Лекция по теме № 6. Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия

План

Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Опрос».

Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Наведение справок».

Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Сбор образцов для сравнительного исследования».

Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Исследование предметов и документов».

Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Наблюдение».

Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Отождествление личности».

Оформление и использование полученных результатов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, не требующих санкционирования.

Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Опрос»

Самое широкое распространение в ОРД получило такое оперативно- розыскное мероприятие, как опрос. Сведения, получаемые в ходе опроса, составляют значительную часть оперативно-розыскной информации, соби­раемой непосредственно сотрудниками правоохранительных органов.

Опрос - это сбор оперативно-розыскной информации в процессе не­посредственного общения оперативного работника с гражданами, кото­рые осведомлены или могут знать о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес для решения задач борьбы с пре­ступностью.

В проведении оперативно-розыскных мероприятий участвуют раз­личные сотрудники. Систематическое проведение опросов осуществляют оперативные сотрудники, а также со­трудники всех без исключения служб, которые и являются субъекта­ми опроса.

Объектами опроса являются граждане (лица без гражданства, ино­странцы), которые могут быть осведомлены о лицах, фактах и обстоятель­ствах, представляющих оперативный интерес. Эти источники информации в юридической литературе принято подразделять на три группы:

лица, не связанные с преступной средой (соседи, сослуживцы, родст­венники, жители окружающей местности); в оперативно-розыскной деятель­ности и уголовном процессе они могут выступать в качестве свидетелей;

лица, связанные с преступной средой (ранее судимые, без опреде­ленного места жительства, задержанные и арестованные, осужденные, ал­коголики, наркоманы, сбытчики похищенного, пособники в совершении преступлений и т. д.); в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий они выступают в качестве прове­ряемых и разрабатываемых, а привлекаются к уголовной ответственности в качестве подозреваемых и обвиняемых;

лица, причастные к тем или иным обстоятельствам совершения пре­ступления (это пострадавшие от преступных посягательств, случайные по­купатели похищенного, водители, перевозившие орудия преступления, по­хищенное имущество или преступников, очевидцы совершенного преступ­ления, работники увеселительных заведений - кафе, баров, ресторанов, ка­зино и т. д.); выступают в ОРД и уголовном процессе как свидетели и по­терпевшие.

Опрос как вид оперативно-розыскного действия должен иметь цели, направленные на решение задач борьбы с преступностью, а именно:

а) выявление готовящихся, совершаемых, совершенных преступле­ний и лиц, их подготавливающих или совершивших, а также их связей;

б) выявление лиц, могущих оказать помощь в предупреждении, пре­сечении или раскрытии преступлений;

в) выявление мест хранения орудий преступления, предметов, цен­ностей и других вещественных доказательств;

г) выявление причин и условий, способствующих совершению пре­ступлений;

д) установление местонахождения разыскиваемых.

Опросу, как и любому оперативно-розыскному мероприятию, прису­щи подготовительные действия, проведение и оформление их результатов.

1. Подготовка к опросу предполагает:

формулировку задачи;

определение перечня вопросов, требующих выяснения;

определение круга опрашиваемых лиц;

выбор места, времени, обстановки опроса;

выбор тактических приемов получения информации.

2. Непосредственное общение включает в себя:

установление психологического контакта с опрашиваемым путем во­влечения опрашиваемого в беседу и создания психологического общения с ним;

получение оперативно значимой информации путем информирова­ния о мнимой или реальной цели опроса, преодоление противодействия опрашиваемого, создание у него желания давать информацию, переключе­ние беседы на интересующие события личности и получение информации;

окончание опроса путем предоставления опрашиваемому возможно­сти выговориться и перевода разговора на другую тему.

3. Результаты опроса оформляются справкой оперативного работни­ка, объяснением опрашиваемого либо его заявлением.

4. При проведении опроса запрещается применять угрозы, шантаж, иные психологические и физические способы воздействия на опрашивае­мого, а также разглашать сведения, составляющие его личную и коммерче­скую тайну, и сведения, способные нанести моральный ущерб опрашивае­мому.

