Особенности восприятия форм предметов и геометрических фигур детьми дошкольного возраста
РАЗВИТИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Основные понятия.
Форма – внешнее очертание предмета.
Геометрическая фигура – это эталон для определения формы предмета, всякое непустое множество точек; обобщенное абстрактное понятие.
Наблюдая за предметами окружающего мира, человек заметил, что есть некоторое общее свойство, позволяющее объединить предметы в одну группу. Это свойство и было названо геометрической фигурой. Множество форм бесконечно. Отношения между геометрическими фигурами с точки зрения их свойств можно изобразить с помощью диаграммы:
1 – точка; 2 – линия; 3 – многоугольник; 4 – четырехугольник; 5 – параллелограмм; 6 – ромб; 7 – прямоугольник; 8 – квадрат.
6 8 7
Основные подходы к методике ознакомления детей
с геометрическими фигурами.
Ознакомление детей с геометрическими фигурами можно осуществлять:
1. с позиции сенсорного развития, которая заключается в том, что дети учатся обследовать геометрические фигуры, предметы с помощью различных анализаторов (зрительного, двигательного, осязательного), при этом развиваются восприятие, наблюдательность, глазомер;
2. с позиции геометрии, когда дети познают особенности, свойства фигур, знакомятся с понятием «угол», «вершина», «сторона», учатся их показывать, сравнивать, строить, находить внешнюю и внутреннюю области, определять взаимное расположение, область пересечения, и тем самым выходят на понятийный уровень представлений о геометрических фигурах;
3. с позиции теории Ф.Фребеля (Д.В. № 10,11 – 1971), который рекомендует знакомить с геометрическими фигурами через проекции геометрических тел на плоскость, т.е. через познание объемных форм идти к познанию плоских (см тетрадь "Умнейка").
Особенности развития представлений о форме.
Представления о форме возникают у детей достаточно рано. Исследования показали, что грудной ребенок по форме определяет бутылочку, соску, материнскую грудь, и отказывается от других.
С какого возраста ребенок начинает выделять форму предмета, обращает на нее внимание?
1. Исследования М.Денисовой, Н.Фигурина и др. показывают, что дети начинают различать форму предметов с 5 месяцев. При этом индикатором различения являются движения рук, корпуса по направлению к экспериментальному объекту и схватывание его (при пищевом подкреплении).
2. Л.Венгер поставил перед собой задачу выяснить, возможно, ли различение формы детьми, у которых еще не сформировался акт хватания. В качестве индикатора он использовал ориентировочную реакцию. Исследования проводились с детьми 3-4 месяцев.
А) детям предъявлялись два объемных тела (призма и шар), одна из них подвешивалась над манежем, чтобы угасить ориентировочную реакцию;
Б) снова предъявлялась пара фигур; на одну реакция угашена, другая – новая; дети обращали взор на новую фигуру и фиксировали ее в течение более длительного времени, чем старую. Т.обр. видно, что дети рано начинают выделять форму предмета. Но в данных экспериментах не использовались другие признаки предметов (шар и призмы были стального одинакового цвета).
В психологии существовало 2 точки зрения:
· ребенок реагирует на форму предмета, т.к. восприятие его развивается на основе манипуляций
· т.к. ребенок направляется эмоциями, он реагирует, прежде всего, на цвет.
Для проверки провели ряд экспериментов (3 года):
1. перед глазами на столе
задание: найди такой же выбрал красный круг
2.
выбрал зелёное ведерко
Вывод: форма доминирует тогда, когда предметы знакомы ребёнку из опыта. Это доказывает и тот факт, что ребенок одинаково узнает прямые и перевернутые изображения (чтение «вверх ногами»), предметы, окрашенные в несвойственные цвета (черное яблоко), но квадрат в виде ромба не узнает, т. к. исчезает непосредственное сходство формы предмета, которого нет в опыте. Л.Венгер заметил, что на геометрической фигуре с изменением пространственной ориентации возникает такое же зрительное сосредоточение, как и на новой геометрической фигуре.
Итак, мы видим, что ребенок в 3 мес. начинает выделять форму предметов, на 2-3 г.ж. при выборе объекта по образцу форма доминирует тогда, когда предмет знаком ребёнку из опыта.
Особенности восприятия геометрических фигур.
Исследования психолога С.Н.Шабалина показывают, что геометрическая фигура воспринимается дошкольниками своеобразно.
Если взрослый воспринимает ведро или стакан как предметы, имеющие цилиндрическую форму, то в его восприятие включается знание геометрических форм. У дошкольника происходит обратное явление.
· В 3-4 года дети опредмечивают геометрические фигуры, т.к. они в их опыте представлена нераздельно с предметами, не абстрагированы. Геометрическая фигура воспринимается детьми как картинка, предмет: квадрат – платочек, кармашек; треугольник – крыша, круг – колесо, мячик, два круга рядом – очки, несколько кругов рядом – бусики и т.п.. В 4 года опредмечивание возникает только при столкновении с незнакомой фигурой (цилиндр – ведро, стаканчик).
· В 4-5 лет ребенок начинает сравнивать геометрическую фигуру с предметом: это как платочек.
· В результате обучения ребенок начинает выделять в предметах знакомую геометрическую фигуру, сравнивать предмет с фигурой (стаканчик как цилиндр, крыша как треугольник), учится давать правильное название, в его речи появляются слова «квадратный», «круглый» и т.п..
