Современные проблемы детской игры
Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Д.Б.Эльконин. Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития.
Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, фей Винкс, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны.
С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач.
Ещё одной из причин исчезновения игры, можно назвать современный рынок профессий.
В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность - риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса.
В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т. д.). При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, более типичный образ магазина – это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребёнок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребёнка появляются новые игровые темы: «Книжный супермаркет», «Туристическое агентство» и др.
Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.
Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, Барби в детской субкультуре считается престижным.
25. Современные компьютерные игры для детей как инвариант детской субкультуры, созданный взрослыми. Проблемы и перспективы
Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.
Дети проходят в игре школу жизни, познают окружающий мир, учатся человеческим отношениям. Компьютерные игры дают возможность, ознакомиться и овладеть новой техникой, развивать свое внимание, память и воображение. Однако детство многое теряет, когда из игры "уходят" общение, взаимодействие с ровесниками, активная деятельность, творчество и мечта. Эти изменения в структуре игр несомненно вносят свои коррективы в систему нравственных и эстетических ценностей современных подростков. Данная причина, а также соображения, связанные с охраной здоровья подростков, выдвигают настоятельный призыв к семье и школе в частичном ограничении игр детей на компьютерах.
Изучение проблемы предпочтения компьютерных игр связано с широкой распространенностью игр и превращением их в основную форму досуга детей. Было выделено два типа мотивов, заставляющих детей и подростков вновь и вновь обращаться к компьютерной игре. Игроки с первым типом играют ради удовольствия от самой игры и ради результата, удовлетворения мотива достижения, возможного соперничества с другими игроками. При этом типе мотивации игра сочетается с другими видами деятельности, ребенок нормально общается с окружающими, а к компьютерной игре обращается во время отдыха, досуга. Для игроков со вторым типом мотивации игра становится формой эскапизма. Именно этот тип привыкания к игре и уход в реальность игры привлекает внимание не только психологов, но и психиатров. Причиной такого увлечения компьютерными играми может стать неспособность ребенка справляться с проблемами повседневной жизни, учебой, сложные отношения с родителями, сверстниками — в таких случаях игра является формой реакции на стресс, способом ухода от действительности, выражением ощущения беспомощности. Компьютерная игра для такого ребенка становится основным времяпрепровождением, он теряет интерес к другим занятиям. Такой ребенок требует внимания взрослого, возможно помощи психолога.
Одним из важнейших вопросов, связанных с компьютерными играми – как они влияют на поведение детей. Ведь большинство игр, в которые дети предпочитают играть с выраженной агрессивностью.
В исследованиях Дастмана, Гольдштейна и др. были получены результаты, свидетельствующие о возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр. Многие развлекательные игры содержат большое количество информации за счет насыщенного содержания, и в силу этого ребенок получает знания в области истории, географии, экономики, особенно это касается стратегических игр.
Различные «Гонки» - симуляторы, позволяющие управлять автомобилем. Популярность этого вида игр объясняется тем, что компьютерными играми в этом возрасте увлекаются больше мальчики, а им всегда нравились машинки; задания игр вполне понятны дошкольникам и посильны им, реализуется желания ребенка быть похожим на папу или быть как взрослый.
На 2 месте идет ряд логических игр-головоломок с общим названием «Шарики» - они доступны, в них играют родители, детям нравятся смешные анимационные эффекты, к-ми снабжены эти игры.
Далее следует отметить развивающие игры иностранных производителей, представленные на отечественном рынке. Чаще всего это аркада с различными заданиями, направленными на развитие логики, мелкой моторики или просто скорости реакции. Они предлагаются для младших школьников, но вполне посильны и детям шести-семи лет.
Ряд игр, в которых нужно ухаживать за животными, кормить, дрессировать, украшать их, особенно нравятся девочкам. Это такие игры, как: «Пони», «Кошки», «Собачки».
Игры российских производителей также пользуются популярностью у детей, просто их меньше в количественном отношении по сравнению с переводными. Наиболее удачная серия обучающих игр – «Уроки Бабы Яги», «Нескучные уроки», «Трое из Простоквашино»
26. Сказка как инвариант детской субкультуры. Анализ современных сказок для детей и детское творчество в создании сказок
Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.
