Тема 3. Экспериментальные исследования психогенетики

48. Генетическая психофизиология исследует:

1) наследственные и средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга;*

2) наследственные детерминанты биоэлектрической активности мозга;

3) средовые детерминанты биоэлектрической активности мозга.

49. Мета-анализ данных о природе вариативности темперамента, полученных на разных типах родственников, свидетельствуют:

1) в пользу гипотезы об аддитивных эффектах действия генов на вариативность темперамента;

2) в пользу гипотезы о неаддитивных эффектах действия генов на вариативность темперамента;*

3) одинаково выраженной аддитивной, неаддитивной наследуемости.

50. Изучение возрастной динамики соотношения наследственных и средовых факторов посвящено:

1) только поискусредовых факторов риска нарушений;

2) поиску наследственных механизмов различных психических нарушений, и изучению средовых факторов риска нарушений;*

3) только поиску наследственных механизмов различных психических нарушений.

51. Средовые эффекты:

1) ассимиляция и агрегация;

2) контраст и агрегация;

3) ассимиляция и контраст*.

52. Эффект ассимиляции:

1) значительно повышает внутрипарное сходство;*

2) значительно повышает внутрипарный контраст;

3) снижает внутрипарное сходство.

53. В психобиологической модели структуры темперамента (Ротбарт, Дерриберри) наибольшие показатели наследуемости определяются для:

1) параметров реактивности, cаморегуляции;*

2) негативных эмоциональных реакций;

3) негативных и позитивных эмоциональных реакций.

54. В концепции темперамента, предложенного В. Д. Небылицыным, генотип в большей степени влияет на индивидуальные различия в:

1) активности, эмоциональности,*

2)социальной активности,

3)пластичности.

55. Из средовых факторов, влияющих на изменчивость свойств темперамента значимы:

1)специфическая различающаяся среда, контрастный эффект (стремление к различию у близнецов), ассимиляционный эффект(стремление к различию у близнецов);*

2)контрастный эффект (стремление к различию у близнецов);

3)ассимиляционный эффект (стремление к различию у близнецов).

56.Наибольший показатель наследуемости свойств личности по тесту MMPI обнаружен для шкал:

1) шизоидности;

2) социальной интроверсии;*

3) истерии.

57.Наибольшее влияние генотипа на свойства личности, определяемых с помощью критериальных опросников обнаружено для:

1) пиков профилей;

2) возрастных пиков;*

3) отдельных свойств шкал.

58.Генетическая детерминация “биологических” свойств личности по Айзенку выражена сильнее для:

1) экстраверсии;*

2) нейротицизма;

3) психотизма.

59.Генотип в наибольшей степени обуславливает изменчивость следующих свойств “Большой пятерки”:

1) невротизма;

2) открытости новому опыту;

3) сознательности (контроль импульсивности).*

60.Определяющую роль в индивидуальных различиях свойств “Большой пятерки” играют следующие средовые факторы:

1) общей среды;

2) систематической среды;*

3) несистематической, различающейся среды.

61. Что означают высокие показатели внутрипарных корреляций показателей наследуемости пиков профилей MMPI при переходе от подросткового ко взрослому возрасту:

1) отсутствие связи с генотипом;

2) средовой контроль возрастных изменений;

3) генетический контроль возрастного перехода.*

62.Влияние генотипа на свойства личности в “Большой Пятерке”:

1) примерно одинаково;*

2) различается в зависимости от свойства;

3) составляет примерно треть от общей изменчивости для каждого свойства.

63.Средовые влияния на свойства “Большой Пятерки” составляют:

1) до половины изменчивости для различающейся среды;*

2) до трети изменчивости для систематической среды;

3) менее 10 % общей изменчивости.

64.Большинство молекулярно-генетических исследований личностных черт фокусируется на:

1)сравнении выраженности того или иного признака у носителей различных полиморфизмов (вариантов) исследуемого гена;*

2) изучении средовых факторов;

3) изучается роль генотипа и среды в определении признака.

65.Средовая изменчивость когнитивных стилей определяется:

1) в большей степени - общей средой;

2) в большей степени - различающейся средой;

3) в одинаковой степени - различающейся и общей средой.*

66.Генотип определяет изменчивость когнитивных стилей:

1) до 50 %, но только импульсивности/рефлексивности;

2) до 50 %, но только полезависмости/поленезависимости;*

3) не зависит от генотипа.

67. Наибольший показатель наследуемости когнитивных способностей присущ:

1)дивергентному мышлению;

2) беглости речи;*

3) логическим рассуждениям.

68.Соотношение генотип - средовых показателей в изменчивости когнитивных способностей:

1) мало меняется с возрастом;

2) в значительной степени зависит от возраста;*

3) не меняется с возрастом.

69. Кто автор книги “Наследуемость таланта”?

1) A. Дарвин;

2) Б. Добжанский;

3) В. Гальтон.*

70.Коэффициент интеллекта:

1) у близнецов ниже, чем в среднем в популяции;

2) может сильно изменяться как под действием генетических, так и средовых факторов;*

3) отличается высоким значением коэффициента наследуемости, слабо изменяется под действием отдельных средовых факторов.

71.Уровень генетической обусловленности креативности определяется:

1) высокой связью с нейротицизмом;

2) связью с псиxотизмом;

3) связью с фактором “g” Спирмена*.

