Свойства и структура характера

Характер личности весьма многогранен. В нем можно выделить отдельные стороны или черты, которые не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера. Определить структуру или строение характера личности означает выделить в характере основные компоненты или свойства и установить обусловленные ими специфические черты в их сложном отношении и взаимодействии. В структуре характера разные исследователи выделяют различные свойства.

Б.Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента. А.Г. Ковалев и В.Н. Мясищев включают в структуру характера такие пары свойств, как "уравновешенность — неуравновешенность", "сензитивность — агрессивность", "широта — узость", "глубина — поверхностность", "богатство (содержательность) — бедность", "сила — слабость". Н.Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу и твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют дополнительного серьезного анализа и обобщения.

Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму. Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения. Характер долгое время отождествляли с волей человека. Выражение "человек с характером" рассматривалось как синоним выражения "волевой человек". Воля связана с силой характера, его твердостью, решительностью. Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. Когда говорят о характере, обычно обращают внимание и на эмоциональные свойства личности. Что человек любит и что ненавидит, к чему равнодушен — все это определенным образом характеризует его как личность. Таким образом, имеется взаимосвязь между чувствами и свойствами характера. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека, а также от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой стороны, сами эти чувства становятся характерными устойчивыми особенностями личности, составляя таким образом характер человека.

В структуре характера исследователи выделяют следующие группы черт.

К первой группе относятся черты, выражающие направленность личности. Это устойчивые потребности, интересы, склонности, цели и идеалы, а также система отношений к окружающей действительности. Эти черты представляют собой индивидуально-своеобразные способы осуществления отношений личности к действительности.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие, которые задают общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера. Характер человека проявляется в следующей системе отношений:

отношении к другим людям (здесь можно выделить такие черты характера, как "общительность — замкнутость", "правдивость — лживость", "тактичность — грубость");

отношении к делу (здесь можно выделить такие черты характера, как "ответственность — недобросовестность", "трудолюбие — ленность");

отношении к себе (здесь можно выделить такие черты характера, как "скромность — самовлюбленность", "самокритичность — самоуверенность", "гордость — смирение");

отношении к собственности (здесь можно выделить такие черты характера, как "щедрость — жадность", "бережливость — расточительность", "аккуратность — неряшливость").

Свойства характера.Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные (локальные). Глобальные свойства характера фактически перекрывают свойства темперамента, так как распространяют свое действие на столь же широкую сферу поведенческих проявлений. Локальные свойства характера распространяются на частные, более узкие ситуации. Среди массы несовпадающих типологий и классификаций локальных (ситуационно зависимых) факторов характера назовем отдельные факторы, имеющие несомненное значение в педагогической практике:

1)Общительность — замкнутость. 2)Доминантность (лидерство) — подчиненность. 3)Оптимизм — уныние. 4)Совестливость — бессовестность. 5)Смелость — осторожность. 6)Впечатлительность — толстокожесть.7)Доверчивость — подозрительность. 9)Мечтательность — практицизм.10)Тревожная ранимость — спокойная безмятежность.11)Деликатность — грубость.12)Самостоятельность — конформизм (зависимость от группы). 13)Самоконтроль — импульсивность. 14)Страстная увлеченность — апатичная вялость. 15)Миролюбивость — агрессивность. Исследования показывают, что локальные черты характера гибко развиваются и видоизменяются у человека в течение всей жизни, тем более они находятся еще в стадии своего первичного формирования у детей. Своевременная диагностика формирующихся черт характера может позволить воспитателям успеть повлиять на этот процесс: подкрепить желательные черты характера и сгладить, смягчить чрезмерную заостренность (акцентуированность) нежелательных черт. Характеру как сложному психическому образованию присущи следующие свойства - многочисленность черт (различные авторы насчитывают от 150 до 2500 черт) - иерархичность черт (по степени их влияния на поведение человека); - взаимозависимость черт (одна существенная черта предопределяет заметное проявление других. Например, нерешительность может идти «рука об руку» с осторожностью и далее с трусостью); - социальная обусловленность черт (обусловленность усвоением социального опыта, обстоятельствами жизненного пути индивида); - генетическая обусловленность динамики проявления черт (например, через темперамент).