Современность сказки проявляется в своеобразном отражении детской субкультуры на уровне науки к.XX – нач.XXI вв. Герой литературной сказки – это сегодняшний ребенок со всем комплексом его отличий от взрослого в силу возрастных и психических особенностей. Каким бы невероятным ни было сказочное повествование, р-к в качестве главного героя обнаруживает черты, ему свойственные. В сов.сказках р-к-герой обязательно нуждался в исправлении, искоренении дурных наклонностей, становился «как все», избавляясь от своих слабостей и недостатков (повести-сказки В. Губарева «Королевство кривых зеркал», Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков», Ю. Томина «Шел по улице волшебник», С. Прокофьевой «Клад под старым дубом» и пр.). В постсоветской детской лит.сказке за р-ком признается право быть таким, каков он есть, быть отличным от взрослого. Детские шалости не осуждаются, а выглядят забавно и трогательно, т.к. они есть проявление естественной природы ребенка.
Склонность р-ка к фантазированию – св-во детской психики. Фантазирование в сказке выглядит как безусловное достоинство р-ка, умение мыслить нестандартно, что делает возможным для него недоступное взрослым путешествие. При стремлении к объективности в раскрытии некоторых черт образа героя-ребенка, современная литературная волшебная сказка обнаруживает устойчивую тенденцию к идеализации детства. В напряженных моментах кульминации сказки дети проявляют свои лучшие качества, чем во многом способствуют торжеству справедливости в финале. Алешка, очарованный красотой своей спутницы, принуждаемый к злодеянию, находит в себе силы отказаться от него («Королевство Семи Озер»); Вагик в самых трудных ситуациях слушает голос Сознателя – свою совесть («Волшебный возок»); Маруся бескорыстно помогает жителям сказочной страны, исправляя ошибки в словах («Малуся и Рогопед»), и т.д. В идеализации детства, в счастливом финале современной литературной сказки проявляется верность сказочному канону. Литературная волшебная сказка, в основе к-рой лежит идея параллельно существующего мира – сказочного царства, где реальным оказывается волшебство, аккумулирует потребность ребенка в таинственном и необычайном, естественным образом проникает в детскую мифотворческую сферу и может претендовать на дальнейшую жизнь и развитие в сознании ребенка. Вероятность данного утверждения объясняется фактами творческой деятельности ребенка (после чтения сказки) – игровой или продуктивной. Детский взгляд на действительное окружение отличен от взрослого восприятия. За видимой оболочкой предметов скрывается другая, невидимая сторона. Это видение мира ребенком сродни мироощущению древнего человека, обожествляющего природные явления, животных, отдельные вещи. Отношение к неодушевленным предметам как к живым обретает конкретность, осязаемость, когда ребенок играет. О несомненной сказочности определенного вида детских игр вел разговор теоретик детской литературы рубежа XIX–XX вв. Н.В. Чехов: «И как только он (р-к) начинает играть, он сам превращает свою жизнь в сплошную непрерывающуюся сказку, где и он сам, и все предметы, его окружающие, приобретают жизнь и личность».
Иномир современной литературной сказки явно апеллирует к создаваемым детьми вымышленным странам. Многие современные сказки рисуют образ чудесного мира подобным образом. Средневековый город, окруженный крепостной стеной, царский дворец с высокими башнями, городская площадь, рынок, горожане, в манерах и одежде которых явлены приметы средневековья, – по этим доминирующим признакам узнаваемы города Радинглен («Настоящая принцесса и Бродячий Мостик» А. Егорушкиной), Старые Басни («Малуся и Рогопед» А. Усачева), королевство Семи Озер с замком Эвидентис («Королевство Семи Озер» С. Прокофьевой), страна Астралия («Чоки-чок, или Рыцарь Прозрачного кота» В.П. Крапивина).
