виды агрессии - против себя, других, ситуации. Левину также принадлежит описание наиболее распространенных стилей общения - демократического, авторитарного, попустительского, а также исследование условий, способствующих выделению лидеров, звезд и отверженных в группах. Эти исследования Левина стали основой нового направления в социальной психологии - процессы групповой динамики.

Исследования Левина помогли создать экспериментальные методы исследования в социальной психологии и психологии личности. Таким образом, он создал новые направления в обеих этих областях, хотя его последние работы получили более широкое распространение, чем работы по исследования мотивации. Социально-психологические эксперименты также помогли Левину, единственному из всех гештальт-психологов, создать новую научную школу в США. [2]

Маслоу серьезно изучал гештальт-психологию, которая исследует восприятие, познание и другие виды сложных проявлений человеческого разума комплексно, целой системой. Он восхищался Максом Вертгеймером (Max Wertheimer), чья работа о продуктивном мышлении была тесно связана с работами Маслоу о познании и креативности. Для Маслоу, как и для представителей гештальт-психологии, основным элементом эффективного мышления и творческого решения проблем является способность воспринимать и осмысливать, скорее, нечто целое или его модели, а не отдельно взятые части.

Фриц Перлз (1893– 1970) , пересмотрев теории Фрейда и взяв за основу принципы гештальт-психологии, создает новое направление в психотерапии: гештальт-терапию, цель которой осознавание непосредственного опыта. На передний план выходит вопрос: «Что Вы чувствуете сейчас?».

Цикл контакта Ф. Перлза:

Гештальт-терапия фокусируется на наших отношениях со средой, как внешней, так и внутренней. Встреча и взаимодействие человека со средой без потери индивидуальности – это и есть контакт. Чтобы встретиться с чем-либо, необходимо иметь опыт выделения себя в окружающей среде, опознавания своей границы и опыт опознавания различий между собой и другими («как он другой»). В гештальт-терапии есть понятие границы-контакта: пространства, принадлежащего встрече, а не индивиду или среде.

Цикл контакта – это динамика образования гештальта, фигуры из фона, ее формирование и последующее разрушение. Состоит из нескольких стадий сопровождающихся возникновением напряжения на границе контакта организм-среда, вызванного внутренними импульсами или внешними раздражителями, а затем деятельностью организма, направленную на уменьшение этого напряжения и возвращению к энергетическому балансу организма. Последовательность последовательность построения-разрушения гештальтов называемая динамический цикл контакта применяется гештальт-терапевтами в современном консультировании.

Здесь-и-сейчас.

Человек создает себя заново и находит себя снова и снова. Он переживает жизнь во всех проявлениях, открывая в себе необходимые ресурсы для того, чтобы справиться с новыми вызовами и требованиями жизни. Принцип «здесь-и-сейчас» широко используется в гештальт-терапии, он означает, что актуальные потребности организма всегда находятся в настоящем. Ф.Перлз предлагал использовать принцип «здесь и сейчас» в реальной жизни, а не только в ситуации психологического консультирования.

Таким образом, гештальт-психология привнесла в науку новые подходы в изучении восприятия, мышления и сознания; структурировала принципы восприятия исходя из принципа целостности воспринимаемого образа; законы прегнантности, принцип фигуры и фона, а так же теорию поля К.Левина, “здесь-и-сейчас” Ф.Перлза, которые применяются и в настоящее время в психотерапии и психологическом консультировании.

Список литературы:

1. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2000. – 592 с.: ил. (Серия «Учебник нового века»

2. Марцинковская Т.Д.История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.

3. Шульц Д., Шульц С.История современной психологии. Издательство "Евразия", Санкт-Петербург, 2002 - 533 с.

4. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. Изд. третье, исправленное. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 512с.

5. Лихи. Т. История современной психологии / Т. Лихи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

6. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зин­ченко. — М.: Прогресс, 1987. — 336 с.: ил. 213.

7. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. – Л., 1976. – С. 5

8. Выготский Л.С. Собрание сочинений., т. 1. М., 1982, с. 307—308

9. Ждан, А. Н. История психологии: Учебник. / А. Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – 367 с.

10. Ярошевский М. Г. История психологии. От античности до середины ХХ в. Учеб. пособие. – М., 1996. – 416 с.

Наши рекомендации