В практике оперативно-розыскной деятельности применяются сле­дующие виды разведывательного опроса:

гласный, в том числе зашифрованный, - применяется в случаях, ко­гда зашифровываются цель и содержание получаемой информации;

негласный - проводится, как правило, конфиденциально, «с глазу на глаз» и не расшифровывает данные об опрашиваемом; источник информа­ции не является свидетелем в уголовном судопроизводстве; легендированный, или оперативная установка.

Легендированный опрос, или оперативная установка, - это метод негласного сбора информации в отношении лиц, представляющих опера­тивный интерес. Заключается в выяснении биографических данных лица, его образа жизни, преступных и иных связей, поведения, отношения лица к правонарушениям, материальной обеспеченности и др. Носит направлен­ный разведывательный характер, включает в себя элементы опроса, наве­дения справок и оперативного осмотра.

Опрос может осуществляться с применением технических средств гласно и негласно. В первом случае с согласия опрашиваемого опрос мо­жет фиксироваться с помощью видео- и звукозаписи. Во втором случае, для устранения потерь информации, когда опрос производится в условиях, исключающих письменную фиксацию его результатов, допускается при­менение негласной аудио- и видеозаписи.

В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления результа­тов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд опрос, если он проводился гласно, оформляется заявлением, объяснением гражданина, рапортом или справ­кой сотрудника; если опрос проводился негласно - сообщением конфиден­та или справкой оперативного работника. К результатам опроса могут приобщаться технические носители информации в виде аудио-, видеокас­сет, компьютерных дискет и др.

Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Наведение справок»

Наведение справок - это сбор оперативно-розыскной информации оперативнником или другим сотрудником путем изучения документов, в том числе и архивных, и направления запросов в информа­ционные системы.

Наведение справок осуществляется в связи с необходимостью про­ведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий для получения данных: пофамильной картотеки, дактилоскопических учетов, карточек неопознанных трупов, учетов утраченного (похищенного) оружия, учетов преступников по внешним признакам, учетов преступников по способу со­вершения преступлений, учетов похищенных автомобилей, аудио-, видео­техники и др. При этом следует руководствоваться Наставлением по фор­мированию и ведению централизованных оперативно-справочных, крими­налистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических кол­лекций и картотек органов внутренних дел РФ, утвержденным приказом МВД России, которое определяет порядок обращения в указанные виды учетов на федеральном и региональном уровнях для решения задач опера­тивно-розыскной деятельности.

В зависимости от целей и условий получения информации наведение справок осуществляется путем направления запросов в такие учреждения, как поликлиники, больницы, морги, наркодиспансеры, психдиспансеры, ЗАГСы, военкоматы, а также предприятия хозяйственной или финансовой направленности.

Наведение справок проводят:

1) лично оперативный работник;

2) другие сотрудники органов внутренних дел;

3) по поручению сотрудника лицо, оказывающее конфиденциальное содействие.

Если в процессе наведения справок получена оперативно значимая информация, то ее результаты оформляются:

1) справкой, рапортом оперативного работника либо другого сотруд­ника;

2) документом, называемым «оперативная установка», если прово­дилась оперативно-поисковыми подразделениями. Оперативная установка как способ наведения справок осуществляется по письменному заданию оперработника;

3) если наведение справок проводилось путем поиска в информаци­онно-поисковых системах - требованием «о судимо­сти» или «местонахождении лица», дактилоскопической картой, информа­ционно-поисковыми картами на лицо, событие, вещь (ИПК-ЛЦ, ИПК-ПР, ИПК-В), а также другими запросами, в том числе и в произвольной форме. Так, например, по справке информационного аппарата можно получить данные на лиц по способу совершения преступлений, приметам личности (татуировки, дефекты внешности и т. д.); по принадлежности вещей, изъя­тых, похищенных или бесхозных, по однородным преступлениям и др.;

4) при наведении справки конфидентом ее результаты оформляются в виде сообщения этого лица или рапорта сотрудника.