Современная литературная волшебная сказка воссоздает в своей художественной структуре ситуацию двоемирия, что развивает идею «своего» и «чужого» (Е.М. Неелов) царства в фольклорной волшебной сказке. Востребованность традиционной модели построения сказочной действительности объяснима фактами детской субкультуры. Ситуация двоемирия в литературной сказке может реализовываться не так явно, как в приведенных примерах. Население пространства маленькими человечками, стремление к общению с ними свойственно детскому мировидению, поэтому иномир может умещаться в реальном мире и представлять собой сообщество маленьких волшебных жителей или даже одно существо, которое живет рядом с людьми. Другой мир, фантастический, моделируется на основе современных реалий жизни, повседневного быта. Факт наличия гарантии у вещей и бытовой техники является основой для создания микромира в сказочной повести Э. Успенского «Гарантийные человечки».
Чудесная действительность в сказке – это уменьшенная модель человеческого мира, реализующая некоторые социально-экономические реалии жизни людей. Волшебные существа могут иметь мифическое происхождение, как в сказочных повестях «Домовенок Кузька» З. Александровой или «Приключения Веснушки» С. Прокофьевой. При изучении фактов детской субкультуры явной становится связь современной литературной сказки с миром детской мифологии, так же как очевидно функционирование в современных сказочных произведениях древних архетипических моделей и жанровой памяти фольклорной сказки. Изучение законов фольклорной первоосновы позволяет проследить степень сохранности сказочного канона, а отражение современной сказкой детской мифологии и психологии – процесс отталкивания от него. Процесс моделирования чудесной реальности включает трансляцию особых знаков детской субкультуры, а также фиксирует взгляд современной науки на ребенка – главного героя литературной сказки.
27. Варианты проявления детской субкультуры: анализ детских фантазий, детских верований, молитв, магии
Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста свойственны различного рода фантазии. Оказывается, что большинство предметов, окружающих ребенка в обыденной жизни в фантазиях, вдруг приобретают совершенно не свойственные им действия (игрушечная лисичка оживает, шкаф становится проходом в волшебное королевство и т.д.). Вокруг этих вещей разворачиваются драматические ситуации, они становятся участниками «сериалов», изо дня в день создаваемых ребенком.
Эта новая способность к воображению дает ребенку совершенно новые степени свободы. Она позволяет ему быть чрезвычайно активным и самовластным в удивительном внутреннем мире психики, который начинает у ребенка формироваться. Внутренний психический экран, на к-ом разворачиваются воображаемые события, в чем-то подобен экрану компьютера. В принципе на нем можно выразить любой образ, изменить какое-то действие, направить его в нужное русло, заставить развиваться на столько стремительно, как не бывает в реальном мире. Все эти умения ребенок осваивает постепенно.
Психологически особым классом вещей для ребенка являются игрушки. По самой своей природе они предназначены для того, чтобы воплощать, «опредмечивать» детские фантазии. Вообще, детскому мышлению свойствен анимизм— склонность наделять неживые предметы душой, внутренней силой и способностью к самостоятельной потаенной жизни. Именно эту струну детской психики всегда затрагивают самодвижущиеся игрушки: механические курочки, способные клевать, куклы, закрывающие глаза и говорящие «мама», шагающие медвежата и т. п. У зачарованного ребенка такие игрушки всегда находят отклик, поскольку в душе он внутренне знает, что так и должно быть — они живые, но скрывают это. Но когда наступает особый момент (в основном ночью), игрушки начинают жить своей собственной жизнью.
Практически всем детям свойственно фантазировать по поводу своего дома и почти у каждого ребенка есть любимые "объекты медитации", сосредоточиваясь на которых он погружается в свои грезы. Одна из самых больших проблем детского фантазирования связана с неразвитостью самосознания. Ребенок может существовать в двух мирах – в привычном мире окружающих предметов, где распоряжаются и оберегают ребенка взрослые, и в воображаемом собственном мире, наложенном поверх обыденности. И именно в воображаемом мире ребенок и окружающий его дом не защищены взрослыми, т.к. они не вхожи в таинственный мир
В детских традиционных верованиях, свойственных религиозному фольклорному сознанию, бытуют различные "языческие" рассказы о колдовстве, нечистой силе и предметах-вредителях (красное пятно, черная рука и др.) В своей массе свои религиозные чувства дети часто скрывают и от сверстников, боясь насмешки, предпочитая обращаться непосредственно к "высшей инстанции" , способной услышать и помочь.
