II. Рефлексивный характер методологического знания.

Виды рефлексии в науке.

Ключевые слова: ретроспективная, проспективная и текущая рефлексия, познавательная и регулятивная рефлексия, экстернальная и интернальная рефлексия, метарефлексия, дескриптивные стратегии.

Рефлексия является предметом изучения и орудием, применяемым в разных сферах человеческого знания и его использования: философии, науковедении, психологии, акмеологии, управлении, педагогике, эргономике, конфликтологии и др.

В качестве одного из определений рефлексии может быть рассмотрено следующее: рефлексия есть мысль, направленная на мысль (или направленная на саму себя).

Возможно, сущность рефлексии — не в том, что она есть мысль, а в обращённости на себя и в том, что рефлексия, в некоторых подходах может рассматриваться как генетически вторичное явление, возникающее из практики. Одна из возможностей для появления рефлексии обнаруживается при возникновении непреодолимых затруднений в функционировании практики, в результате которых не выполняется практическая норма (потребность). Рефлексия, в таком случае — это выход практики за пределы себя самой, и в этом смысле она может рассматриваться как инобытие практики, а именно как процедура, осуществляющая снятие практического затруднения. Соответственно, рефлексия может вести к развитию и обновлению практики, и значит, она может рассматриваться не только как мысль, направленная на себя, но и как обращённость практики на себя.. В этом смысле рефлексия производна от прекращения практики.

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д.

Согласно П. Тейяру де Шардену, рефлексия — то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.

Согласно Э. Кассиреру, рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание»[1]

Одним из первых в психологии рассмотрением рефлексии занялся А. Буземан (1925—1926 гг.), который трактовал её как «всякое перенесение переживания с внешнего мира на самого себя».[2]

В психологических исследованиях рефлексия выступает двояко:

· как способ осознания исследователем оснований и результатов исследования;

· как базовое свойство субъекта, благодаря которому становится возможным осознание и регуляция своей жизнедеятельности.

Как результат анализа самой рефлексии в методологии психологии были выделены три ее основных формы:

1. элементарная рефлексия, направленная на анализ повседневных поступков и сопряженных с ними знаний, уточняющая их зна­чение и границы;

2. философская рефлексия как осмысление предельных основа­ний бытия и мышления, человеческой культуры в целом как состо­яния и способа существования социума;

3. научно-теоретическая рефлексия как критический анализ предпосылок, форм, методов и результатов деятельности человека в любой сфере, основанный на принципах системности детерминизма, логической последовательности и доказательности, наиболее широко культивируемых в науке.

Традиционно (по крайней мере для отечественной психологии, в частности, начиная с работ И. Н. Семёнова и С. Ю. Степанова) выделяются 4 подхода к изучению рефлексии (или другими словами — 4 аспекта изучения рефлексии):

· кооперативный (Емельянов Е.Н., Карпов А. В., Лепский В. Е., Лефевр В. А., Щедровицкий Г. П., и др.). Рассматривается при анализе субъект-субъектных видов деятельности, а также при проектировании коллективной деятельности с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий.

· коммуникативный (социально-психологический) (Андреева Г. М., Бодалёв А. А., и др.). Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком.

· когнитивный или интеллектуальный (Брушлинский А. В.

, Корнилова Т. В., Кулюткин Ю. Н., Матюшкин А. М., Семёнов И. Н., и др.). Понимание рефлексии, как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также рассмотрение рефлексии в связи с изучением механизмов мышления, прежде всего — теоретического.

· личностный (общепсихологический) (Аллахвердов В. М.

, Василюк Ф. Е., Гуткина Н. И., Знаков В. В., Леонтьев Д. А., Петренко В. Ф., Петровский В. А., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С., и др.). Построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире.

Личностная рефлексия в традиционном понимании — это психологический механизм изменения индивидуального сознания. Согласно А. В. Россохину, личностная рефлексия — это «активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного (рефлексия нерефлексивного) — внутренней работе, приводящей к качественным изменениям ценностно-смысловых образований, формированию новых стратегий и способов внутреннего диалога, интеграции личности в новое, более целостное состояние.»

С позиций когнитивного подхода – целью психологии является экзистенциальное самопознание.

Экзистенциальное самопознание — это познание человеком своего существования, своего предназначения, смысла жизни, своей миссии.

Цель самопознания — познание себя как индивидуального субъекта, имеющего те или иные особенности, качества, цели, ценности, желания, возможности и пр.

Экзистенциальное самопознание, безусловно, опирается на рефлексию. В рефлексии человек обращается и к своему “бытию” (действия, поступки, события и пр.), и к своему “сознанию” (мысли, чувства, оценки и пр.).

Рефлективное “Я” собирает воедино многочисленные акты продуктивного “Я” и осуществляет на их основе многообразные синтезы событий самобытия: “Во всех таких актах я — тут как тут: я актуально здесь. Рефлектируя же, я постигаю себя при этом как человека”. Это то обыденное самопознание, которое совершает каждый человек постоянно в течение своей жизни.

