Тема 9. Критерии сформированности экологической воспитанности

Понятие экологической воспитанности дошкольников. Диагностика экологической воспитанности дошкольников, критерии ее сформированности.

Задачи диагностики экологической воспитанности детей, ее основные компоненты (степень освоения экологических знаний, трудовых умений, сформированности отношения к природе и др.).

Основные понятия “метод”, “методика”, “исследование”. Спектр методов диагностики: наблюдение, беседа, эксперимент и др.

Подбор диагностических методик в соответствии с целями обследования. Основные требования к организации и проведению диагностики экологических представлений, умений и уровня сформированности экологического сознания дошкольников.

Критерии уровней освоения экологических знаний, трудовых умений, отношения к природе.

Требования к фиксации и оформлению результатов обследования. Этические принципы деятельности диагноста.

Корректировка воспитательно-образовательной деятельности на основе результатов диагностики.

Литература основная:

1. Виноградова Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. - № 4. С.9.

2. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2009.

3. Зыкова О. Любовь к природе воспитываем с детства // Дошкольное воспитание. - 2011. № 9. – С. 114.

4. Серебрякова Т.А. Экологическое образование дошкольном возрасте. – М., 2008.

5. Чепеленков И.Н. Выявление и формирование позитивного образа животного в сознании ребенка // Детский сад от А до Я. – 2009.- № 3. – С. 128.

6. Чехонина О.И. Реализации приоритета познавательного развития в детском саду общеразвивающего вида с использованием детского экспериментирования // Детский сад от А до Я. – 2009. № 1. – С. 128.

Литература дополнительная:

1. Гостевская Т., Иванова Е., Жукова В. Исследовательская деятельность в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 2. – С. 31-33.

2. Запахалова С. Формирование навыков прогнозирования погоды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 4. – С. 36-39.

3. Зорин С.С. Формирование визуальной культуры у детей посредством эстетического восприятия природы // Начальная школа До и После. – 2011.- № 3. – С. 27-31.

Тема 10. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе. Преподавание курса «Методика экологического воспитания детей» в педагогических училищах и колледжах.

Обновление теоретической основы конструирования экологического образования в соответствии с ФГТ. Инновационные подходы к организации экологического образования дошкольников.

Обновление оснований проектирования экологического образования как эволюция от описательной, природоохранной модели к проектной модели, предусматривающей направленность экологического образования на «объяснение» экологических проблем, с использованием современных технологий: моделирование, освоение способов проектирования экологически безопасной деятельности в окружающей природно-социальной среде, оценивание вариантов развития экологической ситуации.

Научная разработка проблем экологического воспитания и образования детей на современном этапе.

Современные психолого-педагогические исследования различных форм, способов и методов экологического образования: систематического и целенаправленного формирования у дошкольников экологического сознания и экологической культуры (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, П.Г, Саморукова и др.); усвоение дошкольниками связи организма и среды (Э.И. Залкинд, Н.М Крылова, Л.И.Мищик и др.); формирование у детей знаний о приспособлении живых организмов к среде обитания (С.Н. Николаева, Е.Ф. Терентьева, И.А. Хайдурова и др.).

Значение использования проектов и проектной деятельности в экологическом образовании дошкольников.

Использование моделей и деятельности моделирования в экологическом образовании дошкольников. Понятие модели как материального заместителя реально существующих предметов, явлений природы, отражающего их признаки, структуру, взаимосвязь между частями. Виды моделей и особенности их использования в ДОО. Этапы овладения дошкольниками деятельностью моделирования.

Роль предметно-пространственной развивающей среды дошкольного учреждения в экологическом образовании дошкольников. Общая характеристика предметно-пространственной развивающей среды дошкольного учреждения.

Требования к созданию предметно-развивающей экологической среды дошкольного учреждения.

Компоненты экологического ландшафта ДОО. Базовые основы и принципы оформления экологического ландшафта ДОО.

Преподавание курса «Методика экологического воспитания детей» в педагогических училищах и колледжах (краткая характеристика требований ФГС СПО, основные формы обучения в педагогическом колледже, методы и приемы активизации интереса студентов к изучению данного учебного курса).

Литература основная:

1. Анцыферова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе // Детский сад от А до Я. – 2009. № 1. – С. 159.

2. Букарева О. Географическая площадка «Здравствуй, солнышко!» // Дошкольное воспитание. - 2011. № 1. – С. 74.

3. Гостевская Т., Иванова Е., Жукова В. Исследовательская деятельность в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 2. – С. 31-33.

4. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2009.

5. Мотыгуллина Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 43-45.

6. Нестерова А.А. Модель формирования экологической компетентности у будущих педагогов дошкольного образования // Начальная школа: плюс-минус. – 2010. - № 11. – С. 81-84.

7. Серебрякова Т.А. Экологическое образование дошкольном возрасте. – М., 2008.

8. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 4.

Литература дополнительная:

1. Николаева А. Материал от природы // Дошкольное образование. – 2012. -№ 6 (311). – С. 18-23.

2. Николаева С.Н. Юный эколог: система работы в подготовительной к школе группе детского сада: для работы с детьми 6-7 лет. – М., 2010. –166 с.

3. Сулейманова Ф.А., Воробьева А.П. Практика организации исследовательской деятельности дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2011. - № 3. – С. 94.

Наши рекомендации