Вот пример детской молитвы — девочки Наташи 8 лет: "Господи, сохрани нас! Дай нам здоровья, успехов в жизни. Спаси! Спаси! Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господь наш Иисус Христос, мы любим тебя. И Божья Матерь, сохрани нас и спаси.Не давай никому обижать малышей. Дай всем детям учиться хорошо, на "4" и "5". Дай малышам в садике здоровья. Дай нам, Господи, быть красивыми и долго жить, до 100 лет. Спаси нас. Господи, мы никогда Тебя не забудем. Мы Тебя, Боженька, любим больше всех на свете и ждем Твое Рождество — 7 января". Подобные детские молитвы присущи как нецерковным, стихийно верующим детям, так и воцерковленным, знающим тексты молитв и Священное писание, но испытывающим потребность в "своих" молитвах для выражения духовного устремления, просьбы.
Детская магия и мифотворчество ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы, детские молитвы, обряды, суеверия)
Детская магия (гадания, "вызывания", "секретики") стала объектом внимания исследователей культуры совсем недавно - в конце прошлого века. Тогда же вышло в свет двухтомное издание под названием "Школьный быт и фольклор", в котором были опубликованы рассказы малолетних мистиков из разных городов и весей Советского Союза.
Кроме того, у ребенка часто возникает желание интерактивного общения с "другим миром" и его фантастическими обитателями. Для этого взаимодействия он обычно использует обрядовые предметы: зеркальце, шоколадную конфету, одеколон, губную помаду и др. Особенно часто применяется зеркало: его завораживающая способность создавать копию реальности, издавна побуждала мистически настроенных граждан считать этот посеребренный лист стекла входом в иное, инвертированное измерение . А ребенку, с его живым воображением и не закостеневшей пока картиной мира, граница между "здесь" и "там" представляется особенно тонкой и преодолимой.
Склонность детей к таким таинственным процедурам естественна - им так хочется переступить через границу реальности и оказаться на время "по ту сторону". Интересно, что дети часто называют "вызывалки" гаданиями - для них эти 2 понятия практически идентичны. И то и другое является способом получить "оттуда" некое знание (гадание на суженого с помощью зеркала) или даже предмет (вызов Мармеладного Гнома).
Т.о., в ядре магической практики современных детей лежит желание самостоятельного управляемого контакта с таинственным и опасным "другим" миром.
Древнее колдовское искусство трансформируется в игру (некоторые ученые даже придумали специальный термин "игровая магия"). На формирование игровой магии большое влияние оказывает фольклор, литература, СМИ и прочие факторы. Неслучайно в списке "вызываемых" персонажей наряду с порождениями детской фантазии (Жвачный Король, Мармеладный Гном, Лунный Человечек) оказываются герои фильмов, сказок, мультиков и книг (Пиковая Дама, Золушка, Белоснежка, Русалочка).
Часто при "вызове" мифологического существа ребенком движет не только любопытство, но и желание получить нечто материальное - например, у Мармеладного или Шоколадного Гнома можно попросить сладости.
Способы "гадания" в целом похожи и различаются только деталями. Например, для того, чтобы вызвать Жвачного Короля следовало взять зеркальце и повторять: "Жвачный Король, появись!", а когда он придет и начнет бегать по потолку и стенам, попытаться схватить хотя бы одну жвачку.
