Лекция по теме № 6. Несанкционируемые оперативно-розыскные мероприятия
План
Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Опрос».
Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Наведение справок».
Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Сбор образцов для сравнительного исследования».
Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Исследование предметов и документов».
Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Наблюдение».
Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Отождествление личности».
Оформление и использование полученных результатов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, не требующих санкционирования.
Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Опрос»
Самое широкое распространение в ОРД получило такое оперативно- розыскное мероприятие, как опрос. Сведения, получаемые в ходе опроса, составляют значительную часть оперативно-розыскной информации, собираемой непосредственно сотрудниками правоохранительных органов.
Опрос - это сбор оперативно-розыскной информации в процессе непосредственного общения оперативного работника с гражданами, которые осведомлены или могут знать о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес для решения задач борьбы с преступностью.
В проведении оперативно-розыскных мероприятий участвуют различные сотрудники. Систематическое проведение опросов осуществляют оперативные сотрудники, а также сотрудники всех без исключения служб, которые и являются субъектами опроса.
Объектами опроса являются граждане (лица без гражданства, иностранцы), которые могут быть осведомлены о лицах, фактах и обстоятельствах, представляющих оперативный интерес. Эти источники информации в юридической литературе принято подразделять на три группы:
лица, не связанные с преступной средой (соседи, сослуживцы, родственники, жители окружающей местности); в оперативно-розыскной деятельности и уголовном процессе они могут выступать в качестве свидетелей;
лица, связанные с преступной средой (ранее судимые, без определенного места жительства, задержанные и арестованные, осужденные, алкоголики, наркоманы, сбытчики похищенного, пособники в совершении преступлений и т. д.); в процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий они выступают в качестве проверяемых и разрабатываемых, а привлекаются к уголовной ответственности в качестве подозреваемых и обвиняемых;
лица, причастные к тем или иным обстоятельствам совершения преступления (это пострадавшие от преступных посягательств, случайные покупатели похищенного, водители, перевозившие орудия преступления, похищенное имущество или преступников, очевидцы совершенного преступления, работники увеселительных заведений - кафе, баров, ресторанов, казино и т. д.); выступают в ОРД и уголовном процессе как свидетели и потерпевшие.
Опрос как вид оперативно-розыскного действия должен иметь цели, направленные на решение задач борьбы с преступностью, а именно:
а) выявление готовящихся, совершаемых, совершенных преступлений и лиц, их подготавливающих или совершивших, а также их связей;
б) выявление лиц, могущих оказать помощь в предупреждении, пресечении или раскрытии преступлений;
в) выявление мест хранения орудий преступления, предметов, ценностей и других вещественных доказательств;
г) выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений;
д) установление местонахождения разыскиваемых.
Опросу, как и любому оперативно-розыскному мероприятию, присущи подготовительные действия, проведение и оформление их результатов.
1. Подготовка к опросу предполагает:
формулировку задачи;
определение перечня вопросов, требующих выяснения;
определение круга опрашиваемых лиц;
выбор места, времени, обстановки опроса;
выбор тактических приемов получения информации.
2. Непосредственное общение включает в себя:
установление психологического контакта с опрашиваемым путем вовлечения опрашиваемого в беседу и создания психологического общения с ним;
получение оперативно значимой информации путем информирования о мнимой или реальной цели опроса, преодоление противодействия опрашиваемого, создание у него желания давать информацию, переключение беседы на интересующие события личности и получение информации;
окончание опроса путем предоставления опрашиваемому возможности выговориться и перевода разговора на другую тему.
3. Результаты опроса оформляются справкой оперативного работника, объяснением опрашиваемого либо его заявлением.
4. При проведении опроса запрещается применять угрозы, шантаж, иные психологические и физические способы воздействия на опрашиваемого, а также разглашать сведения, составляющие его личную и коммерческую тайну, и сведения, способные нанести моральный ущерб опрашиваемому.