Важно, чтобы черты личности находились в гармонии. Это обеспечивает устойчивость, предсказуемость и уравновешенность поведения индивида.

Теория акцентуации характера .Акцентуация — это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

Теория акцентуации характера личности Акцентуации Ученые давно пытаются поделить людей на определенные группы, типы с точки зрения их психологических особенностей.

Акцентуация - это целостная картина личности, это не просто случайный набор качеств. Но говоря об акцентуациях, психологи и даже психиатры не стремятся дать этим картинам оценку.

Иметь те или иные акцентуации - не плохо и не хорошо - это просто то, с чем человек родился.

В целом акцентуации не столь устойчивы, как темперамент, и больше зависят не от особенностей высшей нервной деятельности (хотя и эта связь очень прочно сохраняется), а от особенностей воспитания, общего воздействия среды, микроклимата в семье, школе, социальном окружении и т. д. В чистом виде свойства конкретных акцентуаций присутствуют в человеке далеко не всегда, могут быть “доминантные” и “субдоминантные” акцентуации, они могут “накладываться” друг на друга. Акцентуации бывают скрытыми и явными.

Скрытые акцентуации сбалансированы и они есть практически у всех людей, и выявляются при помощи тестов и методик. При обострении ситуации скрытая акцентуация проявляется – это крайние варианты нормы.

Тип акцентуации указывает на слабые места характера и позволяет предвидеть факторы, способные вызвать способы декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации личности. Акцентуации черт характера могут играть глобальную роль в положительном развитии личности, если их во время распознать и направить в нужное русло.1.Демонстративный тип. Характеризуется повышенной демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного Внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его.

2.Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость.Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив.

4.Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной.

Раздражителен, вспыльчив.

5.Гипертимный тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные.

6.Дистимический тип. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни.

7.Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.

8.Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа - способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

9.Эмотивный тип. Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта - гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди.

10.Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные - подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. особенности работы с акцентуированными личностями. особенности работы с акцентуированными личностями.

Специфика работы с акцентуирован­ными личностями заключается в том, что акцентуации не от­носятся к явлениям психопатологическим, а являются вари­антами нормы. Более того, возможные негативные следствия акцентуации по определенному типу уравновешиваются ее позитивным влиянием на проявление творческих способно­стей личности, развитие индивидуальности. Поэтому психо-коррекционные воздействия не обязательно направляются на нивелирование акцентуированной черты. Исключением могут стать только случаи, когда акцентуация приводит к нарушению социальной адаптации.

Работа психолога или педагога с акцентуантом в основ­ном заключается в коррекции или построении особого рода отношений акцентуанта с окружающими с учетом характера его акцентуации. Частным случаем такой работы может быть построение отношений между психологом и акцентуантом в процессе психокоррекции.

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

Психокоррекционные мероприятия, направленные на акцентуанта, не должны, как уже указывалось, иметь своей целью сглаживание акцентуированной черты. Основной упор делается на осознание акцентуантом специфических особен­ностей своего характера, ситуаций и отношений, в которых он чувствует себя наиболее уязвимым, и собственных дейст­вий, которые к этой уязвимости приводят. Осознание увели­чивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях. Появляются новые способы анализа ситуации, и повышается вероятность формирования новых способов действий.

Конкретные действия, с помощью которых достигается осознание, различаются от подхода к подходу.

Рациональная (разъяснительная) психокоррекция исполь­зует апелляцию к логике, рассудку. Она проводится в режиме индивидуальных бесед, во время которых в ненавязчивой форме, с привлечением примеров из жизни других акцентуанту разъясняются причины его поступков, оплошности, ошиб­ки, сильные и слабые стороны характера. В ходе беседы пси­холог стремится подвести его к определенному решению. Тут может быть два варианта. Либо акцентуанта постепенно подводят к правильному решению, чтобы у него создалось впечатление, что такое решение он принял сам, либо при хо­рошем контакте и доверии психолог, используя элементы внушения, предлагает это решение.