В ритуале могут принимать участие от одного до нескольких человек, при этом необходимо соблюдать определенные правила. Во-первых, "вызывать" надо в темное время суток (желательно - в полночь, которая связана с понятием "перехода, "границы"). Во-вторых, место должно быть "опасным": темная комната или другое помещение, предпочтительно - баня, подвал, чердак и т.п. Чтобы все получилось, нужно следовать определенному этикету и не нарушать запреты. Например, при "вызывании" некоторых персонажей нельзя разговаривать или употреблять какие-то выражения и слова, смеяться, включать свет, шуметь. Чтобы обезопасить себя от злых сил, дети держат наготове платок (его накидывают на зеркало в случае "опасности"), очерчивают место "гадания" мелом или огарком свечи, втыкают в стену булавку.
Иногда гадальщики кормят вызываемое существо, с целью его задобрить. Кроме того, совместная трапеза как бы служит ритуалом, объединяющим представителей разных миров, символом их соглашения о дружбе и сотрудничестве. На зеркало кладут обрядовую пищу и произносят заклинание. Интересно, что еда может быть как настоящей (обычно это шоколадные конфеты, апельсины, молоко, хлеб), так и нарисованной. Доказательством визита обычно служат знаки на пище: крошечные следы, отпечатки пальцев, надкусы, частичное или полное исчезновение угощения.
Чтобы пригласить в гости Пиковую Даму или Золушку, используют рисунки: на зеркале помадой или маркером изображают лесенку или дорожку. Перед этим его поверхность протирают одеколоном или духами. Образ лестницы имеет глубокий смысл - она является объединяющим звеном между мирами, лежащими по разные стороны зеркального стекла. Один мир при этом мыслится как верхний (из него нужно спуститься), другой - как нижний.
28. Варианты проявления детской субкультуры: анализ детского юмора, страшилок, антистаршилок, садистских стишков
Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.
Смеховая активность детей – это подтверждение их собственного существования через выворачивание себя и окружающих «наизнанку». Как отмечает В.Абраменкова, дети с чувством юмора в детской субкультуре органично вписываются в представления о смеховом мире как мире нарушения приличий и норм поведения, свержения авторитетов и переворачивания привычных понятий. Они могут увидеть смешное в серьёзном, представить ситуацию в самом неожиданном свете, вызывая повышенный интерес окружающих к себе. Шалуны, используя для своих экспериментов вялых, трусливых или безалаберных детей, потешаются над ними, заставляют их двигаться, обороняться. В этом они имеют большое значение в педагогическом процессе.
Одним из важных компонентов детской субкультуры является наличие собственного языка общения между детьми, который отличается особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью. В процессе общения дети придумывают «тайные языки», которые не доступны пониманию взрослых или других детей, не посвящённых в это дело. Н-р, к каждому слову дети могут прибавлять какие-либо тарабарские приставки или окончания и получится примерно такой текст: «Нашаус кошкаус вчераус принеслаус домойуc котятус».
Примером изучения социокультурных инвариантов детской субкультуры могут служить исследования "черного юмора" и "страшилок" как части детского фольклора. Под "черным юмором" обычно понимается сочетание смешного с трагическим, ужасным, стихи со страшной традиционной завязкой, но с благополучным концом. Страшилки по своей привлекательности для детей могут поспорить, наверное, лишь с фантастикой, приключениями и детективами. Причем и девочки, и мальчики в одинаковой мере признаются в любви к этому виду фольклора. Эти маленькие рассказы - былички, к-ые дети, оказавшись вместе в больнице, летнем лагере, санатории и пр. рассказывают обычно поздно вечером в темноте.
Сущность страшилки - в коллективном переживании страшного, в выработке способов саморегуляции и норм поведения, в постижении вечных истин жизни и смерти, в стремлении сообща преодолеть страх.
Первые страшилки были "обнаружены" и записаны в середине 60-х годов нашего столетия и, вероятно, являются новым современным жанром, хотя обнаруживается их связь с известными формами - потешек-"пугалок", типа "Идет коза рогатая...". В более позднем - дошкольном и младшем школьном — возрасте страшилки получают развитие в автономной детской среде и принимают форму быличек ужасного и трагического содержания, типа: "В одном черно-черном лесу стоит черный-черный дом. В этом черном-черном доме есть черная-черная комната. В этой черной-черной комнате есть черный-черный стол. На этом черном-черном столе стоит черный-черный гроб. В этом черном-черном гробу лежит черный-черный мертвец. Ты подходишь к нему, а он... кричит: "Отдай мое сердце!"
