Симптомы и причины проблемы

Формирование целей.

Цель в менеджменте – это требуемое или желаемое состояние организационной системы в планируемом периоде, выраженная совокупность характеристик. Цель должна устанавливать определенные ориентиры для развития организации в заданные интервалы времени. Т.о. цель организации является результатом прогнозов и оценки ситуации с одной стороны и ограничением для планирования мероприятий с другой стороны.

Планирование функций заключается в обоснованном формировании основных направлений и пропорций деятельности организации в соответствии с установленными целями развития, возможностями ресурсного обеспечения и имеющимся спросом на рынке.

В ходе плановых расчетов:

- устанавливается детализация установленных целей деятельности организации и доведение их до отдельных подразделений и исполнителей;

- устанавливается состав реализуемых проектов;

- распределяются задания по участникам и определяется состав необходимых ресурсов;

- согласовываются очередность и сроки реализации отдельных работ;

- обеспечивается выполнение заданий, установленных на каждый период времени.

Необходимость планирования деятельности и усиление его роли в поддержании конкурентоспособности организации обусловлено расширением масштабов и усложнением деловых процессов, их многовариантностью и вероятностными характеристиками, развитием специализации и расширением кооперации во всех сферах, а также расширением хозяйственной самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности. Эти факторы требуют проведения тщательной плановой проработки управленческих решений. В крупных корпорациях возникает необходимость формирования систем планирования, обеспечивающих и объединяющих различные виды планов в единый комплекс плановых расчетов.

Организация производственных процессов и процессов предоставления услуг заключается в обеспечении выполнения установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия. Для этого необходимо установить состав необходимых ресурсов и исполнителей, распределить и скорректировать работу исполнителей в заданный период времени, обеспечить контроль и оценку деятельности . выполнение этих задач осуществляется путем создания организационной структуры компании, установления характера взаимоотношений между ее элементами и регулирования порядка и условий их функционирования.

Организация в менеджменте обеспечивает рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов бизнес процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых решений.

Контроль и регулирование как функция менеджмента завершает управленческий цикл и гарантирует эффективное осуществление всех остальных функций. Суть его заключается в обеспечении выполнения установленных заданий.

Задачи контроля:

- сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и ее результатах;

- оценка состояния и получение результатов;

- анализ причин отклонений и факторов, их вызывающих;

- подготовка и реализация решений, направленных на корректировку деятельности в случае необходимости.

Контроль выполняет функцию обратной связи в процессе управления, наличие которой является необходимым условием эффективного управления.

Процессуальные функции.

Они включают в себя 2 вида деятельности, которые составляют содержание труда менеджера любого уровня иерархии. Осознанная воля менеджера находит выражение в управленческих решениях. Они охватывают все стадии жизни фирмы. Они являются основными средствами реализации предметных и социально-психологических функций управления. Ответственность и значимость последствий принимаемых управленческих решений требует выработки менеджерами последовательности действий и их обоснованной подготовки и реализации.

Функции коммуникации заключаются в подготовке, получении, переработке информации для ее передачи и успешного продвижения управленческих решений. Практически вся текущая деятельность менеджера связана с осуществлением коммуникационной функции. Для их реализации менеджеру важно применять специфические методы и техники управления. Так как управленческие решения практически всегда связаны с новой информацией, коммуникационные процессы имеют особую значимость в деятельности менеджера.

Схема взаимоотношений менеджера.

Симптомы и причины проблемы - student2.ru

Менеджер – это такой человек в организации, который выполняет работу руками других.

Социально-психологические функции.

Включают в себя управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному выполнению предметных функций. Они связаны с характером производственных отношений и содержат 2 разновидности воздействия на человека с точки зрения управления:

- делегирование (комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления);

- мотивация (предусматривает создание системы материальных и моральных стимулов для эффективного труда сотрудников и их карьерного роста).

Эти функции важны при определении необходимости в инновациях, а также при подготовке и реализации процессов управления изменениями в организации.

Другие модели менеджмента.

1. Модель Анри Файоля.

