М. Твен как родоначальник реализма в литературе США

Можно говорить о трех путях формирования американского реализма

Первый через областнический «местный колорит», ставший важнейшим художественным принципом целой плеяды писателей, Второй -попытки

важнейших социальных явлений американской жизни заключительных десятилетий XIX в.; Наконец, третий путь - создание эпоса национальной жизни на переломе, обозначенном Гражданской войной, — определяется в творчестве Марка Твена.

В произведениях Твена американский реализм обрел характерный для него художественный облик со всеми его определяющими чертами: гротескностью, символикой, метафоричностью, внутренним лиризмом и близостью к природе. При этом наследник великих американских романтиков XIX в. был и их убежденным и непримиримым противником.
Вслед за романтиками он воспевал красоту "естественных", не изуродованных цивилизацией явлений жизни, разделял их ненависть ко всему фальшивому, искусственному, однако все эти черты он находил и в произведениях самих романтиков. Его столкновение с ними произошло на основе разного понимания главной задачи искусства — задачи воспроизведения жизненной правды

«Гротеск» На мнимой авторской серьезности основывается весь юмористический колорит рассказов молодого Марка Твена. В те времена считалось, что литература непременно должна быть возвышенной, глубокомысленной и подчеркивающей свое глубокомыслие, изысканной по языку, выстроенной в согласии со строгими правилами и законами художественного повествования. А у Твена попадались словечки грубоватые и просто жаргонные, изысканность осмеивалась беспощадно, и сам рассказ больше всего напоминал небылицу или анекдот.Эти небылицы, анекдоты обязательно требовали преувеличений, обстоятельств, выдаваемых за подлинную, абсолютно достоверную реальность, явлений совершенно немыслимых, но почитаемых истинными в каждой своей подробности.Искусство молодого Твена - это искусство гротеска
(“Журналистика в Теннеси”, один из самых известных рассказов молодого Твена)

«Американизм» Все ранние произведения Твена поражают своим жизнерадостным весельем, насмешливым, озорным тоном. Наивная вера в реальность американской свободы окрашивает эти произведения в оптимистические тона. На этом этапе Твен еще не сомневается в преимуществах демократического строя Америки. "Американизм" молодого писателя с особенной ясностью проявился в его "Простаках за границей" (1869) — серии очерков, описывающих путевые впечатления Твена во время путешествия по Европе, которое он совершил как корреспондент газетыИменно эта полная свобода от всех и всяческих предубеждений, составляющая, по мнению Твена, главную особенность "американизма" как национального склада мышления, и позволяет ему увидеть то, что он считает самым существом жизни Европы, а именно царящие в ней отношения сословной иерархии.

Он был первым писателем Америки, окончательно порвавшим и с условностью сюжета, и с традиционными сюжетными схемами.
"Простак" является центральным героем подавляющего большинства его рассказов и повестей. Присутствие этого персонажа определяет повествовательную манеру Твена с ее особой устной интонацией. В сознании "простака" все явления преломляются самым неожиданным образом. Он видит мир по-своему, совершенно иначе, чем другие люди. Именно поэтому Твен так любит манеру повествования от первого лица. Она позволяет ему раскрыть внутренний мир героев и показать комическое несоответствие их жизненных представлений с законами жизни окружающего мира.
1869-«простаки за границей». Уже в ранних рассказах Твена "простак" был фигурой отчасти опасной для "американского образа жизни". Его не застланный предубеждениями взор проникал в скрытые глубины общественной жизни США. Попеременно становясь то незадачливым претендентом на пост губернатора ("Как меня выбирали в губернаторы", 1870), то то робким, доверчивым сотрудником буйной американской прессы ("Журналистика в Теннеси", (1869) Сам того, по-видимому, не замечая, он говорил о продажности прессы, о комедии выборов, о фиктивности парламентаризма, о засилье шарлатанства и невежества ("Как я редактировал сельскохозяйственную газету", 1870)
Его ранние рассказы, “Простаки за границей”, книга невадских очерков “Налегке” (1872)“Журналистика в Теннесси” закрепили за их автором репутацию блестящего, хотя и беззлобного остроумца. Но впереди еще “Приключений Тома Сойера”(Образ Тома- автобиографичен,а также противопоставлен мир детей и взрослых) Бурлеск, шарж, фарс, гротеск, нелепица, материализация метафоры и другие характерные черты смеховой культуры американского народа под пером Твена впервые становятся не только достоянием литературы, но и фундаментом поэтики утверждающегося реализма.
Вместе с тем сарказм Твена несет в себе мощный заряд оптимизма. Еще не поколеблена его вера в особую историческую миссию Америки как земного святилища для рядового человека, как образец истинной демократии, которая создает великую культуру, не оглядываясь на предшествующий опыт человечества. Исторически объяснимые верования и иллюзии, укоренившиеся в народном сознании, обретают в Твене самого талантливого выразителя. Но под знаком постепенно нарастающего сомнения в обоснованности этих чаяний пройдет вся остальная его творческая жизнь. Бурная жизнерадостность его первых книг в итоге сменится мизантропическими настроениями, столь сильными в посмертно опубликованной повести-притче “Таинственный незнакомец”.