Страшные истории имеют обычно однотипные содержания и развязки, а тайные и необъяснимые действии, которые в них происходят, являются результатом действия сверхъестественных сил, вещей, предметов. В подавляющем большинстве сверхъестественные силы "страшилок" не просто вредные, но и в 90% случаев смертоносны. По мнению Жана Пиаже, "смерть вызывает особенную заинтересованность у ребенка", потому что в его картине мира она - явление случайное, таинственное и непонятное, "требующее особенного объяснения".
Наличие или угроза смерти в детских страшилках в основном наступает как наказание за непослушание, за нарушение правил, установленных взрослыми. Например:
- Девочка вопреки предсмертному запрету бабушки ставит зеленую пластинку, зеленые глаза выходят из стены и душат ее.
- Семья, несмотря на запрет, покупает черные (желтые) шторы. Ночью они нападают на членов семьи, убивают, душат.
- Девочка наперекор маминому запрету покупает зеленую ленту; что-то зеленое убивает сначала маму, а потом девочку.
- Мальчик вопреки запрету поднимает на улице зеленый пистолет; ночью пистолет оживает и убивает всех членов семьи и т.п.
Сверхъестественными силами, главными демонологическими персонажами детских страшилок часто выступают обычные, знакомые ребенку предметы: рукавичка, пятно, занавески, платок, печенье, туфли, нитки, ленточка, кукла и т.д. Они двигаются ("побежал на кухню, а пистолет за ним"), разговаривают, предупреждают (по радио объявляют: "Девочка, закрой дверь, к твоему дому движется желтая тумбочка"), угрожают (пластинка поет: "Бегут, бегут по стенке зелёные глаза, сейчас они задушат тебя, тебя, тебя") душат ("утром оказалось, что черная простыня задушила девочку"), убивают ("занавески схватили деда и съели на глазах у бабушки"). Это истории про злонамеренный "черный тюльпан", "кровавое пятно", "черное пианино", "красную руку" и "гроб на колесиках".
В середине 80-х годов появилась форма страшилки – так называемые «садистские стишки», типа: «Дети в подвале играли в гестапо. Зверски замучен слесарь Потапов». Развитие данных форм детского фольклора в последние годы, безусловно, свидетельствующих об изменениях детского сознания в сторону его демонизации, требует пристального изучения подобных трансформаций в детской субкультуре.
Вместе со "страшилками" существуют и противоположные им "антистрашилки". Это истории, в которых сюжет до определенного момента развивается по канонам "страшилки", чтобы затем перейти к анекдотическому финалу (Например, такая коротенькая история: Проснулась девочка ночью, смотрит - на потолке желтое пятно. Пошла на следующий день - пятно еще больше. Испугалась она, вызвала милицию. Милиционер на чердак, а там котенок сидит и писает.).
29. Варианты проявления детской субкультуры: анализ детских прозвищ, дразнилок
Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.
Важная черта детской субкультуры — табуирование личных имен в детских сообществах и наделение сверстников прозвищами и кличками. Между тем именно прозвища представляют собой своеобразное проявление самого содержания детской субкультуры и богатый материал для уяснения механизмов функционирования детских сообществ в онто- и социогенезе. Прозвище, в отличие от собственного имени ребенка, всегда эмоционально насыщено, оно несет в себе момент оценки (позитивной/негативной, либо амбивалентной). Однако смысловые акценты могут быть различимы, лишь исходя из внутреннего социокультурного контекста детского сообщества.
Некоторые прозвища-программы выступают как транскультурное явление, известное в различных странах в разные эпохи (например, «Хрютиа» или «Грязнуля» – он как бы один грязен «за всех»). Прозвище способно вызывать определенный стиль поведения, оно обнаруживает тенденцию выражать себя таким образом, чтобы его носитель соответствовал содержанию.
