Базовый модуль 1
Задание 1.Подчеркните ключевые слова в следующих предложениях.
1. Любой текст – это языковое выражение замысла автора.
2. Алгоритм чтения определяет последовательность умственных действий при восприятии основных фрагментов текста.
3. Психологическая установка – это готовность человека к определенной активности, к участию в некотором процессе, к реакции на знакомый стимул или известную ситуацию.
4. При использовании интегрального алгоритма чтения формируется навык чтения, предусматривающий определенную последовательность рациональных действий в соответствии с блоками алгоритма.
5. Психологи называют пониманием установление логической связи между предметами путем использования имеющихся знаний.
6. Антиципация обеспечивается так называемой скрытой реакцией ожидания, настраивающей читателя на определенные сенсомоторные действия, когда по тексту для этих реакций, казалось бы, нет достаточных оснований.
Задание 2.Упростите предложения, отбросив избыточные слова и переформулировав их своими словами.
1. Чтение как сложный и взаимосвязанный процесс складывается из восприятия и понимания читаемого, поэтому основным механизмом чтения на мозговом уровне является умение устанавливать звуко-буквенные соответствия по тексту и прогнозировать развертывание языкового материала по определенной мозговой программе.
2. Исследователи, изучающие закономерности развития языка и мышления, отмечают, что все языки мира имеют тенденции к оптимизации объема словаря, исходя из конкретных возможностей механизмов мозга, а не из фактического многообразия структуры окружающего мира.
3. Память представляет собой способность нервной системы, точнее, головного мозга воспринимать окружающую нас действительность, запечатлевать ее в нервных клетках, хранить воспринятые сведения в виде следов впечатлений, а затем по мере необходимости воспроизводить или называть нужное точь-в-точь или своими словами.
4. В условиях быстрого чтения, когда основные мыслительные процессы носят свернутый характер, роль непроизвольного запоминания особенно велика и состоит в том, что в начале пpopaботки текста часто только при помощи непроизвольного запоминания можно впоследствии сознательно и продуктивно запомнить весь текст.
5. Если подлинная рассеянность — это результат сильной переключаемости и слабой сосредоточенности, то мнимая рассеянность, напротив, связана с чрезмерной сосредоточенностью на своих мыслях, чувствах, переживаниях в сочетании с низкой переключаемостью на другие предметы, мысли, чувства.
Задание 3.Заполнитепустые графы таблицы синонимичными выражениями.
Нейтральное | Официальное | Разговорное |
Можно к вам? | Разрешите? | Не помешаю? |
– | – | Что скажешь? (выяснение мнения собеседника) |
Нельзя ли мне позвонить? | – | – |
– | Просьба соблюдать регламент | – |
– | Разрешите обратиться к вам с просьбой | – |
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности) | – | – |
Задание 4. Завершите фразы.
Сжатые кулаки говорят о…; опущенный подбородок говорит о том, что…; руки в боки говорят о…; скрещенные на груди руки говорят о том, что…; прикрывание рта ладонью говорит о том, что…; отведение взгляда в сторону говорит о том, что…; наклон корпуса говорящего вперед говорит о том, что…; постукивание пальцами по столу говорит о том, что…; поднятый вверх подбородок говорит о том, что…; протянутые вперед руки говорят о том, что…; откидывание тела назад при сидении говорит о том, что…
Задание 5.Прокомментируйте, чем отличаются бытовой разговор, интервью, деловая беседа, консультативная беседа?
Задание 6. Напишите аннотацию к какой-либо книге, фильму и т.д. на психологическую тематику, которую можно использовать в процессе консультирования.
Задание 7. Напишите рецензию:
1) на статью, посвященную проблематике вашей будущей профессиональной деятельности (психологическое консультирование);
2) на программу психологической помощи.
Задание 8. Представьте записи консультанта при проведении различных видов консультаций:
1) транскрипт индивидуального консультативного сеанса;
2) топик-гайд групповой консультации;
3) топик-гайд фокус-группы.
Задание 9. Напишите заключение по результатам психологического обследования:
1) заключение по проведенной экспертизе уровня нервно-психического развития (по Л. Коробейникову);
2) заключение по итогам индивидуальной психологической диагностики;
3) заключение по итогам сплошного диагностического обследования.
Задание 10. Напишите письмо психолога клиенту. Алгоритм написания письма:
1. Обозначить распределение ответственности.
2. Уточнить возможности психолога и адресата.
3. Сообщить безоценочно психологическую информацию.
4. Обозначить свою позицию через обратную связь.
5. Наметить перспективы адресата.
Для выполнения задания напишите письма:
1) клиенту, с которым не завершена работа;
2) третьему лицу, которое необходимо привлечь к работе;
3) человеку, обратившемуся за психологической помощью в периодическое издание;
4) человеку, обратившемуся за помощью на психологический сайт.
Вы можете написать письма, выбрав возможных адресатов самостоятельно или из предлагаемого списка:
· Подростку (15 лет), который ненавидит людей.
· Папе мальчика (10 лет), который слишком суров к своему сыну.
· Маме юноши (19 лет), которая стремится во всем контролировать своего сына.
· Папе девочки (7 лет), который ушел из семьи.
· Девочке (14 лет), которая больше всего на свете боится, что она некрасивая.
· Подростку (14 лет), у которого (ой) не складываются отношения в новом классе.
· Гамлету, размышляющему «быть или не быть».
Выбирая адресат самостоятельно (среди литературных героев или реальных людей), укажите возраст клиента и суть его проблемы.
Задание 11.Подготовьте текст информационного выступления.
Примерные темы:
· Как стать интересным собеседником.
· Что делает нас привлекательными.
· Похвальное слово кризису (личностному).
· Секреты выбора профессии.
· Как можно получить психологическую помощь.
· Профессия – психолог.
· Семья или карьера?
· Психологическое здоровье.
· Как быть хорошим родителем своему ребенку.
· Самопомощь в трудных ситуациях.
Задание 12.Подготовьте текстпротокольно-этикетного выступления(приветственная речь на открытии какого-либо психологического мероприятия, похвальная речь в адрес кого-либо или чего-либо, воодушевляющая речь на торжественном собрании и т.д.).
Задание 13.Подготовьте текст убеждающего (агитационного выступления) на любую психологическую тему:
1) для коллег-психологов;
2) для потенциальных клиентов;
3) для выступления в рамках психологического просвещения (родители, педагоги, учащиеся, работающие специалисты, руководители).
Прокомментируйте, какие виды аргументов вы использовали.
Задание 14.Прокомментируйте, в чем особенности использования речевых тактик в монологе и диалоге.
Задание 15. Представьте учебно-методическую карту диспута, дискуссии на психологическую тему.