Есенин «Гой ты, Русь, моя родная», Михаил Лермонтов «РОДИНА», Ахматовой «Родная земля»
Вопросы части 1.
Изречения выражающие в лаконичной форме– афоризм
Как называется художественное средство, представляющее собой эмоционально-оценочное определение (на МОГУЧЕМ теле, от ВЕЛИКОГО Дону)? Эпитет
Как называются персонажи упоминаемые в речи героев но не появляющиеся на сцене --внесценические персонажи
Стихи Есенина -Мы теперь уходим понемногу каким размером написано--- хорей
7. Как называется последовательность событий, развитие действия в художественном произведений – сюжет
32. Как называется ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпических произведений.сюжет
Для усиления выразительности речи Ахматова прибегает к изменению обычного порядка слов. Как называется этот прием? – Инверсия
Укажите род литературы которому относится некрасовская поэма воссоздавшая картину народной жизни в пореформенную эпоху- эпос
Красоте Шираза лирический герой противопоставляет прелесть рязанских раздолий. термин которым обозначается такое противопоставление–антитеза 13.Какой размер у стиха кто из камня из глины.... Цветаевой – АМФИБРАХИЙ
Размер стихотворения Шаганэ ты моя - анапест
Какой размер у стиха пастернака Гамлет-хорей.
Каким термином обозначается художественный прием основанный на несоответствии подразумеваемго смысла слова и его прямого значения(полицмейстер был некоторым образом...благотворитель в городе)? -ирония
Как называется художественное преувеличение, использованное поэтом в строке: "...луна там огромней в сто раз"?гипербола
Жизненная позиция и мнения участников данной сцены различны. Укажите термин обозначающий сопротивление, противоборство персонажей каких либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения? -конфликт
Авторское определение жанра онегина --роман в стихах
Какой фольклорный жанр использует автор "Слова", что бы передать горе и тревогу Ярославны-Плач
23.Обращение Ярославны к силам природы представляет собой развернутое высказывание одного лица. Монолог
Укажите средство художественной выразительности, основанное на сопоставлении явлений «И Игорь князь поскакал горностаем, полетел соколом»--сравнение
Какой прием использован в следующих строкахКто создан из камня, кто создан из глины -повтор
28. смежные строки имеют одинаковое начало, как называется такая стилистическая фигура?
Много дум я в тиши передумал- анафора
Укажите название стилистической фигуры, оборота поэтической речи, использованного автором, что бы подчеркнуть молодость Ленского - Простим горячке юных лет - Повтор.
Укажите классический жанр лирики, черты которого присутствуют в есенинском стихотворении ( грустное философское размышление о смысле бытия).-Элегия
Какое средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одного предмета или явления на другое , ипользует поэт в строке: « Влачил я цепь тяжелых лет….» -метафора
Размер стих Маяковского А вы могли бы- ямб
Вопросы части 2.
Как кольцевая композиция стих-ия Блока о доблестях о подвигах о славе помогла поэту показать драму любви.
Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе" имеет структуру кольцевойкомпозиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах. Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости.Кольцевая композиция подчеркивает возвращение к определенному витку спирали времени.
В каких произведениях русских поэтов звучит драма неразделенной любви
ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ А. Ахматова
Можно сопоставить в неразделенности чувства, в расставании, в душевном смятении лирического героя, невозможности повернуть время вспять.
"Не бродить, не мять в кустах багряных лебеды..." Есенина стихотворение абсолютно аналогично по теме и даже композиция также кольцевая
Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — все косится в сторону!
Любовь в лирике Марины Цветаевой — безграничное море, неуправляемая стихия, которая полностью захватывает и поглощает. Лирическая героиня Цветаевой растворяется в этом волшебном мире, страдая и мучаясь, горюя и печалясь. Цветаева в любви бескомпромиссна, ее не устраивает жалость, а только искреннее и большое чувство, в котором можно утонуть, слиться с любимым и забыть об окружающем жестоком и несправедливом мире.
Маяковский «Лиличка».
какие произведения русских поэтов адресованы любимой женщине и в чем их можно сопоставить с лермонтовским "Валерик"
У Лермонтова неразделенная любовь связанна с душевной трагедией, с переживаниями, с грустью и страданием. У Пушкина в стихотворении «Я вас любил…» на первый план выходит уважение к предмету любви и предоставление ей полной свободы выбора, принятие этого выбора, и легкое светлое чувство печали от неразделенности любви.