В практике оперативно-розыскной деятельности применяются следующие виды разведывательного опроса:
гласный, в том числе зашифрованный, - применяется в случаях, когда зашифровываются цель и содержание получаемой информации;
негласный - проводится, как правило, конфиденциально, «с глазу на глаз» и не расшифровывает данные об опрашиваемом; источник информации не является свидетелем в уголовном судопроизводстве; легендированный, или оперативная установка.
Легендированный опрос, или оперативная установка, - это метод негласного сбора информации в отношении лиц, представляющих оперативный интерес. Заключается в выяснении биографических данных лица, его образа жизни, преступных и иных связей, поведения, отношения лица к правонарушениям, материальной обеспеченности и др. Носит направленный разведывательный характер, включает в себя элементы опроса, наведения справок и оперативного осмотра.
Опрос может осуществляться с применением технических средств гласно и негласно. В первом случае с согласия опрашиваемого опрос может фиксироваться с помощью видео- и звукозаписи. Во втором случае, для устранения потерь информации, когда опрос производится в условиях, исключающих письменную фиксацию его результатов, допускается применение негласной аудио- и видеозаписи.
В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд опрос, если он проводился гласно, оформляется заявлением, объяснением гражданина, рапортом или справкой сотрудника; если опрос проводился негласно - сообщением конфидента или справкой оперативного работника. К результатам опроса могут приобщаться технические носители информации в виде аудио-, видеокассет, компьютерных дискет и др.
Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Наведение справок»
Наведение справок - это сбор оперативно-розыскной информации оперативнником или другим сотрудником путем изучения документов, в том числе и архивных, и направления запросов в информационные системы.
Наведение справок осуществляется в связи с необходимостью проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий для получения данных: пофамильной картотеки, дактилоскопических учетов, карточек неопознанных трупов, учетов утраченного (похищенного) оружия, учетов преступников по внешним признакам, учетов преступников по способу совершения преступлений, учетов похищенных автомобилей, аудио-, видеотехники и др. При этом следует руководствоваться Наставлением по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел РФ, утвержденным приказом МВД России, которое определяет порядок обращения в указанные виды учетов на федеральном и региональном уровнях для решения задач оперативно-розыскной деятельности.
В зависимости от целей и условий получения информации наведение справок осуществляется путем направления запросов в такие учреждения, как поликлиники, больницы, морги, наркодиспансеры, психдиспансеры, ЗАГСы, военкоматы, а также предприятия хозяйственной или финансовой направленности.
Наведение справок проводят:
1) лично оперативный работник;
2) другие сотрудники органов внутренних дел;
3) по поручению сотрудника лицо, оказывающее конфиденциальное содействие.
Если в процессе наведения справок получена оперативно значимая информация, то ее результаты оформляются:
1) справкой, рапортом оперативного работника либо другого сотрудника;
2) документом, называемым «оперативная установка», если проводилась оперативно-поисковыми подразделениями. Оперативная установка как способ наведения справок осуществляется по письменному заданию оперработника;
3) если наведение справок проводилось путем поиска в информационно-поисковых системах - требованием «о судимости» или «местонахождении лица», дактилоскопической картой, информационно-поисковыми картами на лицо, событие, вещь (ИПК-ЛЦ, ИПК-ПР, ИПК-В), а также другими запросами, в том числе и в произвольной форме. Так, например, по справке информационного аппарата можно получить данные на лиц по способу совершения преступлений, приметам личности (татуировки, дефекты внешности и т. д.); по принадлежности вещей, изъятых, похищенных или бесхозных, по однородным преступлениям и др.;
4) при наведении справки конфидентом ее результаты оформляются в виде сообщения этого лица или рапорта сотрудника.