Дразнилки высмеивают детские недостатки и проступки. Дразнилки тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты (ответить дразнилкой-отговоркой). Дразнилки высмеивают детские недостатки и проступки: ябедничество, глупость, хвастовство, жадность, плаксивость:
«Жадина-говядина, солёный огурец,
На полу валяется, никто его не ест!»
Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, выполняют воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание;
Чаще обращаются друг к другу по прозвищам мальчики, среди девочек - пользуются гораздо меньшей популярностью; возможность выразить свое отношение к человеку, выделить его черты и свойства характера, а также дистанцироваться от взрослого сообщества. Прозвища являются диагностическим и оценочным средством, индикатором любви/нелюбви в коллективе. В детской субкультуре присутствует феномен самоимени, самоклички, самоназвания. Очень часто, попадая в новое детское сообщество, ребенок представляется другим, им самим выбранным именем.
30. Коллекционирование, «секреты», «тайные места» как формы детской субкультуры.
Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.
Коллекционирование для большинства детей – неотъемлемая часть образа жизни. Коллекционируют марки, открытки, наклейки и вкладыши из жевательной резинки, собирают фантики, значки, банки из-под воды. С возрастом содержание коллекций меняется. Наблюдение за коллекциями детей в последние годы показывает, что в сфере детского коллекционирования происходят изменения в сторону уменьшения собирателей марок, открыток, пластинок, книг, с другой стороны растет число собирающих фантики, вкладыши, наклейки. Это несомненно отражается на формировании художественно-эстетических вкусов детей: отличие от марок, открыток, календариков, к-рые имели широкую содержательную вариативность (художественные серии, изображения представителей флоры и фауны, географические объекты и т.д.), основными изображениями на фантиках, вкладышах, наклейках являются картинки из комиксов или в стиле комиксов. Производители этой продукции заинтересованы лишь в том, чтобы дети были постоянными потребителями выпускаемых ими товаров (чаще всего разного рода сладостей). В этих целях они специально выпускают альбомы для собирания коллекций, объявляют конкурсы для стимулирования коллекцилнирования серийных товаров и т.п. Они используют возрастной интерес к коллекционированию, пытаются стимулировать этот интерес различного рода лотереями и призами. Коллекционирование и коллекция в этих условиях теряют свою индивидуальную значимость и становятся для ребенка лишь способом для получения награды, а для общества - средством ормирования потребителя.
Детское собирательство раннего детства характеризуется тем, что «штучки», найденные ребёнком, не имеют никакой потребительской ценности и привлекают его внимание своей формой, цветом, некоторым сходством с реальными вещами. Находя в большом мире разные «штучки», ребёнок прибирает их к рукам во благо собственных интересов. Таким образом он раздвигает свои границы и, как высказывается М.Осорина, «уточняет» себя этими маленькими символами «Я» - «его делается много». Находки настолько приобретают смысл для ребёнка, что он включает их в свои фантазии и переживания.
Примерно после пяти лет детское собирательство приобретает другие черты. У ребёнка появляется своя «сокровищница», которая обычно хранится дома. Это может быть коробочка, мешочек у девочки и карман у мальчика, так как мальчики предпочитают всё носить с собой. «Сокровищница» наполняется мелкими предметами, найденными на улице. Это всевозможные бусины, красивые пуговицы, значки, сломанные брошки, редкие монеты и предметы с интересной внешностью, привлекающие внимание ребёнка. Обычно ребёнку нравится общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не помешал: рассматривать их, любоваться и фантазировать.
Как правило, «сокровищница» существует несколько лет и незаметно исчезает. На смену ей, примерно после шести-семи лет, приходит детское коллекционирование. Если «сокровищница» была более личной, индивидуальной, то коллекция социальна и более обусловлена внешними факторами, связанными с жизнью ребёнка в группе сверстников: престижем, соперничеством, модой. Коллекции дети показывают друг другу, хвастаются и гордятся ими.
Появление коллекции свидетельствует о вхождении ребёнка в новую фазу социализации в детской субкультуре. Обычно это связано с началом школьной жизни. В это время происходит активное формирование самостоятельного опыта детей среди людей, где ребёнок учится подчиняться правилам жизни в группе, усваивает общепринятые модели поведения.