Маяковский в любви такой же романтик , как и Лермонтов. Для него неразделенность в любви –это трагедия, это душевная травма, равносильная смерти. Чувство охватывает целиком лирического героя.
какие произведения русских поэтов близки блоковскому ощущению России.
и какие мотивы сближают их произведения с Есенинскими стихами.
Есенин «Гой ты, Русь, моя родная», Михаил Лермонтов «РОДИНА», Ахматовой «Родная земля».
Для Блока Россия – это нечто одухотворенное, мистическое. Можно даже сравнить отношение к России с отношением к загадочной женщине – незнакомке. Она не разгадана им до конца и этим прекрасна и притягательна. Для Блока Россия оставалась тайной, но тайной манящей и незабываемой. Все его стихи этого времени — влечение к Родине, ее болям и радостям, к ее светлой и нищей красоте. Россия для Блока – это нечто преодолевающее время и пространство, нечто вечное, остающееся неизменным в своем характере.
Общее для Блока, Есенина и Лермонтова то, что любовь к Родине непременно связанна с природой, с образом русской деревни, с чувством простоты и гармонии, со зримыми родными ландшафтами. Но у Блока- символиста ярче незримое, неосязаемое духовное чувство к Родине. Он не просто любит свою страну, ее природу, народ, он пытается разгадать душу России, понять ее настоящее и определить будущее. Внимание его сосредоточивается на судьбе народа, на взаимоотношениях интеллигенции и народа.
В чем своеобразие понимания патриотизма лирической героиней стихотворения
Ахматовой « Родная земля»
В отличии от Блока и Есенина у Ахматовой чувство к родине прозаичней. Для нее Родина –это грязь на калошах, она не кажется обетованным раем, не бередит ее сны. Лермонтов – создает образ «малой родины», противопоставленный официальной народности. Для него Россия романтически идеализирована в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент.
Как предстает внутренний мир лир. героя в стих-ие Есенина?
Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Путь лирического героя — это во многом путь автора. Во внутреннем мире нет разделения между любовью к Родине и любовью к женщине. Ностальгические нотки напоминают о беззаветной преданности его своей отчизне. Постоянное напоминание о родных пейзажах рязанских раздолий убеждает нас, что стержнем внутреннего мир лирического героя является образ Родины.
Кому из русских писателей и поэтов ,Есенин близок тем, что он дорожит "памятью деревни" приведите 3 примера
Клюев талант Клюева, вырос из народного крестьянского творчества и многовековой религиозности русского народа. Жизнь, питаемая исконной силой крестьянства, соединялась у него с осознанным отрицанием городской цивилизации и большевистской технократии. сборник «Изба и поле», поэма «Деревня», В златотканные дни сентября, Талы избы, дорога, Пашни буры, межи зелены. Кольцов Кольцов встречался с различными людьми, собирал народный фольклор. Его лирика воспевала простых крестьян, их труд и их жизнь. Из города, из обители культурных утонченностей, она выводит нас в открытое поле, в царство зелени и луговых цветов, и глазам открываются пестреющие во ржи, никем не посеянные, никем не взращенные васильки. Все здесь непосредственно, искренне, естественно, и жизнь дана в своей первобытности и простоте. Деревенская беда, Русская песня.
В каких произведениях отечественной лирики названы творческие принципы авторов и в чем их можно сопоставить со стих. Маяковского «А вы могли бы»
Есенин «Быть поэтом», Для Есенина быть поэтом - это значит не нарушать правды жизни, не щадить и себя, быть свободным. Лермонтов «Прощай немытая Россия…»Лермонтов бросает вызов обществу, но вызов этот более пассивный, чем у Маяковского, он просто покидает родные края и уезжает на Кавказ, чтобы не видеть пороков окружающего его общества.
В чем особенности звучания революционной темы в поэзии БЛОКА.
Проблема отношения Блока к революции сложна и загадочна. С одной стороны, Блок дает понять, что революция — явление положительное, а с другой осмысление поэтом революции было скорее мистическим, чем логическим. Блок видел в ней не историческое явление, призванное освободить и осчастливить людей, а процесс перехода всего мира в другое, новое состояние, ведущее к перерождению не только общества, но и самого человека. Блок уповал на культурно-преобразующую роль революции, а она обернулась сугубым бюрократизмом, жестокостью, разгулом бандитизма и невиданным падением нравов.