72. Аддитивная генотипическая компонента от родителя к ребенку передается на:

1) четверть;

2) треть;

3)половину.*

73. Генетически передаются признаки:

1) снижение способности к обучению при сохранном интеллекте, умственная отсталость

дислексия, синдром дефицита внимания и гиперактивности;*

2) делинквентное поведение;

3) социабельности и самостоятельности.

74. Старческое слабоумие при болезни Альцгеймера имеет следующую вероятность заболевания для родственников первого колена:

1)35%

2) 50%;*

3) 75%.

75. Генотип определяет изменчивость интеллекта, в показателях IQ - теста:

1) до 30 %;

2) свыше 50%;*

3) в меньшей степени, чем среда.

76.Вклад cреды в вариабельность интеллекта (IQ) cоставляет:

1) свыше 50% - общей среды;

2) в соотношении: 35% - общая среда, 15% - различающаяся;

3) до 40% у монозиготных близнецов и до 15% - у сибсов*.

77.Концепции, объясняющие психогенетические особенности появления талантливости и гениальности:

1) эмергенез;

2) импрессинг;*

3) эпистаз.

78.Академическая успеваемость генетически обусловлена:

1) только генетическими корреляциями с общим интеллектом (“g” - фактор Спирмена),

2) только генетическими корреляциями с креативностью,

3) генетическими корреляциями с креативностью, с общим интеллектом (“g” - фактор Спирмена), с флюидным интеллектом*.

79. Аномалии набора половых хромосом являются причиной возникновения:

1) синдрома Дауна;

2) болезни Паркинсона;

3) синдрома Клайнфельтера.*

80. Наследование ограничено полом, если:

1) гены, определяющие соответствующий признак, находятся на половых хромосомах;

2) гены находятся на аутосомах, но их проявление в фенотипе зависит от пола;*

3) гены находятся на половых хромосомах, но их проявление зависит от определенного воздействия среды.

81. Для биполярной депрессии в отличие от униполярной депрессии характерно, что:

1) наследуемость меньше;

2) наследуемость больше;*

3) наследуемость одинакова.

82. Что является причиной аутизма:

1) редко возникающие мутации;

2) взаимодействие множества генов;

3)либо взаимодействие множества генов, либо редко возникающие мутации.*

83. Для МЗ близнецов риск заболевания шизофренией составляет:

1) около 50%;*

2) около 25%;

3) около 70%.

84. Результаты психогенетичесих исследований асоциального поведения показали, что:

1) сам фенотип абсолютно не определен;*

2) фенотип в целом определен;

3) фенотип определен на 50%.

85. В целом современные знания о наследовании отклоняющегося поведения позволяют говорить о том, что человек наследует:

1) конкретную форму отклоняющегося поведения;

2)определенные индивидуально-типологические свойства, увеличивающие вероятность формирования девиантности, например, импульсивность или стремление к лидерству;*

3) и форму и свойства.

86. Алкоголизм имеет уровень наследуемости:

1) 20%;

2) 50-60%;*

3) свыше 65%.

87.Эндофенотипы или промежуточные фенотипы – это:

1) промежуточная особенность, лежащая на полпути между генетическими предпосылками сложного заболевания и собственно комплексом симптомов;*

2)генетическая предпосылка;

3) комплекс симптомов психического заболевания.

88. Устойчивость и надежность в определении, генетическая обусловленность, наличие фенотипической и генетической корреляции с когнитивной способностью – это критерии отбора:

1) генов;

2) аллелей;

3) эндофенотипов.*

89. Концепция эндофенотипа была создана с целью:

1) разделения сложных расстройств, прежде всего психических, на более простые, стабильные и точно измеряемые промежуточные проявления, имеющие доказанную генетическую связь с заболеванием;*

2) суммирования нескольких сложных расстройств;

3) и суммирования и разделения сложных расстройств.

Тема 4. Онтогенетика

90. Новая научная дисциплина, исследующая относительный вклад генотипических и средовых факторов в развитие индивидуальных особенностей - это:

1) онтогенетика;*

2) психогенетика;

3) евгеника.

91. Выявление причин индивидуальных различий в особенностях развития, характерных для разных групп людей (популяций), а не его нормативных тенденций, является в возрастной психогенетике:

1)предметом*;

2)объектом;

3)задачей.

92. Предикторы в психогенетических исследованиях – это:

1) независимая переменная (как специфический параметр индивидуальной среды),*

2) зависимая переменная,

3) критериальная переменная.

93. В каком возрастном диапазоне могут изучаться возрастные изменения в соотношении компонентов фенотипической дисперсии?

1)от младенчества до преклонного возраста;*

2) только в детском возрасте;

3) только в молодом возрасте.

94. Процесс амплификации ДНК состоит из:

1) повторяющихся циклов;*

2) одного цикла;

3) разных циклов.

95. Вид средовой изменчивости- модификацио́нная (фенотипи́ческая) изме́нчивость — это:

1) изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный характер, генотип при этом не изменяется*;

2) неадаптивная модификация;

3) изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие, в большинстве случаев, адаптивный характер, генотип при этом изменяется.

96. Для построения эффективной среды следует учитывать:

1)объективные законы системной среды, которая рассматривается как хаос*;

2) объективные законы системной среды, которая рассматривается как упорядоченная система;

3) субъективные законы системной среды, которая рассматривается как хаос.

97. Подходы к изучению индивидуальных различий в психике людей очень сложные, потому что:

1) необходимы только четкие методы исследования;

2) понятие «среда» включает в себя все виды внешних предикатов, которые сложно учесть;*

3) необходим единый универсальный метод исследования.

Наши рекомендации