Семинар № 3. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Семинар № 1. Основные этапы развития психологии как науки (2 ч.).
1. Возникновение психологии. Основные этапы развития психологии.
2. Развитие психологии в период античности. Взгляды Гераклита, Демокрита, Гиппократа, Сократа, Платона, Аристотеля.
3. Развитие психологии в Новое время. Учения Декарта, Спинозы, Лейбница.
4. Психологическая мысль в эпоху Просвещения. Ассоциативная психология (Д. Локк, Дж. Гартли, Д. Беркли, Д. Юм).
5. Экспериментальная психология. Роль эксперимента в развитии науки.
6.Современный этап в развитии психологии. Основные психологические школы: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология, когнитивная психология.
7. Особенности развития отечественной психологии.
Литература:
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Российский государственный гуманитарный университет, - 1994. – 448 с.
- Марцинковская Т.Д. История психологии. – М.: Изд. центр «Академия», - 2004. – 544 с.
- История психологии: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 3-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 480 с.
- Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 512 с.
- Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2001. – 400 с.
Методические рекомендации:
1. Ответить на вопросы семинара.
2. При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): душа, гилозоизм, дуализм, сенсуализм, ассоциационизм, бихевиоризм, необихевиоризм, фрейдизм, неофрейдизм, гештальтпсихология, инсайт, гуманистическая психология.
3. Ответьте на следующие вопросы:
o Назовите основные этапы развития психологии.
o Как изменялся предмет психологии?
o В чем причина методологического кризиса в психологии?
o Какие направления исследования существуют в школе бихевиоризма?
o Почему бихевиористы считали нужным исключить сознание из предмета психологии?
o Какой метод исследования поведения был разработан Торндайком?
o Каковы причины модификации классического бихевиоризма?
o Проблема инсайта и подход к её изучению в гештальтпсихологии.
- При подготовке к пятому вопросу заполните таблицу:
№ | Школы психологии | Основные представители | Предмет исследования | Основные идеи |
функционализм | ||||
бихевиоризм | ||||
гештальтпсихология | ||||
психоанализ | ||||
гуманистическая психология |
Семинар № 2. Методология и методы психологического исследования
Часа).
- Понятие методологии и метода психологического исследования. Методологические принципы психологии.
- Наблюдение как один основных методов психологического исследования. Виды наблюдения.
- Эксперимент и его разновидности.
- Метод теста: история метода, разновидности.
- Другие методы психологического исследования: опрос, беседа, анкета, метод изучения документов, анализ продуктов деятельности
6. Проективные методы.
Литература:
- Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. – М., 2003. – С. 31-53.
- Анастази А. Психологическое тестирование: Кн.1.-М., 1982.-с. 17-31.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
- Вешкурцева Н.Ф. Методология и методы психологического исследования в схемах и комментариях к ним. – Тобольск, 2005.
5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2007. -С.26-37.
- Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2001. – 400 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 1999. – С.38-53.
- Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для педвузов. – М., 2002. – С.3-22.
Методические рекомендации:
1. Ответить на вопросы, предлагаемые к самостоятельному изучению.
2. При подготовке к вопросам обратите внимание на особенности каждого метода исследования.
3. Заполните таблицу:
№ | Метод | Вариант метода | Достоинства метода | Недостатки метода |
Наблюдение | ||||
Эксперимент | ||||
Интервьюирование | ||||
Анкетирование |
Семинар № 3. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению
- Стадии развития психики животных.
а) стадия элементарной сенсорной психики,
б) стадия перцептивной психики,
в) стадия интеллекта.
- Развитие нервной системы у животных.
- Основные формы поведения животных: инстинкт, навык.
- Возникновение сознания человека
а) предпосылки и условия возникновения сознания,
б) становление мышления и речи.
5. Мозг и психика.
6. Культурно – историческая теория формирования высших психических функций Л.С. Выготского.
Литература:
- Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1088 с. (Серия «Мир психологии»).
- Леонтьев А.Н. Эволюция психики. – М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 416 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
- Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – С. 109 – 144.
Статьи:
- Леонтьев А.Н. Общая характеристика психики животных. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 62 – 68.
- Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное. // Психология сознания / Под ред. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. С. 31 – 47. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
- Брунер Дж. Развитие сознания. // Психология сознания / Под ред. Л. В. Куликова. – СПб.: Питер, 2001. С. 295 - 299. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
- Лурия А.Р. Мозг и психика. // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. С. 83 – 92.
- Грайер Дж. Б. Слышали ли вы об этом? / Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Б. Михалевской. – М. 1975. – С. 345 – 347.
- Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. / Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. – М. С. 235 – 249.
Методические рекомендации:
- Ответить на вопросы.
- При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): тропизмы, таксис, импринтинг, инстинкт, навык, рефлекс, отражение, психика, бессознательное, сознание, высшие психические функции, интериоризация.
- Законспектируйте предлагаемые к семинару статьи.
- Ответьте на следующие вопросы:
Ø Что такое психика?
Ø Особенности психического отражения.
Ø Понятие высших психических функций.