Вопрос о возможности придания доказательственного значения ре­зультатам наведения справок как оперативно-розыскного мероприятия мо­жет зависеть от его характера. Если наведение справок выражается в фор­ме запроса, направленного за подписью представителя субъекта ОРД в государст­венное учреждение, на который получен официальный ответ в письменном виде, то этот документ может быть приобщен к уголовному делу в качест­ве «иного документа», о котором идет речь в п. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ. Если же результат наведения справок отражен в рапорте оперативного работни­ка, то полученные им сведения носят ориентировочное значение.

Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Сбор образцов для сравнительного исследования»

Сбор образцов для сравнительного исследования как вид оператив­но-розыскного мероприятия заключается в обнаружении и изъятии пред­метов, сохранивших следы преступлений и иных предметов, которые мо­гут служить средством к обнаружению преступления и лиц, к нему при­частных. Образцы - это объекты, которые являются носителями информа­ции для последующего изучения, описания, сравнения с ранее добытыми аналогами (следами, предметами, в том числе запрещенными или изъяты­ми из оборота, а также текстами, фотоснимками, жидкостями, продуктами питания, сырьем и т. п.). Образцы, подлежащие исследованию, изымаются, в том числе посредством проведения проверочной закупки; лица, к ним причастные, дактилоскопируются, фотографируются; может проводиться аудио-, видеозапись.

Оперативно-розыскная специфика сбора образцов для сравнительно­го исследования состоит в том, что он может осуществляться гласно, не­гласно и легендированно, как правило, до возбуждения уголовного дела и по делам оперативных учетов. Сбор образцов осуществляется:

1) лично оперативным работником;

2) другим сотрудником;

3) по заданию оперативного работника отдельными гражданами, ока­зывающими конфиденциальное содействие.

При необходимости к сбору образцов привлекаются специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными познания­ми, однако обязанность обеспечить точность выбора образцов, их досто­верность и сохранность возлагается исключительно на оперативного работника.

В процессе сбора образцов запрещается: совершать действия, соз­дающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство, ущемляющие их права и интересы; создавать без оперативной необходи­мости условия, затрудняющие нормальное функционирование предпри­ятий, учреждений, организаций, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.

При производстве гласного сбора образцов их следует поместить в конверты, свертки, посуду, иные емкости и опечатать печатью предпри­ятия, учреждения или организации либо прикрепить к ним бирки (ярлыки), заверенные подписями участников мероприятия. По итогам гласного сбора образцов составляется акт, который по своему содержанию и форме дол­жен соответствовать требованиям, предъявляемым к протоколу выемки. При значительном количестве полученных образцов составляется их опись, которая вместе с образцами прилагается к акту. При гласном сборе образцов акт составляется в трех экземплярах. Первый и третий экземпляр остаются у сотрудника оперативного подразделения, а второй вручается под расписку владельцу образцов.

Негласное изъятие образцов для сравнительного исследования до­пускается в тех случаях, если невозможно или нецелесообразно это сделать гласно, и осуществляется в необходимых количествах, исключающих возможность обнаружения недостачи предмета или вещества.

Результаты гласного сбора образцов оформляются рапортом опера­тивного работника, к которому приобщается акт, удостоверяющий факт проведенного мероприятия, объяснения всех участников и сами образцы. В соответствии со ст. 143 УПК РФ и ч. 2 ст. 11 ФЗ об ОРД, собранный мате­риал может являться поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.

Результаты негласного сбора образцов оформляются справкой со­трудника или сообщением лица, содействующего конфиденциально.

Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Исследование предметов и документов»

Исследование предметов и документов - это оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение объективной информации и свойств:

1) предметов (их назначение, время и место изготовления, качество и т. п.) и их отождествление;

2) документов (содержание, исполнители, способы и средства раз­множения) и их идентификацию;

3) биологических объектов (крови, спермы, волос и т. п.) и их при­надлежности;

4) иных объектов.