В каких произведениях русских писателей изображены картины революционного времени и в чем эти произведения перекликаются с поэмой блока двенадцать
Горький Мать, сходна по общей неотвратимости революционных событий, невозможность избежать этого исторического перелома, по напряженности конфликта, так же как и у Блока изображены конфликты между сословиями. Белая гвардия Булгакова – схожесть авторской позиции с точки зрения интеллигента, интеллектуала, уничтожение традиционного быта стихийной силой революции. Есенин Анна Снегина - Поэма "Анна Снегина" играет в творчестве поэта особенную роль. В ней отразились как личные переживания Есенина, так и его мысли - предчувствия по поводу дальнейшей судьбы.
Кому и почему бросает вызов в финале стихотворения Маяковский «а вы могли бы?»
Лирический герой Маяковского – бунтарь. Маяковский бросает вызов обыденному сознанию, серости и пошлости мышления, бездуховности и унылости бытия. «Я сразу смазал карту будня». «Карта будня» здесь выражает схематичность, упорядоченность,, некое расписание хода жизни. Маяковский как поэт революционер стремится разбудить в людях чувство протеста против общепринятых правил, норм поведения, стандартного мышления. Относясь к поэтам футуристам, которые позиционировали свое творчество, как протест против общественного сознания, он выражал общий настрой этого авангардного течения в советском искусстве двадцатого века. Как поэт революционер он призывает к новому будущему. Но новое будущее немыслимо в соединении со старым общественным сознанием. Именно к культурной революции на уровне сознания призывает Маяковский своих читателей.
В каких произведениях русских поэтов звучит тема внутренней свободы И В чём она и созвучны стихотворению Цветаевой " Кто создан из камня, кто создан из глины.."
В стихотворении Цветаевой чувствуется протест. Она не хочет быть такой как все, она не хочет быть приземленной, созданной из плоти. Самым главным для нее является ощущение внутренней свободы в том числе и от земного материального бытия. Тема внутренней свободы отражается и в стихотворении Тютчева Силентиум. Но если Цветаева смело открывает свой внутренний мир всем, не боится быть непонятой, и не сомневается, что затронет каждое сердце, то лирический герой Тютчева ради обретения внутренней свободы наоборот прячет свой внутренний мир ото всех, как бы боясь что вторжение в этот мир приведет к несвободе, что открытость может повлечь за собой непонимание. Тема внутренней свободы затронута и в стихотворении Лермонтова «Тучи». У Лермонтова тема свободы и изгнания перекликаются. В стихотворениях "Тучи" . Герой Лермонтова ощущает себя таким же странником как и тучи, чуждым обществу и его страстям, особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. Но если героиня Цветаевой как бы бросает обществу открытый вызов, то у Лермонтова чувство отчуждения от общества естественно, это его обычное состояние, и по другому он не может себя чувствовать.
В чем своеобразие воплощения в стихотворении вечной темы поэтического труда
Ахматова «Когда б вы знали из какого сора»
Для Ахматовой поэтический труд –это радость, это именно творческий процесс, индивидуальный, неповторимый. Для нее поэзия, это простые строки, рифмы слова, превращенные в поэзию, и вырастают они из повседневности, из обычных зримых знаков и символов, встречающихся ,быть может, каждый день.
Для Цветаевой «Стихи растут, как звезды и как розы»
стихи – это нечто чуждое повседневной жизни, быту. Это неземное, это послания из другого мира, это тайны открытые только поэту. Поэтому поэтический труд для Цветаевой – это больше вдохновение, прозрение и способность слышать голос неба, чем земной труд и внутреннее усилие.
Для Есенина «Быть поэтом — это значит то же..»поэтический труд – это жизнь в правде, это беспощадность к себе и окружающим, это прохождение через боль, через потери и страдания, но с другой стороны поэзия для него и защита от обыденности, от пошлости, это «живительная влага», которая может заменить кров, семью, все жизненные блага.
Кто из русских поэтов обращался в своем творчестве и образу матери и в чем их произведения созвучны стихотворению Твардовского "памяти матери"?
Есенин «Письмо матери». Мать для них это символ истока, это отправная точка, к которой поэты стремятся вернуться. Оба живут далеко от матери и чувствуют тоску, ностальгию. Но если у Есенина больше чувства любви к матери, беспокойства за ее судьбу, за ее материнскую боль, то у Твардовского больше чувства сыновьего долга, уважения к пожилому человеку, Твардовский разделяет чувство одиночества своей матери, понимает что значит для нее разлука и отчуждение от детей. Есенин разделяет боль своей матери от разлуки с сыном и неизвестности за его судьбу.
