Стилевой подход в изучении интеллекта
Темперамент.
Тема 1. Темперамент как формально-динамическая сторона психической деятельности. Основные характеристики темперамента (энергетические, временные, эмоциональные).
Тема 2. Биологические основы темперамента. Основные концепции темперамента. Учение Гиппократа – Галена: попытка обоснования анатомо-физиологических основ темперамента через строение и функционирование кровеносной системы. Конституциональные (антропометрические) типологии темперамента: Эрнст Кречмер (1921г), Уильям Герберт Шелдон (40-е гг XX в). Генетическая теория типов Клауса Конрада (1963). Идея связи особенностей темперамента с определенными анатомическими и физиологическими характеристиками нервной системы: И.П. Павлов.
Тема 3. Факторные теории темперамента: Г. Хейманс и Е. Вирсме (1906), С. Берт (1948), Дж. Гилфорд (30-50гг XX в), К. Лоуэлл, Л. Терстоун. Концепция индивидуальных различий Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина. Концепция Я. Стреляу (1982). Концепция В. С. Мерлина (1964). Концепция В. М. Русалова (1997).
Тема 4. Характерологическое направление изучения темперамента. Концепция Г. Ю. Айзенка (40-50е гг XXв).
Тема 5. Типы, качества и свойства темперамента. Типы темперамента, выделяемые в указанных концепциях. Типы темперамента и свойства темперамента.
Основные качества темперамента, выделяемые в указанных концепциях: общая психическая активность, двигательная (моторная) сфера (темп, быстрота, ритм, интенсивность), эмоциональность. Свойства темперамента: эргичность, пластичность, скорость, чувствительность, эмоциональная лабильность.
Соотношение свойств нервной системы и темпераментальных качеств. Отличие темпераментальных качеств от характерологических и личностных.
Характер.
Тема 6.Понятие индивидуации. Уровень индивидуации и характер. Определение и особенности характера как психологического феномена. Черты характера. Классификации черт характера. Характер как система отношений человека к самому себе, другим людям, к предметам, к деятельности, к моральным принципам и устоям общества. Характер как форма поведения, необходимая для сохранения структуры мотивов.
Защитные функции характера. Типы психологических защит. Первичные (примитивные защиты): примитивная изоляция, отрицание, всемогущий контроль, примитивная идеализация (и обесценивание), проекция, интроекция и проективная идентификация, расщепление (splitting), диссоциация, Защиты вторичные, высшего порядка: репрессия (вытеснение), регрессия, изоляция, интеллектуализация, рационализация, морализация, компартментализация (раздельное мышление), аннулирование (undoing), поворот против себя, смещение, реактивное образование, реверсия, идентификация, отреагирование (вовне-действие, отыгрывание, acting out), сексуализация (инстинктуализация), сублимация. Взаимосвязь формирования характера с психологическими защитами.
Характер как индивидуальный жизненный стиль. Понятие акцентуации. Виды акцентуаций (явная, скрытая). Неакцентуированные личности. Классификации акцентуаций (Леонгард, А.А. Личко, Ганнушкин).
Факторы, влияющие на формирование характера (темперамент, психологические защиты, жизненный опыт, обстоятельства жизни, особые ситуации развития, система отношений со значимыми людьми, референтные группы)
Развитие характера в течение жизни. Закономерности формирования характера. Особенности формирования характера на разных жизненных этапах. Сензитивный период формирования характера.
Темперамент, характер, личность. Взаимосвязь и отличительные особенности этих структур.
Интеллект.
Основные направления исследования интеллекта
Социокультурный подход (интеллект как результат процесса социализации, влияния культуры). Межкультурные исследования познавательных процессов (Дж. Брунер, М. Коул и С. Скрибнер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, А.Р. Лурия и др.). Культурно-историческая теория высших психических функций (Л.С. Выготский).
Генетический подход (интеллект как следствие усложняющейся адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с внешним миром). Этологическая теория интеллекта (У.Р. Чарлсворз). Операционная теория интеллекта (Ж. Пиаже).
Процессуально - деятельностный подход (интеллект как особая форма человеческой деятельности). Теория мышления как процесса (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, Л.А. Венгер, Н.Ф. Талызина). Личность и интеллект в рамках теории деятельности (О.К. Тихомиров, К.А. Абульханова-Славская).
Образовательный подход (интеллект как продукт целенаправленного обучения). Теории когнитивного научения (А. Стаатс, К. Фишер, Р. Фейерштейн). Интеллект как способность к обучению (Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова, Г.А. Берулава).
Информационный подход (интеллект как совокупность элементарных процессов переработки информации). Теория Х. Айзенка. Элементарные информационные процессы как основа индивидуальных различий (Э. Хант, Р. Стернберг).
