Типы и виды менеджмента

Работа менеджеров охватывает разные сферы деятель­ности организаций и различные процессы, протекающие внутри них. Это служит основанием и для выделения раз­личных типов менеджмента. Рассмотрим эти типы.

Организационный менеджмент. В его рамках решают­ся задачи создания организации, формирования структуры и системы управления ею, разрабатываются инструкции и т.п. Это создает условия для нормального функциониро­вания организации, решения стоящих перед ней задач.

Стратегический менеджмент. В его рамках ставятся долгосрочные цели организации, определяются основные пути их достижения. Тем самым организации обеспечива­ется ее будущее.

Текущее управление. Оно связано с постановкой кон­кретных задач, координацией процесса их решения, обеспе­чением его необходимыми ресурсами, контролем и оцен­кой достигнутых результатов, поощрением и наказанием

исполнителей.

Текущее и перспективное управление имеет несколь­ко объектов, среди которых производство, материально-техническое снабжение и сбыт, инновации, маркетинг, кад­ры, финансы, эккаутинг. В связи с этим выделяется про­изводственный менеджмент, управление материально-техническим снабжением и сбытом, инновационный ме­неджмент, менеджмент маркетинга, менеджмент персо­нала, финансовый менеджмент, управление эккаутингом (процессом сбора, обработки и анализом данных о работе организации, сравнением их с результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем и обеспечения полного использования имеюще­гося потенциала).

В настоящее время в научный оборот входит термин «стратегический, глобальный менеджмент», обозначающий процессы управления в транснациональных компаниях; интенсивно развиваются инновационный, экологический и антикризисный менеджмент.

Управление предпринимательской фирмой предполагает разграничение функциональных видов менеджмента. Для осуществления деятельности предпринимательской фирмы

необходимо:

— организовать процесс производства товара;

— обеспечить финансирование;

— организовать постоянное обеспечение сырьем, мате­риалами, средствами производства;

— управлять персоналом;

— организовать взаимодействие с внешней средой. Каждый из этих видов менеджмента имеет свое содер­жание. Дадим краткую характеристику функциональных

видов менеджмента.

Управление производством. Это управление объекта­ми или процессами, которые производят товары или пре­доставляют услуги.

Управление производством и услугами является клю­чевой функцией общего управления предприятием. Оно обеспечивает согласованность между операциями (процес­сами) и осуществляет планирование, координацию, конт­роль процесса преобразования ресурсов организации в ко­нечный продукт.

В российских условиях перед управлением производ­ством стоят такие задачи:

— оптимальная организация производственных процессов;

— выбор для производства в своей фирме максимально ^востребованной на рынке продукции;

— внедрение инноваций;

— жесткий контроль качества. При принятии управленческих решений необходимо учитывать, что ключевыми факторами спроса на товары и услуги являются качество, надежность, цена товара, ско­рость и надежность поставки.

Управление производством осуществляется на основе плана изготовления продукции на период.

Управление финансами (финансовый менеджмент). Это управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения макси­мальной прибыли. Цель получения финансовых средств и эффективное их использование может быть достигнута за счет эффективного финансового менеджмента и финансо­вого планирования (бюджетирования). Финансовое плани­рование предполагает разработку финансового плана, ко­торый включает:

— план доходов и расходов;

— расчет точки безубыточности;

— прогноз движения наличности.

Задача плана доходов и расходов — показать, как будет формироваться и изменяться прибыль предприятия. Исполь­зуя план, можно установить, приносит ли фирме прибыль тот или иной товар, спрогнозировать финансовое положе­ние предприятия на заданный период.

Безубыточность бизнеса — это уровень производства или реализации, при котором финансовые поступления от про­дажи товаров (услуг) равняются издержкам, понесенным предприятием при производстве и реализации.

Точка безубыточности — это минимальный объем сбыта, при котором нет ни убытка, ни прибыли. Уровень безубыточ­ности — величина подвижная, она зависит от изменения цены изделия и затрат на его изготовление. Для повышения уровня безубыточности необходимо интенсифицировать потребление ресурсов, жестко регламентировать затраты на производство, использование в производстве новой технологии и техники, улучшать и модернизировать производимые товары.