Ахматова «Реквием» –образ матери рассмотрен изнутри, это образ одинокой, больной женщины, страдающей от разлуки с детьми.
Пастернак Б. Л. - «Гамлет
В стихотворении «Гамлет», вошедшем в этот роман, отразилась трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно шекспировскому герою, приходилось решать, быть или не быть, и выбирать, кто будет определять её жизнь.
Оно написано хореем, классическим размером, который использовал Лермонтов в стихотворении "Выхожу один я на дорогу ... " Мне кажется, что тема и настроение одиночества переданы в этом стихотворении с предельным напряжением, начиная с первого и кончая завершающим стихом. Пятистопному хорею обычно свойствен контраст между темой пути и неподвижностью героя. Такой контраст мы видим и в «Гамлете» Пастернака: герой вышел на подмостки; остановился, прислонясь к дверному косяку, и не решается идти дальше, хотя понимает, что идти необходимо. Он просто обречён идти, хотя ждут его страдания и гибель (жизнь прожить - не поле перейти). В этих противоречиях и колебаниях заключен трагизм положения Гамлета всех времён.
Есенин «Мы теперь уходим понемногу…»
почему Некрасов мог сказать я лиру народу посвятил
Некрасов ставил вопрос о гражданственности поэтического творчества и общественной полезной деятельности поэта, резко выступая против теории «чистого искусства». Считал, что быть поэтом – это священный долг. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Видно стремление Н. поставить поэзию на службу народу. Самое лучшее, что может он –это писать о несправедливости крепостного гнета, выражая свой протест.
Какую роль играют образы природы в данном фрагменте «Слово о полку Игореве »
Христианское миропонимание природы, характерное для времени создания произведения, еще не полностью вытеснило языческое миропонимание. Например, солнце подает знаки (затмение), Ярославна обращается к ветру в своем плаче. Природа сопереживает героям, предупреждает Игоря об опасности, но не видит знаков, одержим жаждой славы... Все одухотворенно, живо, можно сказать, что образы природы такие же герои как и люди.
В чем заключается комизм экзамена , устроенного для Митрофана
С Митрофаном связана важная для просветительской пьесы тема воспитания. Образование –модная условность того времени Учителя у Митрофана были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями: по-французски Митрофанушку учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, грамматику — “образованный” семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. Итог обучения Митрофанушки — сцена экзамена, где ученик демонстрирует полное невежество, а его мать подводит итог: “Без наук люди живут и жили”.
В каких произведениях русской классики отображено столкновение невежества и просвещенности, в чем их можно сопоставить с пьесой Фонвизина.
Сопоставить: сознательное нежелание развиваться, склонность к косности мышления некоторых персонажей и их ярое отрицание просвещения, объявление его вне закона. произведения "Горе от ума" Грибоедов. Гроза деспотизм невежества над душевной простотой и творческим началом. И собачье сердце (конфликт Швондера и Преображенского).
В каких произведениях можно встретить тему дружбы и в чем можно их сопоставить с Евгением Онегиным?
Швабрин и Гринев из Пушкина «Капитанская дочка», Кирсанов А. и Е.Базаров,Штольц и Обломов, Болконский и Пьер, Мари и Наташа.
В каких произвед. русских писателей сатирически изображены власть имущие и в чём эти произведения созвучны некрасовской поэме?
Как мужик двух генералов прокормил Салтыков Щедрин, Мертвые души, Недоросль.
Перечислите произведения похожие на «Грозу» в плане семейных отношений
Недоросль (отношение госпожи Простаковой к своей племяннице Софье), Пушкин «Дубровский» - отношения помещика Троекурова по отношению к дочери были деспотичны. Вначале он ее баловал, а затем против ее воли выдал замуж, так же деспотично и жестоко он обращался со своими крепостными. Похоже и в том плане, что самодурство было соединено с бескультурьем и ощущением безнаказанности.
Как проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабановых.
Личность главы семейства купчихи Кабанихи подавляет всех своим авторитетом и своеволием. Она деспотична и своенравна. Не ставя ни в грош творческие, культурные задатки своей невестки, она старается ей привить старые нравы и обычаи, не просто любовь и уважение к мужу и свекрови, но рабское подчинение, преклонение и безмерной покорности мужниному авторитету.