Феноменологический подход (интеллект как особая форма содержания сознания). Гештальт-психологическая теория интеллекта (В. Келлер, К. Дункер, Р. Мейли, М. Вертгеймер). Особенности индивидуальной базы знаний как основа интеллектуальной компетентности субъекта (Р. Глезер, М. Чи, Дж. Кэмпион).
Структурно – уровневый подход (интеллект как система разноуровневых познавательных процессов). Структурно-уровневая теория интеллекта (Б.Г. Ананьев). Теория функциональной организации познавательных процессов (Б.М. Величковский).
Регуляционный подход (интеллект как фактор саморегуляции психической активности). Интеллект как условие контроля мотивации (Л.Л Терстоун). Интеллект как ментальное самоуправление (Р. Стернберг)
Концепция интеллекта М.А. Холодной. Интеллект как форма организации ментального (умственного) опыта. Состав и строение ментального опыта. Интеллектуальная одаренность как проявление своеобразия ментального опыта личности. Интеллектуальное воспитание личности.
Тестологичесий подход в исследовании интеллекта. Однофакторное и многофакторное направления. Модели интеллекта К. Спирмена, Р. Кеттелла, Ф. Вернона, Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда.
Стилевой подход в изучении интеллекта.
Истоки стилевого подхода как альтернативного взгляда на природу индивидуальных различий в интеллектуальной деятельности Основные этапы становления понятия «стиль». Познавательные стили. Когнитивные стили. Интеллектуальные стили.
Теоретические источники стилевого подхода: гештальт-психология (теория психологической дифференциации Г. Уиткина), психоанализ (теория когнитивных контролей Дж. Клейна, Р. Гарднера, П. Хольцмана, Г. Шлизингера), индивидуальные способы категоризации (теория когнитивного темпа Дж. Кагана), когнитивные теории личности (теория понятийных систем О. Харви, д. Ханта и Г. Шродера и теория личностных конструктов Дж. Келли).
Когнитивные стили.
Отличительные признаки когнитивных стилей. Психологическая характеристика основных когнитивных стилей личности (полезависимость/поленезависимость, узкий/широкий диапазон эквивалентности, широта категории, ригидный/гибкий познавательный контроль, толерантность к нереалистическому опыту, фокусирующий/сканирующий контроль, сглаживание/заострение, импульсивность/рефлективность, конкретная/абстрактная концептуализация, когнитивная простота/сложность).
Проблема взаимосвязи когнитивных стилей и соотношения когнитивных стилей с продуктивными аспектами интеллектуальной деятельности.
Современное состоянии вопроса о когнитивных стилях (феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей, единство феноменологии когнитивных стилей и интеллекта, когнитивные стили и индивидуальность, стиль и обучение).
Виды интеллекта
Академический интеллект. Социальный интеллект. Эмоциональный интеллект. Практический интеллект.
Литература
1. Маклаков, А. Г. Общая психология : учеб. для вузов. / А. Г. Маклаков. – СПб: Питер, 2007. – 592 с. – (Гриф МО). Глава 24 «Темперамент». Глава 25 «Характер»
2. Психология : учеб. / отв. ред. А. А. Крылов. – 2-е изд, перераб. и доп. – М. : Проспект, 2012. – 752 с. Глава 4, § 4.6. Глава 6, §§ 6.1, 6.2, 6.3. Глава 7, §7.2. Глава 18, §18.2. Глава 28. Глава 31, §§31.2, 32.3, 32.4
- Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС,1990. – 416г.
- Андреева И. Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: сб.статей / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. – Минск: БГПУ, 2006. – С.7-11.
- Крайг Жанна. Эмоциональный интеллект. Думай, просчитывай, побеждай — М.: Питер, 2010
- Робертс Р. Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 1, № 4, 2004. С. 3 - 26.
- Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36.
- Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: Изд-во Томск, ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с
- Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с
Вопросы по курсу «Общая психология. Темперамент. Характер. Интеллект»
1. Определение темперамента. Основные характеристики темпераментальной активности. Основные качества и свойства темперамента.
2. Соотношение свойств нервной системы и темпераментальных качеств. Отличие темпераментальных качеств от характерологических и личностных.
3. Биологические основы темперамента. Учение Гиппократа – Галена.
4. Конституциональные (антропометрические) типологии темперамента. Генетическая теория типов Клауса Конрада (1963).
5. Биологические основы темперамента. Концепция И.П. Павлова.
6. Факторные теории темперамента.
7. Концепция индивидуальных различий Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина.
8. Концепция темперамента Я. Стреляу. Концепция темперамента В. С. Мерлина.
9. Концепция темперамента В. М. Русалова.
10. Возможности изменения темпераментальных качеств в течение жизни человека.
11. Характерологическое направление изучения темперамента. Концепция Г. Ю. Айзенка.
12. Понятие индивидуации. Индивидуация и характер.