В основе этой модели лежат основные функции управления, такие, как: предвидение и планирование; организация; руководство; координация; контроль.

Симптомы и причины проблемы - student2.ru

1 – менеджер определяет будущее (желаемое) состояние организации, логически выстраивает перечень задач, определяет ресурсы, формирует план действий, чтобы обеспечить это будущее состояние организации.

2 – Организация предполагает построение структуры работ, которые должны обеспечить выполнение намеченного плана.

3 – Руководство. Менеджер должен заставлять сотрудников или стимулировать их к достижению намеченных целей, а также обеспечить их преданность организации и работе.

4 – Координация деятельности всех подразделений. Организация должна быть направлена на достижение общих целей, поэтому менеджер должен находиться в постоянном контакте с другими менеджерами.

5 - Контроль – должна существовать система контроля, позволяющая выяснить, что произошло и сравнить с тем, что должно происходить.

2. Модель Питера Друкера.

Представляет взгляд на менеджера с точки зрения операций в работе и выделяет следующие элементы управления:

- постановка целей;

- организация;

- мотивация и коммуникация;

- оценка результатов;

- развитие персонала.

Управленческие решения с необходимостью воздействия на объект управления и с целью приведения его в желаемое состояние формируют процесс принятия решений.

Симптомы и причины проблемы - student2.ru

Субъектом всякого решения лицо, принимающее решение ЛПР), которое может быть индивидуальным или групповым.

Задача принятия решения направлена на определение наилучшего способа действия для достижения поставленной цели в условиях конкретной ситуации.

Существует 3 класса задач:

- задача на исправление;

- задача на улучшение или усовершенствование;

- задача на создание или развитие.

Проблема – это ситуация, в которой желаемое (то, что требуется) отличается от действительного (того, что происходит).

Ограничение – это условие, отражающее влияние внешних и внутренних факторов, которое необходимо учитывать при принятии управленческого решения.

Симптомы и причины проблемы.

Симптомы проблемы – совокупность факторов реальной ситуации, которые не позволят обеспечить желаемое или заданное функционирование системы или получение результатов ее деятельности.

Причины управленческой проблемы – связаны с неадекватной настройкой относительно текущей ситуации, элементов управленческой деятельности менеджера.

Примеры симптомов структурных проблем:

1. Плохое моральное состояние и низкая мотивация работников, обусловленные непоследовательными и произвольными решениями, несоответствующими существующим правилам и установкам компании. При этом как правило, нет определенных приоритетов.

2. Запоздалые и неправильные решения, связанные с тем, что новая важная информация поступает с опозданием. Некоторые менеджеры перегружены из-за того, что не могут делегировать подчиненным часть своих полномочий. ЛПР изолированы друг от друга, что говорит о нарушении координации деятельности.

Схема принятия решения:

1) описание и формулирование проблем;

2) постановка целей;

3) генерация вариантов решений;

4) определение критериев для оценки решений;

5) оценка вариантов и принятие решений;

6) информирование и реализация;

7) мониторинг и контроль.

Этапы 1-5 составляют схему принятия самого решения. Рассмотрим эти этапы подробнее.

1). Описание и формулирование проблем.

Если решение относится к категории типовых, запрограммированных или рутинных, его можно принимать в соответствии с правилами и процедурами, установленными в компании.

В противном случае необходимо сначала определить границы проблемы и достичь соглашений о желаемых результатах.

Для систематического анализа проблемы необходимо ответить на вопросы:

- почему возникла эта проблема, вызвана ли она другой, более скрытой проблемой, которую необходимо разрешить в первую очередь?

- возникала ли проблема раньше и при каких обстоятельствах?

- какая дополнительная информация необходима, чтобы хорошо разобраться в проблеме?

- касается ли эта проблема кого-то еще и следует ли их привлекать к принятию решений?

Инструменты управления, используемые на данном этапе.

Их использование зависит от сложности проблем и количества вовлеченных в ее решение людей.

Для описания проблемы используются следующие инструменты:

- карта памяти

Симптомы и причины проблемы - student2.ru

- схема отношений

Симптомы и причины проблемы - student2.ru

А, Б, …Е – события.