Групповые методы психокоррекции также нацелены на осознание собственных качеств, но используют для этого опосредованное воздействие через мнение группы и законо­мерности межличностного взаимодействия в группе. Для групповых дискуссий важен выбор темы. Она должна соот­ветствовать интересам участников и касаться особенностей их характера. Полезно бывает обсуждать следующие темы: контакты с окружающими людьми, взаимоотношения с чле­нами семьи, личный жизненный успех. С подростками это могут быть такие темы, как отношения с родителями, отно­шения с товарищами, выбор жизненного пути и т.д.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ГИПЕРТИМНЫЙ ТИП

При работе с гипертимами педагогам следует иметь в виду, что особые трудности возникают у таких учащихся в ситуа­ции строгой регламентации, жесткой дисциплины, постоянной навязчивой опеки и мелочного контроля, В таких ситуациях повышается не только вероятность нарушения дисциплины со стороны учащегося, но и вероятность вспышек гнева и кон­фликта с педагогами (воспитателями, родителями). поведения среди гипертимов. По данным А. Е. Личко, гипер-тимный тип входит в пятерку наиболее «рискованных» сточ­ки зрения делинквентности.

Гипертимный субъект позволяет легко устанавливать с ним контакт. В процессе психокоррекции следует воздержи­ваться от директивных методов. Особое внимание нужно об­ращать на соблюдение дистанции, достаточной для продук­тивного взаимодействия.

ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ ТИП

Следует быть осторожным в «разоблачении» фантазий, выдумок демонстративных акцентуантов. Угроза неминуе­мого разоблачения, раскрытия обмана («он не такой, каким себя представлял») часто является невыносимой для демон­стративной личности. Реакции здесь могут быть самые острые и даже опасные: попытки суицида, побеги из дома, ухо­ды из школы, попытки превратить выдумку в реальность лю­бым способом.

В процессе психолого-педагогической и психокоррекционной работы с демонстративными акцентуантами-девушками целесообразно ненавязчиво и тонко выходить на иной аспект проблемы. А именно на проблему виктимного поведе­ния и, следовательно, на вопрос о риске оказаться включен­ным в криминальную ситуацию, но уже в качестве жертвы. Следующий фрагмент из материалов проведенной нами судебно-психологической экспертизы по делу об изнасилова­нии шестнадцатилетней Н. хорошо разъясняет сказанное (

В процессе психокоррекционной работы психологу для установления контакта с подростком демонстративного типа необходимо дать ему почувствовать, что к нему испытыва­ют интерес как к личности. В дальнейших отношениях с ним приходится придерживаться потворствующей гиперпротек­ции. Положительные оценки, поощрения должны даваться избирательно — только за реальные достижения и способ­ности. В процессе психокоррекции следует стремиться к тому, чтобы акцентуант дольше рассказывал о других, подводить его к осознанию отрицательных сторон претенциозной демонстративности.

ЗАСТРЕВАЮЩИЙ ТИП

В связи с этим необходимо учитывать, что, даже случайно обидев, неправомерно «задев» такого учащегося, педагог может надолго потерять с ним личностный контакт. Потеря контакта и застревание на оби­де могут сказаться не только на личностных взаимоотношени­ях, но и на отношении к предмету, на учебной успеваемости. Установлено, что отношение к предмету («люблю — не люблю», «нравится — не нравится») опосредовано отноше­нием ученика к учителю. Устойчивость аффекта и обидчивость у застревающего акцентуанта во взаимоотношениях со сверстниками прояв­ляются аналогичным образом. Однако в данном случае не­гативное изменение личного отношения часто сопровожда­ется вынашиванием плана мести, ответа обидчику. Эта месть может быть достаточно тонкой и отсроченной по времени. Психолого-педагогическая коррекция может идти в двух направлениях. Первое—учет педагогом личностных особен­ностей застревающего акцентуанта в процессе взаимодейст­вия (общения и деятельности) с ним. Что допустимо или даже целесообразно в отношении других учащихся, может быть совершенно недопустимым в отношении застревающих.