В каких произведениях русской классик раскрыты взаимоотношения между родителями и детьми и в чем эти произведения можно сопоставить с Капитанской , в чём сходство и различие с романом "Отцы и дети"?
Пушкин А.С.: "Капитанская дочка" у Гринева наряду со своеволием, присутствует мотив детскости. (даже и зовут его часто Петрушей). Как к ребенку относятся к нему родители (из письма отца: «...собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин» и проч.), нянька-Савельич («Дитя хочет жениться! А что скажет батюшка, а матушка-то что подумает?»), да и сам Гринев, хоть и старается показать, что он «уже не ребенок», все равно воспринимает себя именно как дитя.
в романе "отцы и дети" Базаров наоборот исключает подобное отношение, более того, он не приемлет даже ласки со стороны родителей, хотя сам их уважает и заботится о них.
старый князь Болконский и Князь Андрей
"Недоросль" Митрофанушка воспитывался без должного оцовского влияния(от противного)
"Мертвые души" Гоголя (отец наказал Чичикову береги копейку и тд).
Как хар-ет родителей Базарова их отношении к сыну?
Родители Базарова простые и добрые люди, они обожают своего единственного сына. Базаров любил своих отца и мать, хоть и скрывал свою любовь под суровой, напускной сдержанностью. Благотворное влияние семьи не было решающим в становлении характера Евгения. Он считал, что "Всякий человек сам себя воспитать должен ...". Годы упорного труда сделали его образованным человеком. Им гордится отец.
каковы жизненные принципы Гринева-старшего и как они повлияли на его решение относительно службы сына?
главный принцип Гринева-старшего – это сохранение чести. Еще в начале повести он дает своему сыну наказ "Береги платье снову, а честь смолоду". Петр Гринев послушался отца. Он был офицером, который отважно защищал свою честь и честь своей возлюбленной.
С какой целью автор избрал в качестве главного героя своего произведения плута и мошенника Чичикова
Гоголь не идеализирует русское общество в своей поэме, он не старается сделать героем человека благородного, порядочного, честного. Возможно потому, что не благородство он хочет показать , а пороки современного ему общества, и насколько глубоко эти пороки проникли в разные слои общественной жизни. Поэтому и героя он выбирает такого, который бы мог вращаться в этих кругах, через этого героя Гоголь проводит нас в порочные круги бюрократической и помещичьей России. От этого картина быта гоголевской России была бы неполной. А это не соответствовало цели автора и всей поэмы.
Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского?
Это не было подлинной дружбой, потому что они сошлись от скуки, были очень разными, и у Е. О. не дрогнула рука, на дуэли, когда он убил Ленского. Только после его смерти он осознал, что они могли бы быть друзьями. Друзья от нечего делать.
Почему в повествование о Печорине нарушена хронология?
Повести в романе "Герой нашего времени" даются не в хронологической последовательности, что обусловлено необходимостью постепенного раскрытия характера героя. Печорин раскрывается нам глазами разных людей.
Композиция помогает автору создать "историю души человеческой". Повествование открывает Максим Максимович, это дает бытовой взгляд на Печорина, со стороны человека, далекого от главного героя. В таком освещении характер Печорина представляется странным. Потом речь переходит к стороннему наблюдателю, автору –рассказику. Более тонкий взгляд на Печорина, более объективный. Речь самого Печорина субъективна, аналитична.
В центре внимания глубинная проблема человеческой личности –идейно-нравственная сущность характера. Жизненная позиция человека, процесс изменения этой позиции.
В каких произведениях русской классики горячее участие близких помогает героям преодолевать трудности, в чем они созвучны со Словом?
если Ярославна "спасает" Игоря, обращаясь к силам природы, то Маша Миронова "спасает" Петра Гринева, прося помощи самой императрицы, она также как и Ярославна оставалась верной Петруше, которого любила, и Швабрин не смог ее соблазнить ни лестью ни угрозами. Про Соню Мармеладову, что она помогала своей семье и Раскольникову, отправившись с ним на каторгу, а так же как Наташа Ростова помогала раненному Андрею Болконскому.
В каких произведениях изображены идейные столкновения?
Пугачев и Гринев были идейно антиподами, что не мешало им проявлять друг к другу сострадание и прощение.
