Приемы организации хореографического действия

Можно выделить следующие правила: развития композиции от начала до конца;

*рациональное сочетание основных и второстепенных элементов композиции:

* отбор выразительных средств соответствующих замыслу постановщика, и возможностям исполнителей;

* организации сценического пространства;

*целостность и непрерывность сценического действия.

Все эти правила, как и законы композиции, действуют совместно.

Правило развития от начала до конца предполагает выделение разных по назначению частей в составе композиции.

1. Экспозиция. Выход исполнителей.

2. Завязка. Ее функция - обрисовать основные свойства героев номера, «подать» их образ зрителю.

3. Развитие действия. Этот фрагмент танца - «развитие действия» - развивает уже созданный образ, излагает сюжет и т.д. В нем движения, поданные в завязке, варьируются в исполнении, а также комбинируются с другими движениями.

4. Кульминация. В кульминации - апофеоз идеи номера. Здесь должны быть сосредоточены самые трудные, как в физическом, так и в хореографическом отношении движения и комбинации.

5. Развязка (финал).

рациональное сочетание основных и второстепенных элементов композиции:

В танцевальной композиции мы постоянно выделяем нечто главное, которое и является основным двигателем действия. Второстепенное является фоном для главного, способствующим его выделению, создает окружение для главного, вступая с ним в связь. Главным в композиции могут быть рисунок, движение или танцевальная фигура, действие или исполнитель. Главное, как правило, доминирует над остальным и несет основную эмоциональную и смысловую нагрузку. (Пример из своего номера).

отбор выразительных средств соответствующих замыслу постановщика, и возможностям исполнителей:

В основе приемов танцевальной композиции лежит использование сценического пространства. Сцена это место действия, где реализуется замысел постановщика. Восприятие танца будет зависеть от замысла, формы, вида и способов решения танца. (Пример из своего номера) —организации сценического пространства:

Использование композиционных приемов. (Пример из своего номера)

целостность и непрерывность сценического действия.

Правило выявления целостности распространяется не только на хореографические компоненты композиции. Оно диктует отбор и редактирование музыкального текста, характер оформления сцены, цветовую гамму костюмов и многое другое. Постановщик должен следить затем, чтобы действие не прерывалось, а постоянно было в развитии. (Пример из своего номера)

Например: Существует ряд приемов, увеличивающих зрительское восприятии рисунка:

^увеличение или уменьшение количества исполнителей "'ускорение или замедление темпа

* смена рисунка

*смена движений в рисунке

* смена музыкального сопровождения

Существуют приемы построения танцевальных комбинаций:

Например: Прием переклички - этот прием используется для одного движения

или нескольких комбинации. Один исполнитель сделал движение, другой

повторил. Пока не закончилось движение у одного исполнителя другой не

вступает.

Прием прямой и зеркальный. Прямой -комбинация от начала до конца, от простого к сложному. Зеркальный- обратный с конца на начало. Гомофонический прием - идет сольная партия, а аккомпанемент исполняет свою партию. Она не должна заглушать соло. Ее движения не должны браться из партии солистов.

Прием увеличение - уменьшение это наращивание голосов от одного до множества и наоборот.

Прием расширения- сжатия- одно движение исполняет несколько человек (не менее трех). Каждый делает в разном ритме. Один медленно, второй быстрее, третий быстро, в конце движение совпадает.

Прием волна (лесенка) исполняют быстро одно движение по очереди.

Роль И. Моисеева в становлении профессионального хореографического искусства в России.

Расцвет и популярность народного танца в I пол. XX века способствовали возникновению новой сценической формы-ансамблей народного танца. В 1937 И. Моисеевым был создан Ансамбль народного танца СССР (ныне Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моисеева), утвердивший в профессиональной хореографии сценический народный танец. Этот танец отличается от утвердившегося на профессиональной сцене с начала 19 века характерного танца (характерный танец унифицирует национальный стиль, подчиняет его условному балетному танцу). В XX в. республиках создаются Государственные профессиональные ансамбли народного танца и ансамбли песни и пляски. На основе существующего опыта возникают любительские народные и профессиональные ансамбли и коллективы народного сценического танца в странах Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии и др.

Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве. Танцу учился в Москве-сначала в частной балетной студии (1920), затем в хореографическом техникуме (1921-24), в 1933г. окончил Университет искусств. После окончания техникума был принят в балетную труппу Большого театра. В !931-37гг. был солистом в Большом театре. В 1930г., оставаясь артистом балета, Моисеев становится балетмейстером, постановщиком танцевальных сюит в оперных спектаклях «Кармен», «Делон», «Любовь к трем апельсинам», «Турандот»; на сцене Большого ставит балеты «Саламбо», «Три толстяка», «Спартак». В 1937г. Создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца. А в 1943г., не смотря на то, что шла война, Игорь Александрович создал первую в мире профессиональную школу народного танца для ансамбля. Под его руководством были поставлены концертные программы: «танцы народов СССР», «Мир и дружба», «В гостях и дома» и др. За программу «Дорога к танцу» (1965) Моисеев был удостоен Ленинской премии, а коллектив-звание Академического. Моисеев является также постановщиком нескольких одноактных спектаклей в ансамбле «Половецкие пляски» на музыку А. Бородина, «На катке» на музыку Р. Штрауса, «Ночь на лысой горе» на музыку М. Мусоргского, «Вечер в таверне» и многих других. Всего в репертуаре ансамбля собрано несколько сотен народных танцев-это картины, сюиты, хореографические поэмы и новеллы. Ансамбль с успехом провел гастроли в более чем 60-ти странах мира. Умер Игорь Александрович Моисеев в 2007 году.

Игорь Моисеев хотел, чтобы человек стал частью его хореографии, вытащил свое нутро, дал танцу свои неповторимые актерские нюансы. Его постановки уникальны, потому что он дает ясное представление о том, чем артист ансамбля Моисеева отличается от любого другого артиста ансамбля народного танца,- он может всё: и классику, и демиклассику, и народный танец, и трюки, и модерн, и рок-н-ролл.

Наши рекомендации