Чаще всего дети семи - десяти лет коллекционируют предметы, которые можно добыть без денег: фантики, обёртки, пробки и т.д. Содержимое такой коллекции воспринимается детьми как личная добыча её владельца. Количество и редкость найденных предметов говорит о высоком развитии у него социально ценных, с точки зрения сообщества детей, качеств, благодаря которым он добыл то, что имеет.
Многие привлекательные предметы становятся содержимым девчоночьих «секретов» и «мальчишечьих» тайников. «Секрет» девочки представляет собой небольшую ямку, выкопанную в земле, которая выкладывается чем-либо красивым. Обычно делается фон из фольги или листьев, на нём раскладываются различные интересные «штучки», головки цветов, камешки. Сверху сделанная композиция накрывается кусочком красивого прозрачного стекла. Затем всё засыпается тонким слоем земли так, чтобы снаружи не было видно.
Создание «секретов» является традицией детской субкультуры, следовательно, идея и формы воплощения передаются от старших детей к младшим в виде культурного наследия. «Секреты» по своей сути можно считать массовой формой детского дизайнерского творчества.
Мальчишечьи «тайники» создаются с целью материализации своего тайного присутствия в пространстве окружающего мира. Чаще всего они располагаются в различных нишах, укрытиях, щелях, незаметных для окружающих. Туда складываются разнообразные предметы, которые могут быть личностно значимыми, ценными для мальчика.
«Секреты», «тайники» и «сокровищницы» являются попытками детей установить личный углублённый контакт с местом обитания.
«Страшные места» относятся к разряду опасных, запретных и чуждых ребёнку зон пространства. Обычно это чердак, подвал, погреб, колодец, заброшенный дом и т.д. Входы в эти места являются для детей точками соприкосновения их обычного мира с миром другим - таинственным, мрачным, населённым враждебными силами. Они вызывают у детей ужас. Ребёнок, объединившись с группой других детей, пытается активно совладать с этим ужасом.
Постепенно «страшные места» становятся «страшно интересными», куда дети отправляются не только переживать, а целенаправленно их познавать, исследовать. В 6-7 лет страхи символически прорабатываются детским коллективным сознанием, а уже в младшем школьном возрасте исследование «страшных мест» становится испытанием храбрости и её тренировкой, даёт возможность удовлетворения исследовательских инстинктов и личного самоутверждения. Это также является и своеобразным выяснением статуса каждого участника в групповой иерархии.
«Интересные места» - это места, где можно беспрепятственно наблюдать чужую жизнь, отличную от жизни ребёнка. Обычно это жизнь маленьких существ (головастиков, лягушек, муравьёв) или взрослых людей, которые не знают, что на них смотрят, и заняты чем-либо интересным для ребёнка (стройка, мастерская и т.д.)
«Злачные места» - места, где добывается запретное или совершается недолжное. Самое типичное место - свалка. Она является для ребёнка изнанкой мира взрослых, его потаённой стороной, вывернутой наружу.
Вид «нечейных вещей», наличие ломаного и отсутствие какой-либо регламентации пробуждает у некоторых детей деструктивные желания. Здесь можно нарушать запреты взрослых на проявление агрессивных чувств и выплёскивать их в разрушающих действиях, за которые не будет наказания. Помойка для детей становится «островком свободы для ненормативных действий». Но есть и другая сторона общения детей с помойкой, более конструктивная и творческая. Сломанные вещи, ставшие негодными для обычного употребления, могут быть использованы детьми для самых различных нужд благодаря их фантазии. Свалка становится местом творческого экспериментирования.
«Места уединения» - те места, где не потревожат, где ребёнку удобно и уютно. «Места встреч» являются местом общего сбора детей, посиделок, разговоров компании приятелей. Они выбираются там, где удобно сидеть, где много места и всех видно, где взрослые не мешают.
«Места экзистенциально-философских и религиозных переживаний» - места, самостоятельно найденные ребёнком, куда он ходит один, чтобы пережить особые состояния души.