Эдмунд Гуссерлем.

В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А. В. Карпов и некоторые другие её исследователи, например А. С. Шаров, выделяют следующие её виды:

· Ситуативная рефлексия — выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися условиями.

· Ретроспективная рефлексия — служит для анализа уже выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом.

· Проспективная рефлексия — включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.

Попытаемся рассмотреть различные виды рефлексии, используемые человеком в актах самопознания, и обосновать их с точки зрения феноменологического подхода, провозглашенного Эдмундом Гуссерлем.

Ретроспективная рефлексия

Существует несомненная возможность сознавать в рефлексии свое прошлое бытие. Назовем такую возможность ретроспективнойрефлексией; хотя ее также можно назвать “исторической рефлексией”, поскольку благодаря рефлективному взгляду (ретроспективному самообращению) самобытие разворачивается в своей исторической перспективе. Существование ретроспективной рефлексии очевидно. Его подтверждает сознание самобытия как собственной истории, своей “жизни”. Действительно, это “взгляд назад”, но не в пространстве, а во времени.

Безусловно, с одной стороны, ретроспективная рефлексия опирается на способности памяти, поскольку осмысливая свое бытие, человек в первую очередь вспоминает его, а с другой стороны, ретроспективная рефлексия активна по отношению к имеющемуся материалу, это не механическая и бесстрастная “раскадровка” самобытия, а фиксация его значимых изменений, акцентирование тех или иных переживаний с одновременным “затемнением” или “пропусканием” других, это синтез особых интенциональных объектов прошлого (состояний, поступков, событий) и расстановка их в определенной последовательности “истории самобытия”.

Текущая рефлексия

Ретроспективная рефлексия предполагает другую рефлективную способность — способность сознавать себя в “реальном времени”, то есть в настоящем, по мере свершения своего бытия, а не после него. Назовем такую возможность текущей рефлексией, подразумевая, что она протекает в том же времени, что и продуктивная деятельность, а не после него, как это имеет место в ретроспективной (исторической) рефлексии. Прежде всего, возможность текущей рефлексии подтверждает существование ретроспективной рефлексии: если бы у человека не было возможности фиксировать наличность, настоящее, то он не смог бы потом, “задним числом”, воспроизводить его. Таким образом, следуя логике, мы можем утверждать, что текущая рефлексия должна существовать, поскольку благодаря ей мы имеем возможность “вернуть” назад “кадры” самобытия, то есть воспользоваться уже ретроспективной рефлексий.

Текущая рефлексия фундирована в особой двойственности сознания: всякому позициональному сознанию сопутствует нейтральное сознание по типу “праобраз и тень” . Отношение между параллельными актами состоит, по Гуссерлю, в том, что один из них — “действительный акт”, “действительно полагающее cogito”, между тем как другой акт — это “тень” акта, cogito “не настоящее”; один акт — действительно совершается, другой же — “простое отражение совершения”, “просто мысль” о совершении. Метафора “тени” весьма удачна: тень — это то, что обычно сопровождает любой предмет, его нейтральный свидетель. Тень — это постоянное “присутствие”, которое предполагает в себе то, при чем оно присутствует.

Таким образом, текущая рефлексия — это рефлексия в модусе потенциальности, которая может быть в любой момент актуализирована или реактуализирована, например, в воспоминании о переживании. Текущая рефлексия является фундаментом как “естественной”, так и “феноменологической” рефлексии. “Теневая рефлексия” — это довербальная основа, на которой может быть воздвигнуто любое вербальное полагание.

Проспективная рефлексия

Репродуктивные свойства рефлексии проявляются не только в ретроспекции, когда мы имеем дело с “репродукциями переживаний”, но и в “предваряющем памятовании”, когда рефлективный взгляд обращен к еще не наступившему событию (переживанию), а значит к тому, что создано лишь самим рефлективным взглядом и еще не подтверждено наступившим настоящим. Это — проспективная рефлексия.

Что же репродуцируется в проспективной рефлексии, если еще ничего не было пережито? Если ретроспективная рефлексия, безусловно, основывается на текущей рефлексии, то проспективное видение самобытия есть результат ретроспективного самоосмысления. Таким образом, материалом для проспективной рефлексии становятся переживания, полученные в текущей и ретроспективной рефлексии. Если ретроспективную рефлексию с полным правом можно назвать родом воспоминания, в котором человек воспроизводит свои собственные переживания, то проспективная рефлексия — это, соответственно, род фантазии, в котором предвосхищаются лишь предполагаемые переживания или другие события самобытия, в свою очередь фантазии — это особым образом модифицированные воспоминания. Проспективная рефлексия в широком смысле — это не только протенция, предвосхищение (anticipatio), но также желания, планы, проекты и пр. Все это строится на основании уже воспринятого, в том числе воспринятого в интерсубъективном опыте. Ретроспективная рефлексия и фундированная в ней проспективная рефлексия, антиципация (предвосхищение) обеспечивают целостность самобытия.

Наши рекомендации