Важным вопросом управления финансами является пла­нирование и управление движением наличности, сущность которого в том, чтобы предвидеть возможный недостаток денежных средств и своевременно принять меры.

Для успешного ведения бизнеса большое значение имеет анализ финансового состояния фирмы. Он включает ана­лиз рентабельности, финансовой устойчивости, скорости оборота капитала, окупаемости вложенных средств.

Финансовая устойчивость предполагает, что предприятие:

— может погасить все текущие долги после получения денег от покупателей и заказчиков;

— в состоянии погасить будущие обязательства на ос­нове ожидаемого дохода из вырученных средств;

—- имеет достаточные средства для вложения в основ­ной капитал;

— имеет средства для покрытия непредвиденных рас­ходов.

Современные требования к менеджменту выдвигают необходимость раскрытия информации о себе для потен­циальных инвесторов, для акционеров. Инвесторов интере­суют результаты финансовой и операционной деятельнос­ти, прогнозируемые факторы риска, сведения об инвести­циях в другие компании.

Менеджмент персонала. Это целенаправленная деятель­ность руководства фирмы, включающая разработку кадро­вой политики и решений по управлению персоналом на предприятии.

Сущность управления человеческими ресурсами состо­ит в том, что люди рассматриваются как достояние компа­нии, добытое в конкурентной борьбе, которое нужно раз­вивать и укреплять наравне с другими ресурсами для дос­тижения стратегических целей компании.

Управлять персоналом— значит осуществлять практичес­кие мероприятия, с помощью которых руководитель побуж­дает работников к действию в целях достижения результатов.

От качества решений в системе подбора, обучения, фор­мирования работоспособных групп, оценки результатов работы персонала, мотивации, материального поощрения работников во многом зависят экономические результаты деятельности любой организации. В любой фирме, даже самой маленькой, есть бухгал­тер, секретарь, сотрудники. Поэтому следует формировать коллектив, причем состоящий не просто из набора отдель­ных специалистов, а из дееспособных слаженных групп. Работа в этом направлении включает в себя:

1) оценку потребностей и определение критериев под­бора кадров;

2) подбор кадров и прием на работу;

3) обучение персонала;

4) руководство и оценку качества работы персонала.

К. Мацусита — глава одноименной компании и теоре­тик менеджмента говорил следующее: «Мацусито дэнки» производит людей, а заодно и электротовары».

Логистика. В Древнем Риме логистика обозначала правило распределения продовольствия. Сегодня логистика —

это наука о планировании, контроле, управлении достав­кой, складированием, перемещением материальных пото­ков в процессе доставки, переработки и доведения готовой продукции до потребителя. Промышленная логистика обес­печивает производство нужного товара в нужное время при минимальных издержках. Цель управления логистикой — обеспечить выпуск продукции в соответствии с производ­ственным заказом по качеству и времени. При управлении логистикой менеджеры осуществляют управление и конт­роль точности и срока поставки, готовности к поставке, гибкости предприятия, качества поставки, логического цикла. Поясним эти термины:

1) точность поставки — оценка соблюдения поставщиком согласованных сроков поставки сырья и материалов;

2) готовность к поставке — способность поставщика выполнить заявку в согласованное время;

3) гибкость предприятия — готовность оперативно вы­полнить вносимые клиентом изменения в ранее оформ­ленный заказ;

4) качество поставки — доля заказов, выполненных без нарушения согласованных требований заказчика;

5) логический цикл — интервал между оформлени­ем заказа и поставкой продукции.

Объектом управления в логистике являются материалы (сырье, материалы, топливо, энергия, полуфабрикаты).

По этапам производственно-сбытового процесса разли­чают логистику снабжения, производства, транспортную, складскую.

Логистика снабжения обеспечивает оформление, учет и передачу заказа на материалы. При этом решаются зада­чи уменьшения средств в запасах, минимизирования рас­ходов на доставку, обеспечения своевременности доставки.

Основными параметрами логистики производства яв­ляются:

1) время процесса производства (от поступления заказа до вручения готовой продукции покупателю);

2) время изготовления продукции (от поступления ма­териалов в производство до передачи готовой продук­ции на склад).

Наши рекомендации