Инициатором исследования предметов, веществ и документов явля­ется сотрудник органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятель­ность, который при необходимости мотивированным рапортом, с указани­ем наличия законных оснований для проведения данного оперативно- розыскного мероприятия докладывает об этом руководителю органа внут­ренних дел, уполномоченному на осуществление оперативно-розыскной деятельности. По своей сути это мероприятие может быть продолжением сбора образцов для сравнительного исследования и проверочной закупки, когда за результатом свойств предмета или вещества сотрудник обращает­ся к специалисту. Специалист в той или иной области познания, проведя исследование, выдает справку, характеризующую предмет или вещество, направленное ему на исследование. Названная справка не будет являться доказательством по уголовному делу, но может служить поводом и осно­ванием к его возбуждению.

Действующие нормативно-правовые акты содержат указания, запрещающие приобщение к уголовному делу справок о резуль­татах исследования предметов и документов. Поэтому для следователя этот документ может иметь ориентирующее значение для назначения в по­следующем экспертизы по расследуемому уголовному делу.

При необходимости к проведению исследования предметов и доку­ментов (бухгалтерских, технических, результатов ревизий, инвентариза­ций, аудиторских проверок) могут в установленном порядке привлекаться на контрактной основе отдельные лица, обладающие специальными науч­ными, техническими и иными познаниями. В письменном требовании на проведение исследования предметов и документов ставятся вопросы, ин­тересующие инициатора исследования. При необходимости в нем могут излагаться сведения об обстоятельствах получения предметов и докумен­тов. При исследовании предметов, веществ и документов специалисты в силу своей компетенции могут выйти за рамки поставленных им вопросов.

При исследовании предметов, веществ и документов, которые были получены в результате негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях возможного их использования по уголовному делу в качестве веще­ственных и иных доказательств, должна обеспечиваться их сохранность в прежнем виде. Исследование таких предметов, веществ и документов про­водится в предельно сжатые сроки, и его результаты не должны разгла­шаться специалистами без соответствующего на то разрешения руководителя органа внутренних дел, уполномоченного на осуществление опера­тивно-розыскной деятельности.

При отсутствии возможности получения предметов, веществ и доку­ментов сотрудник оперативного подразделения обеспечивает в установ­ленном порядке участие специалистов в дополнительных негласных опе­ративно-розыскных мероприятиях для определения возможности исследо­вания этих предметов, веществ, документов на месте и дачи по ним заклю­чения.

Результаты исследования предметов, веществ, документов, прове­денного в экспертно-криминалистических подразделениях и учреждениях, оформляются справкой, составляемой специали­стом, производившим исследование.

Результаты исследования, проведенного в иных учреждениях, оформляются документами, предусмотренными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти. Результаты исследования веществ, предметов и документов специалистами из числа лиц, привлеченных на контрактной основе, оформляются актом исследования (ревизии, провер­ки), который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к состав­лению акта экспертизы, без внесения в него сведений об оперативно- розыскной деятельности, составляющих государственную тайну.

Особенность негласного исследования заключается в том, что прибе­гают к нему лишь в тех случаях, когда состояние подлежащих изучению предметов, документов, вероятных источников доказательств не будет ка­чественно изменено, а их временное отсутствие не будет обнаружено ли­цом, у которого они негласно изъяты.

В заключение рассматриваемого вопроса следует добавить, что ре­зультаты исследования не являются доказательствами по делу, а носят ин­формационный характер для оперативного сотрудника, который в своюочередь решает вопрос о проведении процессуального действия (эксперти­зы, обыска, осмотра и т. д.)

Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Наблюдение»

Наблюдение - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение информации об объекте путем визуального, слухового, элек­тронного, радиолокационного и иных способов контроля и осуществляе­мое в помещениях, транспорте и на открытой местности.

Наблюдение осуществляется:

1) непосредственно оперативным работником в ходе личного сыска и при необходимости сочетается с выполнением других оперативно- розыскных мероприятий (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и др.);

2) по заданию оперативного работника сотрудниками оперативно- поисковых подразделений (скрытое наблюдение);

3) привлекаемыми к наблюдению представителями общественности (оперативный работник разъясняет им задачи, порядок конкретных дейст­вий, принимает меры к обеспечению конспирации и безопасности участ­ников наблюдения). На практике часто представители домовых комитетов осуществляют наблюдение в местах проживания граждан с целью выявле­ния лиц, покушающихся на совершение квартирных краж, а также наблю­дение по имеющемуся плану.