Вопрос о возможности придания доказательственного значения результатам наведения справок как оперативно-розыскного мероприятия может зависеть от его характера. Если наведение справок выражается в форме запроса, направленного за подписью представителя субъекта ОРД в государственное учреждение, на который получен официальный ответ в письменном виде, то этот документ может быть приобщен к уголовному делу в качестве «иного документа», о котором идет речь в п. 6 ч. 2 ст. 74 УПК РФ. Если же результат наведения справок отражен в рапорте оперативного работника, то полученные им сведения носят ориентировочное значение.
Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Сбор образцов для сравнительного исследования»
Сбор образцов для сравнительного исследования как вид оперативно-розыскного мероприятия заключается в обнаружении и изъятии предметов, сохранивших следы преступлений и иных предметов, которые могут служить средством к обнаружению преступления и лиц, к нему причастных. Образцы - это объекты, которые являются носителями информации для последующего изучения, описания, сравнения с ранее добытыми аналогами (следами, предметами, в том числе запрещенными или изъятыми из оборота, а также текстами, фотоснимками, жидкостями, продуктами питания, сырьем и т. п.). Образцы, подлежащие исследованию, изымаются, в том числе посредством проведения проверочной закупки; лица, к ним причастные, дактилоскопируются, фотографируются; может проводиться аудио-, видеозапись.
Оперативно-розыскная специфика сбора образцов для сравнительного исследования состоит в том, что он может осуществляться гласно, негласно и легендированно, как правило, до возбуждения уголовного дела и по делам оперативных учетов. Сбор образцов осуществляется:
1) лично оперативным работником;
2) другим сотрудником;
3) по заданию оперативного работника отдельными гражданами, оказывающими конфиденциальное содействие.
При необходимости к сбору образцов привлекаются специалисты, обладающие научными, техническими и иными специальными познаниями, однако обязанность обеспечить точность выбора образцов, их достоверность и сохранность возлагается исключительно на оперативного работника.
В процессе сбора образцов запрещается: совершать действия, создающие угрозу здоровью граждан, унижающие их честь и достоинство, ущемляющие их права и интересы; создавать без оперативной необходимости условия, затрудняющие нормальное функционирование предприятий, учреждений, организаций, а также нарушающие жизнедеятельность отдельных лиц.
При производстве гласного сбора образцов их следует поместить в конверты, свертки, посуду, иные емкости и опечатать печатью предприятия, учреждения или организации либо прикрепить к ним бирки (ярлыки), заверенные подписями участников мероприятия. По итогам гласного сбора образцов составляется акт, который по своему содержанию и форме должен соответствовать требованиям, предъявляемым к протоколу выемки. При значительном количестве полученных образцов составляется их опись, которая вместе с образцами прилагается к акту. При гласном сборе образцов акт составляется в трех экземплярах. Первый и третий экземпляр остаются у сотрудника оперативного подразделения, а второй вручается под расписку владельцу образцов.
Негласное изъятие образцов для сравнительного исследования допускается в тех случаях, если невозможно или нецелесообразно это сделать гласно, и осуществляется в необходимых количествах, исключающих возможность обнаружения недостачи предмета или вещества.
Результаты гласного сбора образцов оформляются рапортом оперативного работника, к которому приобщается акт, удостоверяющий факт проведенного мероприятия, объяснения всех участников и сами образцы. В соответствии со ст. 143 УПК РФ и ч. 2 ст. 11 ФЗ об ОРД, собранный материал может являться поводом и основанием для возбуждения уголовного дела.
Результаты негласного сбора образцов оформляются справкой сотрудника или сообщением лица, содействующего конфиденциально.
Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Исследование предметов и документов»
Исследование предметов и документов - это оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение объективной информации и свойств:
1) предметов (их назначение, время и место изготовления, качество и т. п.) и их отождествление;
2) документов (содержание, исполнители, способы и средства размножения) и их идентификацию;
3) биологических объектов (крови, спермы, волос и т. п.) и их принадлежности;
4) иных объектов.