13. Определение характера. Общее представление о строении характера.
14. Характер как система отношений, как форма поведения, как индивидуальный жизненный стиль. Защитные функции характера.
15. Понятие акцентуации. Виды акцентуаций. Классификации акцентуаций.
16. Виды психологических защит. Взаимосвязь психологической защиты и формирования черт характера.
17. Развитие характера в течение жизни. Сензитивные периоды формирования характера.
18. Темперамент, характер, личность. Взаимосвязь и отличительные особенности этих структур.
19. Основные методы диагностики качеств темперамента и характера
20. Основные направления исследования интеллекта.
21. Концепция интеллекта М.А. Холодной.
22. Стилевой подход в изучении интеллекта. Познавательные стили. Когнитивные стили. Интеллектуальные стили.
23. Когнитивные стили. Отличительные признаки когнитивных стилей. Психологическая характеристика основных когнитивных стилей личности.
24. Виды интеллекта. Эмоциональный интеллект.
25. Виды интеллекта. Социальный интеллект.
26. Виды интеллекта. Практический интеллект.
Тематика семинарских занятий по дисциплине «Общая психология. Часть 4. Свойства личности»
№ семинара | Тема семинарского занятия | Задания для подготовки |
01/15.03.2016 | Биологические основы темперамента. | 1.1. Основные положения учения Гиппократа – Галена, рассмотреть эту теорию как попытку обоснования анатомо-физиологических основ темперамента через строение и функционирование кровеносной системы. 1.2. Конституциональные (антропометрические) типологии темперамента Эрнста Кречмера (как попытка обосновать основные свойства темперамента через химический состав крови) и Уильяма Герберта Шелдона (связь телосложения и свойств темперамента). 1.3. Генетическая теория типов Клауса Конрада. 1.4. Концепция И.П. Павлова (связь некоторых общих свойств нервных процессов с типами темперамента). По данным концепциям заполнить таблицу. Литература. 1. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с. Глава 24. Темперамент. Обязательно обращать внимание на примечания!!! 2. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии// Общая редакция И. В. Равич-Щербо./М., «Прогресс», 1982. Глава: «Основные концепции темперамента. Введение в проблематику, связанную с темпераментом». |
22/29.03.2016 | Факторные теории темперамента. | 2.1 Концепция Г. Хейманса и Е. Вирсме (1906) 2.2. Концепция С. Берта (1948) 2.3. Концепция Дж. Гилфорда (30-50гг XX в) 2.4. Теории К. Лоуэлла, Л. Терстоуна. 2.5. Концепция индивидуальных различий Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина. 2.6. Концепция Я. Стреляу (1982). 2.7. Концепция В. С. Мерлина (1964). 2.8. Концепция В. М. Русалова (1997). По данным концепциям заполнить таблицу. Литература. 1. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с. Глава 24. Темперамент. Обязательно обращать внимание на примечания!!! 2. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии// Общая редакция И. В. Равич-Щербо./М., «Прогресс», 1982. Глава: «Основные концепции темперамента. Введение в проблематику, связанную с темпераментом». |
05/12.04.2016 | Черты характера. Акцентуации | 1. Черты характера. Классификации черт характера. Дать определение черт характера. Раскрыть различные классификации: по психическим процессам, в соответствии с направленностью личности, мотивационные и инструментальные черты Литература 1. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001. — 592 с. Глава 25. Характер. 2. Понятие акцентуации. Виды акцентуаций. Неакцентуированные личности. Классификации акцентуаций. Литература 1. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС,1990. – 416г. Глава I. Разграничение психопатий, психопатоподобных расстройств и акцентуаций характера в подростковом возрасте. С.3 – 5. Глава IV. Типы конституциональных психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте. С. 39 – 93. 2. Леонгард К. Акцентуированные личности. М.: Изд-во «Феникс». 2000г. |
19/26.04.2016 | Концепция интеллекта М.А. Холодной | 1. Определение когнитивного опыта, метакогнитивного опыта и интенционального опыта. 2. Особенности организации когнитивного опыта (архетипические структуры, способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические структуры, понятийные структуры). 3. Литература. 1. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: Изд-во Томск, ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997. — 392 с. Глава 4. |
10.05.2016 | Когнитивные стили | Практическая работа |
17.05.2016 | Социальный интеллект | Практическая работа |
24.05.2016 | Эмоциональный и практический интеллект | |
Эмоциональный и практический интеллект | 1) |
Требования к докладу на семинарском занятии.
1.Наличие плана, каждый пункт которого представляет собой ключевые слова смыслового абзаца.
2. Наличие примеров, иллюстрирующих высказываемую идею.
3. Наличие презентации со схемами, рисунками и прочими материалами, иллюстрирующими содержание доклада (там, где требуется).