Основной конфликт комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — конфликт нового и старого, прогрессивного и реакционного, просвещения и крепостничества. Художественными средствами Грибоедов выразил протест передовой части русского дворянства против косности и отсталости тогдашнего общества, против сословных привилегий и крепостной зависимости.
Базаров и Кирсанов конфликт, столкновение двух общественных сил, представителей разных этапов русской общественной жизни 19 века – дворянства и разночинцев.
В каких ещё произведениях представлены сложные перипетии судеб героев, и как они перекл. с Андреем Соколовым (судьба человека)
"Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого. Там тоже человек все прошел ради спасения от гибели, ноги потерял, но дух его не был сломлен, он даже летал, несмотря на то, что ходил на протезах. Василий Теркин.
- Любовь - "Я Вас любил"(Пушкин), "Я не унижусь пред тобою"(Лермонтов), "Мне нравится, что вы больны не мной", "Откуда такая нежность"(Цветаева)
- Природа - "Осень","Звезда"(Лермонтов),"Зимнее утро", "К морю", "Зимний вечер"(Пушкин)
3. Одиночество - "Узник"(Пушкин), "Узник","И скучно и грустно..."(Лермонтов),"Попытка ревности"(Цветаева)
4. Поэт и поэзия - "Поэт"(Лермонтов и Пушкин), "Моим стихам написанным так рано..."(Цветаева),"Февраль.Достать чернил и плакать..."(Пастернак)
5. Родина- "Рассвет на рельсах"(Цветаева), "Возвращение на родину", "письмо матери"(есенин), "Умом Россию не понять"(Тютчев)
6. Дружба - "19 октября","к чаадаеву", "к студентам"(пушкин), "могу ли не вспомнить я"(цветаева цикл стихов "подруге"), "возьмемся за руки друзья" (окуджава)
7. тема свободы - "Узник" (Лермонтов), "Узник" "Вольность"(Пушкин)
8. Гражданская лирика - "Мне голос был..."(Ахматова)
Сочинения
Какова роль образа вишневого сада в пьесе Чехова?
Прежде всего, это символ уходящей старой жизни, уходящей дворянской культуры, уходящей России. Вишневый сад олицетворяет не только усадьбу: он прекрасное творение природы, которое должен сохранить человек. Автор уделяет большое внимание этому образу, что подтверждается развернутыми ремарками и репликами героев. Вся атмосфера, которая связана в пьесе с образом вишневого сада, служит утверждению его непреходящей эстетической ценности, утрата которой не может не обеднить духовной жизни людей. Именно поэтому образ сада выносится в заглавие. Вишневый сад выступает своеобразным нравственным критерием, по отношению к нему определяются не только действующие лица пьесы, но и мы.
В чем заключается драматизм судьбы Онегина.
Конфликт – противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной). Герою не противостоит никто конкретно, у него нет противника, которого можно было бы победить, разрешив конфликт.
Е. О. подавляет обыденность, устойчивые формы русской социальной, бытовой, культурной жизни, приводят к разочарованности, бездействию, хандре, скуке.
При всей широте тематики роман "Евгений Онегин" — это, прежде всего, художественное исследование духовных исканий передовой дворянской молодежи, их сомнений и тревог, стремлений и надежд. Хотя, Онегин, по шутливому замечанию автора, "учился чему-нибудь и как-нибудь", он все же стоит на высоком уровне культуры своего времени, отличались своей эрудицией от большинства окружающих. Пушкинский герой — порождение светского общества, но вместе с тем чужд и враждебен ему. Онегин слишком глубокая и богатая натура, чтобы не замечать пороков окружающего мира. Многое выделает его из толпы. Жизнь "без цели, без трудов".В Онегине Пушкин первым из русских писателей показал тип просвещенного дворянина, сложившийся в 20-е годы XIX века. Эта часть дворянской интеллигенции избегала служить царизму, но, в то же время стояла в стороне от общественной деятельности. Такой путь, являясь своеобразным протестом против политической системы, неизбежно обрекал героя на бездействие, пассивность, на обостренное внимание к собственным, эгоистическим интересам и желаниям.
Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Расколькникова
Конфликт: внутренний, психологический конфликт: неразрешимые противоречия в душе героя. Герой не в ладу с самим собой, он несет в самом себе противоречия, заключает в себе несовместимые начала.
В центре внимания глубинная проблема человеческой личности – идейно-нравственная сущность характера. Жизненная позиция человека, процесс изменения этой позиции. В центре философский и этический поиск, попытки человека ответить на вопрос о смысле жизни, добре и зле. Процессы идейного и нравственного самоопределения личности.