21. Творчество Д. Лондона.

Джек Лондон - американский писатель (жанр: приключенческая литература). Родился в городе Сан-Франциско (штат Калифорния, США). При рождении получил имя Джон Чейни. Восемь месяцев спустя, его мать Флора Веллман (учительница музыки) вышла замуж второй раз за Джона Лондона (инвалида и ветерана Гражданской войны в США), и мальчик стал Джоном Гриффитом Лондоном (Джек — уменьшительная форма имени Джон).

Экономическая депрессия и безработица - материальное положение семьи становилось более шатким и печальным, все это пришлось на юность Джека. Рано началась самостоятельная, трудовая, грубая жизненная проза - полная лишений и борьбы. Чтобы помочь семье, приходилось много работать везде и всюду: на консервном заводе, электростанции, джутовой фабрике, были даже связи с «устричным пиратами» Сан-Францисской бухты (1893 год). Вернувшись с восьмимесячного плавания (промысел морских котиков), Джек принимает участие в литературном конкурсе – пишет очерк под названием - «Тайфун у берегов Японии» и завоевывает первый в своей жизни приз. Именно этот успех заставил Лондона серьезно задуматься о литературной деятельности. Джек Лондон открыл для американского читателя целые области действительности. Был блестящим очеркистом.

Благодаря старанию и упорству Джек самостоятельно поступил в Калифорнийский университет (1896 год), но из-за отсутствия денег, которые были так необходимы для обучения - оставил «гранит науки». И уже весной 1897 года воодушевленный, захваченный «золотой лихорадкой» - отправился на Аляску, старателем.

Величие Севера, сильные характеры, борьба с собой, лишениями и трудностями – основные идеи увлекательных повествований Лондона после его пребывания на Аляске. В 1902 году выходит знаменитый роман «Дочь снегов» и книга «Люди бездны» – произведение, свидетельствующее о решительном повороте писателя к реализму. Впервые с полной силой зазвучал голос писателя в защиту угнетенных и обездоленных. Лондон с возмущением говорит о чудовищной эксплуатации и убийственных условиях труда английских рабочих. Разоблачая цинизм и лицемерие верхушки, он показывает на множестве живых примеров, как люди, лишенные средств к существованию, не видя впереди ничего, кроме ужасов работного дома, кончают жизнь самоубийством.

Творчество Джека Лондона находит своих читателей. Материальное положение стабилизируется, и он женится на Элизабет Маддерн, от которой рождаются две дочери.

После Аляски у Джека остаются сильные впечатления от увиденного, пережитого - под этим воздействием создается интереснейший цикл повестей и рассказов, изданных в сборниках («Сын волка», «Бог его отцов», «Дети мороза», «Зов предков», «Белый клык»).

1904 год - выходит в свет роман «Морской волк» (о капитане Вульфе Ларсене). В этом же году Лондон едет в Корею на русско-японскую войну. Вернувшись домой Джек разводится и женится на бывшей подруге Элизабет - Чармейн Киттредж.