Для анализа проблемы используют схему причин и следствий (диаграмму Исикавы «рыбий скелет»).

Симптомы и причины проблемы - student2.ru

2). Постановка целей.

Определив проблему, необходимо установить цели, которые должны соответствовать принципам SMART (конкретные, измеримые, достижимые, релевантные (уместные с точки зрения деятельности подразделения или компании в целом) и ограниченные во времени).

Пример:

НЕ ЦЕЛИ: осуществить планирование; улучшить морально-психологический климат в коллективе;

ПОЧТИ ЦЕЛИ: снизить текучесть кадров на 5%;

ЦЕЛИ: снизить текучесть кадров на 5% в отделе продаж до 31.12.01.

3). Генерация вариантов решений.

На этом этапе могут быть привлечены другие люди, заинтересованные в принятии этого решения. Для генерации вариантов используется техника «мозгового штурма» либо в классическом, либо в письменном виде.

Необходимо точно сформулировать содержание каждого варианта решения и проверить вариант на уместность его использования.

4). Определение критериев для оценки решений.

Критерий – это правило выбора или средство для суждения.

Род критериев: пригодность; оптимальность; адаптивность.

5). Оценка вариантов и принятие решений.

Варианты должны быть оценены с учетом того, насколько они пригодны для достижения результатов, определенных на этапе 2. На этом этапе осуществляется качественная оценка каждого варианта с целью определить достоинства, недостатки и выгоды от их реализации. Однако такие оценки слишком субъективны, что является отрицательным моментом.

Возможно применение «матрицы оценок»:

  Вариант 1 Вариант 2 …… Вариант N
Критерий 1        
Критерий 2        
………        
Критерий N        

При выборе варианта приходится принимать финансовые последствия и степень риска. Т.о., необходимо оценивать затраты и возможность привлечения ресурсов для каждого варианта. Важно также понимать, что неопределенность в работе менеджера присутствует всегда, что требует оценки ее основных факторов и уровня риска. Если вариант решения менеджера не устраивает, ему необходимо вернуться к шагу 2(постановка цели) или продумать другие варианты.

6). Информирование и реализация.

Когда решение принято, важно проинформировать о его целях и последствиях каждого, кого это касается. При этом полезно определить те показатели, которые должны быть достигнуты на каждом шаге реализации решения.

7). Мониторинг и контроль.

Менеджер является ответственным за мониторинг (отслеживание продвижения к цели) с помощью регулярной проверки текущего состояния дел на предмет возможных отклонений от намеченного плана действий. На этом этапе становится очевидной ценность целей, сформированных в соответствии с принципами SMART.

Ограничение структурированного подхода в принятии решений.

Менеджер может встретиться с проблемами на всех этапах структурированного подхода в принятии решений:

- может оказаться трудно или дорого собрать всю информацию;

- не всегда легко определить цели достаточно ясно. Возможно менеджеру придется искать компромиссы между конкурирующими или конфликтующими интересами и целями;

- может потребоваться много времени на генерирование потенциальных вариантов решений или их оценку;

- предсказание будущих результатов всегда связано с высокой степенью неопределенности.

Чтобы избежать указанных проблем, применяется техника де Боно:

Шаг 1: модифицированный и структурированный подход (необходимо придерживаться основных принципов, но допускается модификация на этапе принятия решения);

Шаг 2: менее, чем идеальный подход (у менеджера может быть хорошая идея насчет того, каким должно быть идеальное решение, поэтому он может выбрать вариант, который уступает, но при этом является наиболее близким к идеальному);

Шаг 3: интуитивный подход (необходимо сделать выбор варианта интуитивно и определить реальные причины, почему выбран именно этот вариант);

Шаг 4: метод отрицания (вместо выбора наилучшего решения ищутся причины для отклонения вариантов, пока не останется наименее плохой вариант);

Шаг 5: метод изменяющихся обстоятельств (можно исключить варианты, рассматривая, насколько они были бы действенными, если прогноз будущего окажется неточным; выбирается вариант, который останется лучшим при изменившихся обстоятельствах).

Наши рекомендации