Психология личности учителя ФК и тренера

Учитель ФК работает в специфических условиях, которые делят на 3 группы:

1- условия психической напряженности (шум от криков занимающихся, необходимость переключения с одной возрастной группы на другую, значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки, ответственность за жизнь и здоровье учеников.

2- ф. нагрузки, необходимость показа ф. упражнений, осуществление ф. действий совместно с учениками, необходимость страховки учеников при выполнении упражнений.

3- связано с внешнесредовыми факторами (климатические погодные условия, санитарно-гигиеническое состояние спортивных классов, залов.

Выделяют ряд способностей в деятельности учителя ФК-

1-дидакические способности - это способность передавать учебный материал, делая его доступным, 2-академические способности, соответствующие области наук, 3- перцептивные способности, которые проникают во внутренний мир человека, 4- речевые способности-учитель должен ярко выразительно выражать свои мысли ученикам, 5- органитизаторские способности – умение организовать коллектив, 6 – авторитарные способности, т.е.эмоционально-волевое влияние на уч-ся, 7 –коммуникативные способности - умение общаться с детьми, 8 – педагогическое воображение – способность предвидеть последствия педагогической деятельности, 9 –аттестационные способности, т.е распределять свое внимание между видами деятельности. Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида: Демократический стиль - ученик считается равноправным партнером в общении и поиске знаний. Учитель привлекает учащихся к принятию решений, считается с их мнениями, поощряет самостоятельность суждений школьников. Для учителя важна не только успеваемость воспитанников, но и их личностные качества. Основными методами воздействия являются побуждение к учебной деятельности, просьба, совет, учителя предъявляют повышенные требования к себе, к собственным психическим и профессиональным качествам. Они всегда удовлетворены своей профессией. Авторитарный стиль - ученик является объектом педагогических воздействий учителя, который все решает единолично, устанавливает жесткий контроль за выполнением его требований, предъявляемых школьникам, не учитывая педагогических ситуаций и мнения учащихся. Учитель практически никогда не обосновывает ученикам свои действия и решения. Все силы учеников направлены на психологическую самозащиту. Основными методами воздействия учителя являются приказ, поучение или распоряжение. Либеральный стиль - учитель старается уходить от самостоятельного принятия решений, передавая инициативу коллегам, а в процессе урока - ученикам; организация и контроль за учебной деятельностью школьников носит спонтанный характер. В действиях такого учителя проявляется нерешительность, частые колебания.

Успех в педагогической деятельности во многом зависит от авторитета, который имеет учитель. Авторитет учителя физической культуры слагается из ряда компонентов. Авторитет профессионала зависит от знаний и умений в области физической культуры и спорта. Авторитет возраста определяется тем, что учитель для школьников всегда должен оставаться старшим товарищем, человеком с большим опытом. Авторитет должности, то есть статус учителя как педагога дополняется психолого-педагогическими знаниями и умениями учителя. Нравственный авторитет (авторитет учителя как личности) создается формой внешнего поведения, соответствующего образу педагога, учителя. Авторитет дружбы может возникнуть в том случае, когда учитель позволяет ученикам обращаться к себе как к помощнику, деловому партнеру. Авторитет уступчивости (доброты) выражается в том, что, например, учитель, уступая школьникам на уроке, решает играть с ними в баскетбол вместо прохождения программного материала. Авторитет подавления основан на боязни учеников перед учителем. Авторитет чванства обычно основан на хвастовстве учителя, подчеркивающего свои достоинства и заслуги в прошлом, когда учитель был спортсменом. Для создания авторитета резонерства характерно поведение учителя, который постоянно поучает учеников, причем даже в тех вопросах, где он некомпетентен. Авторитет педантизма строится на беспрекословном соблюдении правил, норм, порядка. В данном случае учитель руководствуется бюрократическими принципами. В учебно-воспитательной работе тренер должен выполнять функции – управленческая функция необходима для разносторонней подготовки спортсмена (обеспечивает ему принятие решений, прогнозирование организацию, руководство, согласование, контроль и коррекцию), формирующая функция - направлена на организацию учебно-педагогического процесса для выработки необходимых технико-тактических навыков, развитие психических функций, физических свойств и качеств спортсмена, гностическая функция– связана с сообщением спортсмену необходимых знаний, умений, регулирующая функция– способствует оптимизации действий процессов психических состояний личности, организации этических норм поведения, воспитательная функция направлена на выработку у спортсменов морально-волевых качеств, нравственных черт характера, общественного самосознания.

Наши рекомендации