Невероятно, но в последующие семнадцать лет Джек выпускал по несколько книг в год, целый ряд произведений о проблемах спорта, боксе. Например, повесть «Лютый зверь» – в центре феномен: одарённый юноша, из которого творят кумира. Речь о подкупах, сделках, делании имён. Главный герой постепенно понимает, что он марионетка, и порывает со спортом.

Джек Лондон тяготел к экзотике (романы, связанные с Гавайями). Джек Лондон вышел из глубин. У него разнообразный жизненный опыт (моряк, китобой), он сам знал мир золотоискателей – мир алчности.

Значительное место в творчестве Лондона занимают его рассказы, повести и романы о животных. К ним относятся рассказы "Бурый волк", "Меченый", повести "Белый клык", "Зов предков", роман "Майкл – брат Джерри" и другие.

К циклу северных рассказов близко примыкают две повести о животных: "Зов предков" (1903) и "Белый клык" (1906). В них Лондон изображает животных с таким мастерством, которое редко можно встретить в мировой литературе. Исключительно глубокое проникновение в психологию животных, прекрасное знание их инстинктов позволили создать Лондону одно из лучших произведений в анималистской литературе. Очень сильно звучат в повести гуманистическое мотивы. Писатель решительно выступает за гуманное отношение к животным. Животные для него не только помощники человека, но самые близкие друзья и товарищи. Ему ненавистны те люди, которые жестоки к ним.

Покоряющая сила книг Лондона состоит прежде всего в их демократической и жизнеутверждающей направленности. Прославляя величие и несокрушимую силу человеческого духа, Лондон выступал как яростный враг пассивности, бессилия и равнодушия. Он искренне верил в торжество разума и справедливости.

22. О’Генри –псевдоним Уильяма Сиднея Портера (1862-1910), фармацевту по образованию, ему пришлось работать кассиром. Обнаруженная растрата заставила будущего писателя бежать в Латинскую Америку , где он почерпнул материал для своей будущей книги «Короли и капуста». По возвращении его ждал суд и тюремный срок. В это время в его новеллах появляется тема судьбы оступившегося человека («Обращение Джимми Валентайна»). После освобождения переезжает в Нью-Йорк, где работает журналистом, получив известность после публикации сборника рассказов «Четыре миллиона». О’Генри доходит до совершенства жанр новеллы (используя опыт В. Ирвинга, Э.По, М. Твена). Отличительные черты новеллистики О’Генри:

• захватывающая фабула и калейдоскопичность сюжетов

• краткость

• добрый юмор

• принцип «двойной сюжетной пружины», срабатывающей в финале: настоящая разгадка незаметно готовится с самого начала, но скрывается подстановкой ложной развязки.

Многие персонажи новелл О. Генри движимы чувством сострадания, любви, дружбы, стремления делать добро. Чаще всего это простые, неимущие люди, которые вынуждены из-за бедности постоянно бороться за свое существование: секретарши и клерки, начинающие писатели и бедные художники… Но даже в опустившихся, спившихся или преступивших закон людях, автор показывает человечность и милосердие.

Откладывая копейки с каждой скромной зарплаты, недоедая более полугода, молодая продавщица копит деньги на новое платье для ежегодного праздничного обеда. Но накануне праздника она, не раздумывая, отдает эти деньги знакомой-сопернице в любви, узнав, что хозяйка выставляет ту на улицу за неимением платы за квартиру («Пурпурное платье»).

В самой известной и, безусловно, одной из лучших новелл О.Генри «Дары волхвов» автор показывает необычные богатства двух горячо любящих молодых супругов.

Канун Рождества в маленькой съемной квартире, где царит «не то что вопиющая нищета, но красноречиво молчащая бедность». И «один доллар восемьдесят семь центов. Это было все. Из них шестьдесят центов монетками по одному центу. За каждую из этих монеток пришлось торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость. Делла пересчитала три раза. Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра Рождество. Долгие месяцы она выгадывала буквально каждый цент на подарок мужу, и вот все, чего она достигла».

Наши рекомендации