Инициатором исследования предметов, веществ и документов является сотрудник органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, который при необходимости мотивированным рапортом, с указанием наличия законных оснований для проведения данного оперативно- розыскного мероприятия докладывает об этом руководителю органа внутренних дел, уполномоченному на осуществление оперативно-розыскной деятельности. По своей сути это мероприятие может быть продолжением сбора образцов для сравнительного исследования и проверочной закупки, когда за результатом свойств предмета или вещества сотрудник обращается к специалисту. Специалист в той или иной области познания, проведя исследование, выдает справку, характеризующую предмет или вещество, направленное ему на исследование. Названная справка не будет являться доказательством по уголовному делу, но может служить поводом и основанием к его возбуждению.
Действующие нормативно-правовые акты содержат указания, запрещающие приобщение к уголовному делу справок о результатах исследования предметов и документов. Поэтому для следователя этот документ может иметь ориентирующее значение для назначения в последующем экспертизы по расследуемому уголовному делу.
При необходимости к проведению исследования предметов и документов (бухгалтерских, технических, результатов ревизий, инвентаризаций, аудиторских проверок) могут в установленном порядке привлекаться на контрактной основе отдельные лица, обладающие специальными научными, техническими и иными познаниями. В письменном требовании на проведение исследования предметов и документов ставятся вопросы, интересующие инициатора исследования. При необходимости в нем могут излагаться сведения об обстоятельствах получения предметов и документов. При исследовании предметов, веществ и документов специалисты в силу своей компетенции могут выйти за рамки поставленных им вопросов.
При исследовании предметов, веществ и документов, которые были получены в результате негласных оперативно-розыскных мероприятий в целях возможного их использования по уголовному делу в качестве вещественных и иных доказательств, должна обеспечиваться их сохранность в прежнем виде. Исследование таких предметов, веществ и документов проводится в предельно сжатые сроки, и его результаты не должны разглашаться специалистами без соответствующего на то разрешения руководителя органа внутренних дел, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
При отсутствии возможности получения предметов, веществ и документов сотрудник оперативного подразделения обеспечивает в установленном порядке участие специалистов в дополнительных негласных оперативно-розыскных мероприятиях для определения возможности исследования этих предметов, веществ, документов на месте и дачи по ним заключения.
Результаты исследования предметов, веществ, документов, проведенного в экспертно-криминалистических подразделениях и учреждениях, оформляются справкой, составляемой специалистом, производившим исследование.
Результаты исследования, проведенного в иных учреждениях, оформляются документами, предусмотренными нормативными правовыми актами органов исполнительной власти. Результаты исследования веществ, предметов и документов специалистами из числа лиц, привлеченных на контрактной основе, оформляются актом исследования (ревизии, проверки), который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению акта экспертизы, без внесения в него сведений об оперативно- розыскной деятельности, составляющих государственную тайну.
Особенность негласного исследования заключается в том, что прибегают к нему лишь в тех случаях, когда состояние подлежащих изучению предметов, документов, вероятных источников доказательств не будет качественно изменено, а их временное отсутствие не будет обнаружено лицом, у которого они негласно изъяты.
В заключение рассматриваемого вопроса следует добавить, что результаты исследования не являются доказательствами по делу, а носят информационный характер для оперативного сотрудника, который в своюочередь решает вопрос о проведении процессуального действия (экспертизы, обыска, осмотра и т. д.)
Понятие, сущность, объекты, субъекты оперативно-розыскного мероприятия «Наблюдение»
Наблюдение - оперативно-розыскное мероприятие, направленное на получение информации об объекте путем визуального, слухового, электронного, радиолокационного и иных способов контроля и осуществляемое в помещениях, транспорте и на открытой местности.
