Различные подходы к выделению стадий профессионального становления
Стадии профессионального становления – это определенные периоды становления, характеризующиеся спадами и подъемами, конфликтами и кризисами в зависимости от взаимодействия факторов индивидного, личностного и профессионального развития.
В психологической и акмеологической литературе можно найти различные подходы к выделению стадий профессионального становления.
За рубежом широкое признание получила периодизация Д.Сьюпера [5]. Он следующим образом охарактеризовал стадии профессиональной жизни.
1. Стадия роста (до 14 лет) представляет собой выбор молодым человеком своей будущей профессии на основании:
- фантазии (4-10 лет);
- осознания собственных интересов (11-12 лет);
- способностей (13-14 лет).
2. Стадия разведки (от 15 до 24 лет). Включает в себя:
- временное занятие определенной профессией (15-17 лет);
- переходный период (18-21 год);
- апробирование избранной профессии в процессе реальной трудовой деятельности (22-24 года).
3. Пробная стадия (25-30 лет).
4. Стадия стабилизации (30-44 года).
5. Стадия сохранения (45-64 года).
6. Стадия ухода (после 65 лет).
Однако надо учитывать, что данная периодизация соответствует западному образу жизни и системе обучения и к нашим реалиям вряд ли применима в полном объеме.
Т.В. Кудрявцев [9] в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил 4 стадии:
1) возникновение и формирование профессиональных намерений;
2) профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности;
3) вхождение в профессию, активное её освоение и нахождение себя в производственном коллективе;
4) полная реализация личности в профессиональном труде.
Т.Л.Ядрышникова [4] выделяет эти этапы следующим образом:
1. Психологически обоснованный выбор профессии.
2. Профессиональное самоопределение (Я-включенность).
3. Высокие показатели деятельности.
4. Мастерство – наивысший уровень овладения операциональной стороной деятельности, её творческое выполнение и сформированность индивидуального стиля.
В работах Е.А.Климова [6; 7; 8] можно найти две периодизации, которые хронологически являются ранней и поздней. Ранняя состоит из трех стадий:
1) стадия оптации (12-17 лет) – подготовка к сознательному выбору профессионального пути;
2) стадия профессиональной подготовки (15-23 года) – овладение знаниями, умениями и навыками будущей профессиональной деятельности;
3) стадия развития профессионала (до пенсионного возраста) – вхождение в систему межличностных отношений в профессиональных общностях и дальнейшее развитие субъекта деятельности.
Поздняя состоит уже из 6 стадий:
- оптация – выбор профессии в учебно-профессиональном заведении;
- адаптация – вхождение в профессию и привыкание к ней;
- фаза интернала – приобретение профессионального опыта;
- мастерство – квалифицированное выполнение деятельности;
- фаза авторитета – достижение высокой квалификации;
- наставничество – передача опыта.
А.К. Маркова [1; 10] в качестве критерия выделения этапов становления профессионала взяла уровни профессионализма личности. Она выделяет следующие уровни.
1. Допрофессионализм – работник новичок, осваивает профессию, не достигая высоких и творческих результатов. Но некоторые люди могут удержаться здесь на длительное время.
2. Профессионализм – человек последовательно овладевает качествами профессионала. Здесь можно выделить несколько периодов:
а) работа по образцу;
б) самостоятельная работа;
в) достижение высоких результатов, самоутверждение в профессии.
Это самый длительный этап профессионального становления.
3. Суперпрофессионализм – акме (вершина) в профессиональной деятельности, высокие достижения и творческие успехи, творческое обогащение профессии своим личным вкладом. Иногда на этом этапе происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом – универсалом.
4. Непрофессионализм (псевдопрофессионализм) – человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: деятельность неэффективна; выполняется непрофессионально; проявляются элементы компульсивности деятельности и т.д.
5. Послепрофессионализм – возникает с выходом человека на пенсию. Варианты его проявления могут быть разные: человек может стать «профессионалом в прошлом», а может – экспертом, наставником, продолжая развиваться таким образом личностно.
И, наконец, классификация Э.Ф.Зеера [3], который в качестве основания деления профессионального развития человека взял социальную ситуацию, которая определяет отношение личности к профессии и профессиональным общностям. Тогда можно выделить следующие стадии.
1. Зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием взрослых (0-12 лет).
2. Оптация – формирование профессиональных намерений, которое завершается выбором профессии (старшие классы).
3. Профессиональная подготовка.
4. Профессиональная адаптация.
5. Первичная профессионализация и становление специалиста – выработка профессиональных технологий, стабилизация отношения к профессии.
6. Вторичная профессионализация – повышение квалификации, стабилизация профессиональной активности, выработка собственной профессиональной позиции.
7. Профессиональное мастерство – высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения деятельности.
Вероятно, этот процесс не всегда протекает плавно, а может сопровождаться кризисами профессионального становления.
Рассмотренные классификации достаточно разнообразны, поскольку авторы далеко не единодушны даже в рассмотрении самого понятия профессионального становления. Например, А.К.Маркова полагает, что оно начинается с приходом человека на работу, в то время как большинство авторов датируют начало этого процесса выбором профессии, есть и указания на более ранние периоды, когда у ребенка только появляется интерес к профессии. Мы также считаем, что начинается этот процесс с выбора юношей или девушкой своей будущей профессии и длится всю жизнь, если человек работает. Тогда наиболее важными стадиями для становления профессионала являются стадии профессионального обучения и адаптации к профессии, поскольку от того, насколько эффективно прошли эти стадии, насколько глубоко человек разобрался в содержании своей профессии, освоил её операциональную сторону, осознал свои возможности и перспективы для саморазвития, настолько высока будет его мотивация стать настоящим профессионалом. И здесь мы согласны с Н.С.Пряжниковым [11], что важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления является способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать свою профессиональную жизнь. И данные качества в максимальной степени формируются за годы обучения в вузе.