Управление в командной экономике
В плановой экономике централизованное планирование является директивным, т.е. обязательным для всех участников экономического процесса. Поэтому плановую экономику часто называют командной.
В нашей стране эта система действовала на протяжении более 60 лет. Основу этой системы составляла общественная собственность на все природные и производственные ресурсы. Экономика должна была развиваться по единому, обязательному для всех народнохозяйственному плану, а все крупные хозяйственные решения принимались экономическим центром.
Управляющее воздействие центра осуществлялось через решение следующих задач:
• установление всем предприятиям страны заданий по производству. Каждое предприятие получало из центра подробный план с указанием ассортимента и объемов производства продукции.
Планы разрабатывались не только для всех предприятий, учебных заведений, больниц и т.д., но и для всех отраслей экономики — промышленности, сельского хозяйства, транспорта;
• установление хозяйственных связей между поставщиками и потребителями продукции. Центр определял, кому производитель должен продать свой товар, а у кого купить необходимые для производства ресурсы;
• регулирование потребления товаров. Центр устанавливал цены на товары и услуги, а также размер заработной платы работающих в народном хозяйстве.
Роль экономического центра выполняли в нашей стране два главных экономических органа — Госплан и Госснаб. Госплан устанавливал всем отраслям задания по производству, а Госснаб контролировал все хозяйственные связи между предприятиями. Конечно, силами одного экономического центра управлять всеми предприятиями страны невозможно. Поэтому к составлению планов подключались отраслевые министерства. Они выполняли роль центра для своих отраслей. Также при составлении планов опирались на Госпланы и Госснабы республик, которые выступали в роли центра на своих территориях.
Таким образом, решение всех задач экономического развития в командной экономике было сосредоточено в руках государственных органов. Экономика управлялась централизованно.
Такое управление порождало множество проблем как у самого центра, так и у производителей и потребителей. Какие же это проблемы?
В экономике производятся товары огромного количества наименований. Центру нужно было знать, сколько и каких товаров производить, чтобы определить плановые задания множеству производителей. Нужно было знать количество ресурсов, имеющихся для производства всех товаров, и количество ресурсов, которое потребуется добыть или купить у другой страны. Все это требовало переработки огромного объема информации, предопределяло ошибки в планировании. Между планами и реальностью образовывался большой «разрыв», который проявлялся во всеобщем дефиците, с одной стороны, и производстве никому не нужной продукции, с другой. Планы в централизованной системе были негибкими, не успевали за изменениями в реальной жизни. Планы составлялись на длительные промежутки времени — 5 лет, внести какие-либо изменения в план было почти невозможно. Любое изобретение, не «попавшее в план», не могло широко использоваться в экономике.
В плановой экономике отсутствовала экономическая свобода производителей. Как уже было сказано, все показатели хозяйственной деятельности «спускались сверху». Центр «прикреплял» к предприятию конкретного поставщика, руководству можно было не опасаться за сбыт произведенной продукции, ибо получено плановое задание на ее производство. Главное — выполнить план любой ценой; так как невыполнение строго наказывалось центром. В этой борьбе за выполнение напряженных плановых заданий было некогда заниматься качеством товаров и услуг, техническим усовершенствованием производства, его эффективностью. Управление предприятием в условиях отсутствия экономической свободы сводилось, таким образом, к реализации главной цели — выполнению плана; все управленческие решения были направлены на это. Само государство не справлялось с задачей управления экономикой, а экономическая система становилась малоэффективной, дефицитной и отсталой.