Проба на реципрокную координацию движений
Проба направлена на оценку сформированности механизмов кинетической организации движений и процессов межполушарного взаимодействия.
Инструкция. «Сейчас мы поиграем руками. Положи руки на стол. Одну сожми в кулак и делай так, как я».
Процедура.Экспериментатор кладет две руки ладонями вниз на стол, сопровождая действия инструкцией. Потом он сжимает одну кисть в кулак, не поднимая ее от стола, и фиксирует эту позицию на 1-2 сек., чтобы ребенок мог увидеть исходное положение. Затем он плавно разжимает эту кисть и одновременно сжимает другую, выполняя движение сначала в медленном, а потом в среднем темпе.
После 3-5 совместных движений экспериментатор прекращает предъявлять образец, но при этом просит ребенка продолжать.
Система оценки. Проба оценивалась по одному параметру – характер выполнения задания (наличие реципрокности движений, темп, характер ошибок):
0 баллов – реципрокно, плавно
0,5 балла – в среднем темпе нормально, а в быстром 1-3 сбоя;
замедленное вхождение в задание (увеличение латентного периода);
неполное сжимание и распрямление ладони
1 балл – со сбоями (отставанием той или иной руки, с самоисправлениями);
замедленные и напряженные, но координированные двуручные движения;
невозможность ускорения движений по инструкции
2 балла – поочередно (сначала движение выполняет одна рука, потом другая)
3 балла – с уподоблением (обе руки выполняют одинаковые движения).
Графическая проба
Проба направлена на исследование возможности усвоения двигательной программы, ее автоматизации, возможности переключения с одного движения на другое при выполнении графических серийных движений. Проба дает информацию о развитии зрительно-моторных координаций и пространственных представлений ребенка, а также о нейродинамических характеристиках движения – темпа деятельности и возможной утомляемости.
Реквизит.Бумага (не разлинованная), карандаш, секундомер.
Инструкция. «Сейчас я начну рисовать вот такой «заборчик». Продолжи его до конца строчки. Постарайся не отрывать ручку от бумаги».
Процедура.Экспериментатор начинает выполнять в верхней части чистого листа бумаги графическую пробу, сопровождая рисунок вводом инструкции.
После выполнения двух пачек (двух периодов) он передает карандаш ребенку и просит закончить строку.
В момент начала работы ребенком включается секундомер.
По окончании работы фиксируется общее время выполнения задания и подсчитывается количество сделанных пачек.
Система оценки. Проба оценивалась по двум параметрам.
1. Среднее время рисования одной серии из двух элементов (время выполнения задания в секундах, деленное на количество выполненных серий из двух элементов).
2. Ошибки серийной организации:
0 баллов – безошибочное выполнение;
1 балл – компенсаторное изменение программы по типу расподобления (разная величина элементов);
2 балла – искажение программы по типу уподобления (появление «площадки» между элементами, замена вертикальных линий пологими), единичные персеверации;
3 балла – стойкая тенденция к персеверациям с самостоятельной коррекцией ошибок;
4 балла – стойкие персеверации упрощенной программы.