Экономические методы управления

ТЕМА 6 МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

1 Сущность и классификация методов управления

2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

3 ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

4 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Сущность и классификация методов управления

Методы управления — это способы воздействия субъекта управ­ления на управляемый объект для достижения определенных целей.

С их помощью орган управления воздействует на каждого ра­ботника и предприятие в целом. Методы управления классифициру­ются по различным признакам. Наиболее распространена их класси­фикация по:

1. содержанию;

2. направленности;

3. организационной форме воздействия.

По содержанию методы управления идентифицируются с функ­циями управления: планированием, организацией, мотивацией, контролем. Соответственно выделяются следующие группы ме­тодов управления (рис. 1)

—экономические;

—организационно-распорядительные, (административные);

—социально-психологические.

В основу классификации методов по направленности действия положен характер их воздействия на мотивы деятельности отдельных работников и трудового коллектива предприятия. С этой точки зре­ния выделяют также четыре группы методов мотивации: матери­альной, социальной, психологической, властной.

По организационной форме действия выделяют методы:

— прямого (непосредственного) воздействия;

—постановки цели;

—создания стимулирующих условий.

Все методы управления независимо от их классификации орга­нически взаимосвязаны, находятся в постоянном динамическом рав­новесии и воздействуют одновременно на весь коллектив и отдельно на каждого человека, занимающихся различными видами трудовой деятельности. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение и т.д.). Структура методов управления представлена на рис.19.

Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

экономические методы управления - student2.ru

Рисунок 18 – Классификация методов управления по содержанию

экономические методы управления - student2.ru

Рисунок 19 –Структура методов управления

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Под экономическими методами управления понимают совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития организации.

Система экономических методов управления схематично представлена на рис.20.

экономические методы управления - student2.ru

Рисунок 20 – Система экономических методов управления

Сущность экономических методов управления заключается в возможности реализации экономических интересов государства через реализацию экономических интересов организации, сотрудников по­средством использования экономических рычагов. Они основаны на действиях экономических факторов рыночной экономики и занимают ведущее место в системе методов управления.

Конкретный набор и содержание экономического воздействия определяются спецификой управляемой системы.

Деятельность любого субъекта, находящегося на территории Рес­публики Беларусь, напрямую зависит от финансово-кредитной полити­ки правительства и Национального банка. В данном случае экономи­ческими рычагами управления выступают экономические нормативы. Основополагающим нормативным актом, регламентирующим при­менение экономической ответственности, является Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельно­сти и применения экономических санкций, утвержденный Указом Президента РБ от 15.11.1999 г. № 673 «О некоторых мерах по совершенство­ванию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» и др.

Планирование — это основной метод и функция управления экономическими процессами в организациях. Оно позволяет загля­нуть в будущее организации, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с источниками и затратами.

Планирование определяет рамки, границы, в которых предстоит работать сотрудникам; позволяет взаимоувязать все стороны деятель­ности через сводные показатели, увязать их выполнение с интересами коллектива посредством системы материального и других видов сти­мулирования труда. Планы позволяют определить направления по­иска новых сфер и методов деятельности в условиях конкуренции на рынке. Результатом планирования является разработка бизнес-плана (сводного плана развития), а также оперативных планов по отдель­ным направлениям деятельности.

Благодаря тому что коммерческий расчет синтезирует в себе как функции управления, так и экономические рычаги и инструмен­ты, он способствует повышению рентабельности, оптимальному ис­пользованию капитала, развитию технологий, эффективной кадровой политике. Коммерческий расчет использует такие экономические ры­чаги и инструменты, как: ценообразование, финансирование, креди­тование. Это использование направлено на конечную цель коммерче­ского расчета — получение устойчивой прибыли.

В настоящее время главными инструментами поощрения более производительного труда являются: заработная плата и различного рода льготы.

Заработная плата устанавливается обычно с учетом профессионального уровня, образования, стажа работы и т.д. Инструментом поощрения труда работников является премия. 3десь все зависит от политики, проводимой руководством по отношению к оплате труда. Премии вообще могут не выплачиваться. В этом случае премия рассматривается в качестве дополнительного инструмента, с помощью которого можно стимулировать более производительный труд. Премия выплачивается за инициативу, аккуратность в работе, поданную идею и т.д.

Иными словами, зарплата любого работника может быть разбита на три составляющие.

Первая часть выплачивается за исполнение должностных обязанностей, и все, кто занимается аналогичными обязанностями, получают одинаковое вознаграждение. Вторая часть определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни. Все сотрудники получают эту часть заработной платы, но величина ежегодно автоматически регулируется.

Третья часть. Она варьируется для каждого работника и ее величина определяется достигнутыми им результатами за предшествующий период. Плохой работник скоро увидит, что эта часть его зарплаты минимальна, а хороший поймет, что эта часть столь же велика, как и две первые части, вместе взятые. Однако эта часть не будет автоматически возрастать. Из года в год она будет меняться в зависимости от результатов деятельности каждого работника. Увеличение этой части может происходить только при изменении масштабов ответственности, возлагаемой на работника.

В системе оплаты труда особое место занимают льготы, предоставляемые сотрудникам и увеличивающие их общий доход. Такими льготами могут быть оплата проезда, путевок, лечения, предоставление ссуд с заниженной процентной ставкой, материальная помощь сотрудникам при семейных затруднениях, оплата за обучение в учеб­ных заведениях и т.д.

Гибкость финансовой политики основана на приспособлении к денежному рынку, налоговому законодательству, валютному курсу. Кредитование — это одна из форм отношений между банком и каким-либо субъектом, при котором денежные средства предоставляются во временное пользование и за плату, определенную в договоре.

Банковский кредит выражает собой движение ссудного капита­ла, предоставляемого за плату на определенных условиях: матери­альной обеспеченности, возвратности, целевого характера использо­вания, срочности, платности.

Центральное место среди различных рычагов экономического ме­ханизма управления принадлежит ценам и ценообразованию в кото­рых отражаются все стороны экономической деятельности организации.

экономические методы управления - student2.ru экономические методы управления - student2.ru Важное значение в механизме ценообразования имеет разработка методологии установления цен и определения структуры цены, т.е. соотношение в ней элементов расходов.

Для обеспечения конкурентоспособности на рынке организации осуществляют различные мероприятия создают себе имидж, проводят рекламную кампанию, предоставляют более широкий по сравнению с конкурентами спектр услуг, устанавливают гибкую систему ценообразования, внедряют современные технологии, предлагают более 1 выгодные по сравнению с конкурентами формы обслуживания, расчетов и т.п. Во многом повышать уровень конкурентоспособности помо­ргают маркетинговые исследования рынка, анализ своих сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ). Для этих целей проводится рекламная кампания.

Метод построения экономико-математических моделей применяют, например, при оценке риска.

Наши рекомендации