Второе направление — психолого-педагогическая кор­рекция личности, системы установок и поведения самого за­стревающего акцентуанта. Эта работа может проводиться «вообще», без конкретного повода, в виде спонтанных бесед при любом удобном случае. Иногда несущие коррекционный потенциал фразы, мысли могут быть обращены как бы и не к самому акцентуанту, а к группе в целом. Они могут прохо­дить, например, в виде общих рассуждений о нецелесообразности длительных обид, мстительности, хотя бы с точки зре­ния разрушения нервно-психического и соматического здо­ровья самого обижающегося.

Здесь есть много вариантов воздействия: от эмоциональ­но-суггестивного, внушающего, до рационального разъясне­ния, с опорой на научные факты.

Работа по психолого-педагогической коррекции застре­вающего акцентуанта может проводиться не только «вооб­ще», но и по конкретному поводу, в связи с конкретной ситу­ацией обиды, застревания аффекта. В этом случае, конечно, требуются особое мастерство и осторожность, так как лич­ность находится в «остром» состоянии. Воздействие на этом этапе чрезвычайно желательно, поскольку собственно по­мощь педагога и психолога такому акцентуанту во многом и состоите ускорении его выхода из «застревания». Психоло­го-педагогическая коррекция в данном случае носит ситуа­тивный характер и связана с коррекцией отношения лично­сти к конкретной ситуации, к конкретному человеку. Если при этом ситуативная коррекция опирается и на вышеука­занные общие стратегии коррекции личности, то она вносит свой вклад в общее повышение устойчивости личности и со­циальной адаптации застревающего акцентуанта.

ВОЗБУДИМЫЙ ТИП

Психолого-педагогические рекомендации по взаимодей­ствию с возбудимым акцентуантом полностью обусловлены его особенностями. Главными из них являются нерациональ­ность, а импульсивность поведения, его обусловленность влечениями и неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия это проявляется как крайне низ­кая терпимость. Знание этих особенностей педагогом и их антиципация, готовность к проявлению соответствующих им поведенческих реакций, уже само по себе имеет позитивное значение. Такая готовность может играть роль превентивно­го фактора и таким образом предупреждать возможные сры­вы педагога по типу: «импульсивность — на импульсивность», «нетерпимость — на нетерпимость».

Поэтому важной задачей психологической службы явля­ется не просто диагностика возбудимых акцентуантов, но и соответствующее информирование педагогов. При этом наи­более целесообразно проводить повышение психологической компетентности педагогов относительно возбудимой акцен­туации не вообще, а решая конкретную психолого-педаго­гическую задачу, проводя анализ личности и поведения кон­кретного учащегося.

Психологу в психокоррекционной работе следует у читы­вать, что контакт с возбудимым акцентуантом легче устано­вить вне периодов аффективного напряжения. В беседес ним следует быть обстоятельным и неторопливым. Необходимо дать выговориться. Обсуждая качества акцентуанта, следует касаться отрицательных качеств очень осторожно и только после того, как проявлено внимание и оценка его положи­тельных качеств. Не следует давать оценку отрицательных качеств, позиция психолога должна быть нейтральной. Сле­дует показать, какой вред эти качества могут принести ему, убедить приучать себя уходить от раздражающих ситуаций.

циклотимический тип Особенности взаимодействия с ним зависят от фазы. Во время подъема установление контакта происходит так же, как и с гипертимным типом.Во время спада этот тип особенно нуждается в психологи­ческой и эмоциональной поддержке. Элементарной задачей психолога будет вселить уверенность, что за спадом обяза­тельно последует подъем, что причина этого на самом деле заключена в организме, его физических процессах.

ТРЕВОЖНЫЙ ТИП

Важнейшей особенностью этого типа является повышен­ная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач. Характерна настороженность перед внешними обстоятель­ствами и при контактах с людьми. Все это и обусловлива­ет особенности взаимодействия с тревожным акцентуантом. Этот тип труден для контакта. Разубеждение происходит мед­ленно. Для установления контакта зачастую полезно затра­гивать сферы, в которых акцентуант стремится к гиперком­пенсации. В отношении этого типа следует придерживать­ся недирективных методов психокоррекции: многократные продолжительные беседы, подробный разбор фактов и ситуа­ций, опровергающих убежденность в неполноценности и мни­тельную тревожность в неблагоприятном отношении окру­жающих.

Наши рекомендации