В чем смысл открытого финала комедии Гоголя ''Ревизор''
Финал пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор» – необычное и удивительное явление в русской драматургии. Так называемая немая сцена, которой заканчивается комедия, следует после того, как жандарм… объявил о прибытии в город настоящего ревизора. Кто поражен, кто изумлен, кто злорадствует, – все чиновники составляют весьма живописную и выразительную группу. И эту немую сцену, служащую важным завершением комедии, и зрители, и критики, и литературоведы трактовали по-разному.
Сам Н.В. Гоголь говорил, что немая сцена выражает идею «закона», при наступлении которого все «побледнело и потряслось». То есть финал комедии – это мысль о наступающем возмездии.Большинство критиков согласны все же с автором. Но, пожалуй, самую интересную точку зрения высказал Ю. Мани, литературовед, много труда посвятивший гоголевскому творчеству. Он считал, что немая сцена – это завершающий аккорд произведения, в ней переживания героев получают пластическое выражение, как бы обобщая события человеческой жизни. В результате данный Гоголем намек на торжество справедливости усиливает ощущение тревоги, страха. Действительно, страх, возникший в начале сцены, а затем благополучно растаявший, когда чиновники откупились от «ревизора» и успокоились, вернулся. Но теперь чувство тревоги возрастает многократно – чиновники оказываются в еще худшей ситуации, чем в начале пьесы. Ведь бросив все силы на угождение Хлестакову, они так и не удосужились навести в своих делах хотя бы внешний порядок.
В чем заключается трагизм судьбы Ильи Обломова?
Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман «Обломов». В нем передана жизнь России середины 19 века. Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит ленивый Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут ни пробудить, ни поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась русская жизнь, наша жизнь – беспочвенная мечтательность, пассивно-благодушное отношение к действительности, косность, рутина, консерватизм, застой мысли. Илья Ильич Обломов целыми днями лежит на диване и мечтает, как бы все дела сами собой сделались, без его участия, он равнодушен ко всему, что делается на свете. Можно сказать, что главный ерой болен, и болезнь его – обломовщина! Все, о чем мечтает Обломов, – «а хорошо бы, если бы вот это сделалось».
Даже его внешность подчеркивает его лень и безвольность: «Обломов как-то обрюзг не по летам… Тело его казалось слишком изнеженным для мужчины». Физическое или волевое движение для Обломова невероятно тяжело. Поэтому все свои дела он поручает слуге Захару или управляющему. Обломова с детства приучили к тому, что всё за него должны делать другие. Из сна Ильи Ильича мы узнаем, что он был бойким и интересующимся мальчиком, но вся атмосфера Обломовки, его родной деревни, где царил «какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», заглушили в нем всякие порывы к действию.
Обломовщина – это лень, порожденная боязнью перемен и страхом перед будущим. Идеал жизни для Ильи Ильича –это спокойная, размеренная жизнь в своем поместье. Там он будет проводить целый день с женой и детьми, есть и гулять, принимать друзей и беседовать с ними. Можно сказать, что Обломов - лишний человек. Его образ жизни не укладывается ни в какие человеческие рамки.
почему Софья, девушка сама не глупая, предпочитает дурака умному
Образ Софьи Павловны сложен. Он стоит особняком во всей комедии, не совсем вписываясь в общество Фамусовых и Молчалиных. У Софьи тоже свой "мильон терзаний", главная причина которых - любовь к Молчалину.
Почему выбор Софьи - Молчалин? Да, с ним удобнее иметь дело, его можно приручить, он послушен и безропотен, «муж-мальчик, муж слуга». Но ведь такой человек не пара дочери уважаемого московского господина. И Софья осознает это.
В поведении Софьи, ее настроениях все время ощущается противоречие между тонким трезвым умом и сентиментальными пустыми переживаниями. Софья по-своему умна, она много читает. Но предмет ее чтения — сентиментальные романы, весьма далекие от действительности. Под влиянием этих книг у Софьи складывается представление о некоем идеальном герое, которого она хотела бы полюбить. Поэтому-то она, по мнению Чацкого, и идеализирует Молчалина, льстеца и низкопоклонника. Но не только в этом причина ее склонности к Молчалину.
Наблюдая Софью в различных ситуациях, Чацкий понимает наконец, что за годы их разлуки Софья не выросла духовно, не научилась критически осмысливать происходящее. Она настолько поддалась влиянию «фамусовщины», губящей все живое, что сама незаметно становится активной защитницей ее интересов.
Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия («Три года не писал...»), но и по тем же мотивам, по каким отвергают его Фамусов и княгиня: он «не свой», он из другого круга. Независимый и насмешливый ум Чацкого пугает Софью, и это окончательно отбрасывает его в стан противников. «Да этакий ли ум семейство осчастливит?» — прямо говорит она Чацкому.
Софья забывает чувства, связывавшие ее с Чацким в прошлом, и, обиженная за Молчалина, наносит Чацкому неожиданный удар: объявляет его сумасшедшим! Чацкий отомщен, отомщен тем способом, который в свете был самым действенным. Таким образом, линия интимных взаимоотношений приобретает в комедии социальный характер.
В образе Софьи А. С. Грибоедов показал, как незаурядная девушка порабощена «фамусовщиной», как постепенно она становится выразительницей интересов той среды, в которой воспитывается.
Как темы страдания и сострадания раскрываются в романе "Преступление и наказание"?
Все содержание романа Достоевского «Преступление и наказание» пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать.
Узами сострадания связаны друг с другом многие персонажи романа. Так, Мармеладов когда-то женился на Катерине Ивановне, поскольку пожалел вдову, оставшуюся с тремя малолетними детьми на руках. Поведение Катерины Ивановны в день смерти Мармеладова показывает, что любовь к ближнему глубоко заложена в человеческой душе, что она естественна для человека, даже если он этого не сознает.
Узы любви и сострадания связывают Катерину Ивановну и Соню. Соня не осуждает мачеху, которая когда-то толкнула падчерицу на панель. Напротив, девушка защищает Катерину Ивановну перед Раскольниковым
С образом Мармеладова связана гуманистическая тема «маленького человека». Всякий человек, независимо от своего социального положения и личных качеств, достоин любви и внимания. У Достоевского эта тема, тема «маленького человека» раскрывается в соотнесении с христианским пониманием любви к ближнему. Мармеладов не только беден и убог, но и виновен в страшном грехе - в страданиях семьи, в позоре дочери. Настаивая на праве Мармеладова на сострадание, писатель требует от общества высшей степени проявления гуманизма -«милости к падшим».
Порфирий Петрович по-своему также проявляет «милость к падшим», указывая философу-мученику Раскольникову единственно возможный путь самоутверждения («Станьте солнцем, вас и увидят»).
Благодаря общению с Соней, никого не обвиняющей в своей жизненной трагедии и продолжающей любить людей, Раскольникову открывается непреложная истина: сострадание могущественнее интеллекта, важнее социального протеста. С этого момента начинается нравственное пробуждение героя, отправная точка пути к «новой жизни».
Автор вновь и вновь доказывает: любовь и милосердие спасительны для человека, способность к любви составляет основу личности, без нее личность погибает.
Сочинение по Мертвым душам.
В своем произведении писатель типизирует образы русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный человек, явно выделяющийся из общей картины российской жизни, — это главный герой поэмы. Чичиков — персонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье. Отец главного героя оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учителям и начальникам и, самое главное, беречь и копить копейку.
Чичиков быстро понял, что все высокие понятия только мешают достижению заветной цели. Благополучие свое он строит за счет других людей: обман, взяточничество, казнокрадство, махинации на таможне. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. Каждая глава расширяет наше представление о возможностях Чичикова и приводит к мысли о поразительной его изменчивости: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой — мелочно-настойчив и груб, с Ноздревым — напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим “великодушием”.
В чем же секрет? Может быть, главный герой — великолепный актер или дальновидный психолог? Пожалуй, нет. Он обманулся в Ноздреве, разбудил подозрительность Коробочки, спровоцировал ревность губернских дам. Чичиков — своего рода зеркало каждого из перечисленных выше помещиков, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров. Но в то же время Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он — человек нового времени, делец и приобретатель. Однако он тоже “мертвая душа”, ибо ему недоступна “блистающая радость” жизни. Наш герой избавляется от человеческих чувств почти совершенно. Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все эмоциональные побуждения.
“Самоотвержение”, терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрождаться и проявлять громадную энергию для достижения поставленной цели. Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, даже внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: “не красавец, но и не дурной наружности”, “не слишком толст, не слишком тонок”, “человек средних лет” — все в нем неопределенно, ничто не выделяется.