С помощью наблюдения решаются следующие задачи:

предупреждение и пресечение преступных действий объектов на­блюдения, задержание их на момент покушения;

выявление преступной деятельности лиц, проходящих по делам опе­ративных учетов;

установление наблюдения за лицами, скрывшимися от органа дозна­ния, следствия, суда, уклоняющимися от отбытия наказания, и обеспече­ние их задержания;

изучение образа жизни, поведения, наклонностей проверяемых лиц, маршрутов движения, выявление их связей, возможного пользования тай­никами, отправления почтовой телеграфной корреспонденции, бандеролей и посылок;

документирование отдельных действий объектов наблюдения и их связей с помощью видео- и аудиозаписи;

выявление притонов, мест хранения (сбыта) похищенного, ценно­стей, орудий преступления;

получение данных для обеспечения успеха операции по задержанию, аресту, обыску и др.

Объектами наблюдения могут быть:

лица, разрабатываемые или проверяемые в связи с имеющимися дан­ными об их преступной деятельности, подозреваемые в совершении пре­ступлений, их сообщники, родственники и иные лица;

лица, располагающие сведениями о готовящихся или совершенных преступлениях, либо имеющие связь с преступником;

родственники и знакомые разыскиваемых преступников, если есть основания полагать, что наблюдение за ними позволит обнаружить разы­скиваемого или получить информацию о его местонахождении.

При организации наблюдения методом личного сыска, в том числе с участием лиц, оказывающих добровольное содействие, сотрудник опера­тивного подразделения самостоятельно определяет наличие законных ос­нований для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия в зависимости от решения конкретных задач оперативно-розыскной дея­тельности и принимает соответствующее решение.

В отдельных случаях, требующих привлечения к наблюдению значи­тельных сил, средств и финансовых затрат, данное мероприятие проводит­ся в соответствии с рапортом сотрудника оперативного подразделения, в котором указываются наличие законных оснований для проведения опера­тивно-розыскного мероприятия, расчет привлекаемых сил и средств, в том числе сумма предполагаемых затрат.

При привлечении к наблюдению представителей общественности со­трудник оперативного подразделения осуществляет инструктаж лиц, при­влекаемых к его проведению, разъясняет задачи, порядок конкретных дей­ствий, принимает меры к обеспечению конспирации и безопасности участ­ников наблюдения.

Задачи наблюдения и порядок его осуществления лицами, привле­ченными к содействию на конфиденциальной основе, определяются со­трудником оперативного подразделения и письменно отражаются в виде соответствующих задач и поручений.

Результаты наблюдения широко используются в оперативно- розыскной деятельности, служат решению ее задач и оформляются:

1) при проведении наблюдения лично оперативным работником или другим сотрудником - справкой или рапортом, где отражаются способы и результаты наблюдения;

2) при проведении наблюдения сотрудниками оперативно- поискового подразделения - документом, называемым «Сводка скрытого наблюдения»;

3) при проведении наблюдения представителями общественности или с их участием - актом наблюдения, составляемым его участниками.

Решение проблемы использования результатов наблюдения в уго­ловно-процессуальном доказывании зависит в значительной степени от то­го, кем оно осуществлялось. Так, если в результате наблюдения представи­телями общественности было пресечено преступление, задержан подозреваемый или разыскиваемый, то его участники, а именно представители общественности, сотрудники милиции, могут быть допрошены в качестве свидетелей.

Результаты наблюдения, проводимого сотрудниками оперативно- поисковых подразделений, не могут отражаться в уголовном деле, по­скольку сведения о них, а также организация и тактика их действий со­ставляют государственную тайну. Результаты такого наблюдения приоб­щаются к делу оперативного учета, а следователь может знакомиться с ними только в пределах, необходимых для расследования преступлений.

Наши рекомендации