Особенности обследования детьми геометрических фигур.
Благодаря чему у ребенка складываются правильные, устойчивые представления о геометрических фигурах, на основе которых он сможет узнавать их, сравнивать, использовать знания в практической деятельности?
Известно, что в основе познания всегда лежит сенсорное обследование, опосредованное мышлением и речью.
В исследованиях Л.Венгера с детьми 2-3 лет индикатором зрительного различения формы предметов служили предметные действия ребенка.
Цель исследования – определить результативность зрительного различения формы в разном возрасте. Перед детьми ставилась задача протащить геометрическую фигуру через отверстие, выбрав необходимое по форме. Сначала эта задача решалась путем проб и ошибок, и дети 2-х лет не поднимались выше этого уровня. Дети 3-х лет после ряда попыток стали несколько раз переводить взор с фигуры на отверстие, как бы прикладывая зрительно одно к другому, что давало безошибочное практическое решение.
А.Рузская проводила эксперименты на выработку умения различать фигуры. Ею использовались гараж с автомобильчиком и табло для геометрических фигур, реактивные ключи с изображениями фигурами, и, если ребенок правильно выбирал из двух ключей необходимый, выезжал автомобильчик.
Действия детей 3-4 лет:
- нажимали ключи наугад, для них была важна игра, не обнаруживалось использование исследовательских действий;
- некоторые бросали беглый взгляд на фигуру;
- часть детей обводили пальцем контур, пересчитывали стороны, углы.
Т.обр., характер допущенных ошибок находился в прямой зависимости от способа ознакомления детей с фигурами.
По исследованиям С.Якобсон, В.Зинченко, А.Рузской дети 2-4 лет лучше узнавали предметы по форме, когда предлагалось сначала ощупать предмет, а потом найти такой же. Более низкие результаты наблюдались тогда, когда предмет воспринимался зрительно.
Из четырех способов обследования геометрических фигур (рассматривание, ощупывание, рассматривание и ощупывание, манипулирование) в 3 года наиболее высокие результаты наблюдались после четвертого варианта, после 5 лет – первого варианта; по-видимому, информация, добавленная осязанием, у детей служит основой для смешения близких по форме фигур.
Т.обр. для того, чтобы ребёнок выделил существенные признаки геометрических фигур, необходимо их зрительное и двигательное обследование. Движения рук организовывают движения глаз и этому детей необходимо научить.
Исследования Т. Гиневской раскрывают особенности движений рук при обследовании предметов по форме.
Детям завязывали глаза и предлагали ознакомиться с предметом путем осязания. В 3-4 года – движения исполнительные (катают, стучат, возят); 4-5 лет – движения установочные (зажимают в руке); 5-6лет – движения обследовательские (прослеживание контура, проверка на упругость).
Изучение движений глаз осуществлялось через кинорегистрацию.
В 3-4 года - движения немногочисленны, внутри фигуры, иногда (однократно) по осевой линии, много ошибочных ответов, смешение разных фигур.
В 4-5 лет – движения глаз преимущественно внутри фигуры, количество движений увеличивается в два раза; судя по траектории, ориентированы на размер и площадь; крупные, размашистые, обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций, относящихся к наиболее характерным признакам фигуры; дают более высокие результаты.
В 5-6 лет - появляются движения, прослеживающие контур, однако они охватывают наиболее характерную часть контура, другие части оказываются необследованными; движения внутри контура, количество то же, высокие результаты; как и в предыдущий период, наблюдается смешение близких фигур.
В 6-7 лет - движения по контуру, пересечение поля фигуры, причем движения сосредотачиваются на наиболее информативных признаках, наблюдаются отличные результаты не только при узнавании, но и при воспроизведении.
Задачи работы:
2-3 года: в играх учить детей узнавать и называть шарик, кубик, кирпичик.
4 год жизни:
1. Учить узнавать и называть круг, квадрат, треугольник, шар, куб, обследовать их осязательно-двигательным путем.
2. Учить выбирать геометрическую фигуру по образцу, по слову, группировать по форме, по цвету, по величине.
3. Учить соотносить форму простых предметов с геом. фигурами.
5 год жизни:
1. Познакомить с прямоугольником, овалом, цилиндром.
2. Учить выделять основные свойства геом. фигур: наличие углов, вершин, сторон, их количество, соотношение, направление линий.
3. Учить анализировать форму предметов, состоящих из 2-3 частей.
4. Учить решать логические задачи на основе сравнения геометрических фигур по 1-2 признакам.
5. Учить обобщать геометрические фигуры по форме.
6 год жизни:
1. Познакомить с четырехугольником.
2. Учить находить в окружающей обстановке предметы различных форм.
3. Учить группировать предметы по 2-3 признакам, устанавливать связи между группами фигур по количеству углов, сторон.
4. Учить делить геометрические фигуры на части разными способами.
5. Учить составлять геом. фигуры путем преобразования разных фигур, решать задачи на преобразование.
7 год жизни:
1. Дать представление о многоугольнике, точке, линии, внутренней и внешней областях фигуры, ее границе.
2. Учить конструировать геометрические фигуры по заданным условиям.
3. Учить анализировать форму сложных предметов, узнавать геометрическую фигуру по части.
4. Учить решать задачи-головоломки на трансфигурацию.