Наблюдение осуществляется:
1) непосредственно оперативным работником в ходе личного сыска и при необходимости сочетается с выполнением других оперативно- розыскных мероприятий (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и др.);
2) по заданию оперативного работника сотрудниками оперативно- поисковых подразделений (скрытое наблюдение);
3) привлекаемыми к наблюдению представителями общественности (оперативный работник разъясняет им задачи, порядок конкретных действий, принимает меры к обеспечению конспирации и безопасности участников наблюдения). На практике часто представители домовых комитетов осуществляют наблюдение в местах проживания граждан с целью выявления лиц, покушающихся на совершение квартирных краж, а также наблюдение по имеющемуся плану.
С помощью наблюдения решаются следующие задачи:
предупреждение и пресечение преступных действий объектов наблюдения, задержание их на момент покушения;
выявление преступной деятельности лиц, проходящих по делам оперативных учетов;
установление наблюдения за лицами, скрывшимися от органа дознания, следствия, суда, уклоняющимися от отбытия наказания, и обеспечение их задержания;
изучение образа жизни, поведения, наклонностей проверяемых лиц, маршрутов движения, выявление их связей, возможного пользования тайниками, отправления почтовой телеграфной корреспонденции, бандеролей и посылок;
документирование отдельных действий объектов наблюдения и их связей с помощью видео- и аудиозаписи;
выявление притонов, мест хранения (сбыта) похищенного, ценностей, орудий преступления;
получение данных для обеспечения успеха операции по задержанию, аресту, обыску и др.
Объектами наблюдения могут быть:
лица, разрабатываемые или проверяемые в связи с имеющимися данными об их преступной деятельности, подозреваемые в совершении преступлений, их сообщники, родственники и иные лица;
лица, располагающие сведениями о готовящихся или совершенных преступлениях, либо имеющие связь с преступником;
родственники и знакомые разыскиваемых преступников, если есть основания полагать, что наблюдение за ними позволит обнаружить разыскиваемого или получить информацию о его местонахождении.
При организации наблюдения методом личного сыска, в том числе с участием лиц, оказывающих добровольное содействие, сотрудник оперативного подразделения самостоятельно определяет наличие законных оснований для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия в зависимости от решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности и принимает соответствующее решение.
В отдельных случаях, требующих привлечения к наблюдению значительных сил, средств и финансовых затрат, данное мероприятие проводится в соответствии с рапортом сотрудника оперативного подразделения, в котором указываются наличие законных оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, расчет привлекаемых сил и средств, в том числе сумма предполагаемых затрат.
При привлечении к наблюдению представителей общественности сотрудник оперативного подразделения осуществляет инструктаж лиц, привлекаемых к его проведению, разъясняет задачи, порядок конкретных действий, принимает меры к обеспечению конспирации и безопасности участников наблюдения.
Задачи наблюдения и порядок его осуществления лицами, привлеченными к содействию на конфиденциальной основе, определяются сотрудником оперативного подразделения и письменно отражаются в виде соответствующих задач и поручений.
Результаты наблюдения широко используются в оперативно- розыскной деятельности, служат решению ее задач и оформляются:
1) при проведении наблюдения лично оперативным работником или другим сотрудником - справкой или рапортом, где отражаются способы и результаты наблюдения;
2) при проведении наблюдения сотрудниками оперативно- поискового подразделения - документом, называемым «Сводка скрытого наблюдения»;
3) при проведении наблюдения представителями общественности или с их участием - актом наблюдения, составляемым его участниками.
Решение проблемы использования результатов наблюдения в уголовно-процессуальном доказывании зависит в значительной степени от того, кем оно осуществлялось. Так, если в результате наблюдения представителями общественности было пресечено преступление, задержан подозреваемый или разыскиваемый, то его участники, а именно представители общественности, сотрудники милиции, могут быть допрошены в качестве свидетелей.
Результаты наблюдения, проводимого сотрудниками оперативно- поисковых подразделений, не могут отражаться в уголовном деле, поскольку сведения о них, а также организация и тактика их действий составляют государственную тайну. Результаты такого наблюдения приобщаются к делу оперативного учета, а следователь может знакомиться с ними только в пределах, необходимых для расследования преступлений.