Пять факторов возникновения конфликта
Методы конфликтологии как науки.
Конфликтология это наука, изучающая причины возникновения, особенности развития и возможности управления различными типами конфликтов.
Конфликтология как молодая наука использует методы многих других дисциплин, в том числе психологии, социологии, математики и т.д.
Все методы можно разделить на 2 группы:
1. Количественный метод сбора и анализа информации (опросы, интервью, наблюдения).
2. Качественный метод обработки и использования информации (моделирование, экспертный опрос, метод конкретной ситуации…)
Сочетание этих методов, а также использование системного и ситуационного анализа позволяют точно анализировать и выбирать методы и приемы воздействия на него.
Основные виды конфликтов по уровням противоречий. Конструктивное и деструктивное развитие конфликта.
1 уровень – физические противоречия – связанные с законами физики, химии и др. наук.
2 уровень – биологические противоречия – в экологических системах между биологическими видами и особями.
3 уровень – физиологические противоречия – внутри живого организма.
4 уровень – психологические или внутренние конфликты – столкновение разнородных явлений в душе одного человека.
5 уровень – социально-психологические конфликты – противоречия между отдельными людьми и малыми группами. Под уровни: 1) межличностные конфликты 2) конфл. малых групп 3) организационные конфл. 4) индустриальные конфл.(переходные от соц.-псих. к соц.)
6 уровень – социальные конфликты больших групп
7 уровень – цивилизационные конфликты и противоречия.
Конфликт является деструктивным, если его участники неудовлетворены его исходом и чувствуют себя обделенными его результатами.
Конфликт является конструктивным, если его участники довольны его исходом и полагают, что в результате него они получили пользу. Нужно также отметить, что в большинстве случаев конфликт, результаты которого удовлетворяют всех участников, будет более конструктивным, чем когда удовлетворены лишь некоторые из участников.
Пять факторов возникновения конфликта.
1.Информационный.К.возникают из-за искажения,сокрытия,нежелательного обнародования(информация,которая приемлена для одной стороны,неприемлема для другой-сплетни,наговор,слухи,сообщения,свидетельские показания)2.Структурный или объективный.К.возникает из-за событий или обстоятельств,которые сложно изменить (законы,положения,война,возврат,климат) 3.Ценностный фактор-принципы,которые человек провозглашает,которым следует,думает,что и другие будут следовать:личностнаясистема ценностей,групповые ценности и семейные,профессиональные,вопросы моральной ценности,религия,идеология).4.Фактор отношений.К.возникают из –за неудовлетворенности min одной из сторон.На К. оказывают влияние основа отношений(добровольные или принудительные),сущность отношений(зависимые-не зависимые-взаимозависимые),баланс сил в отношениях(равные-сильный-слабый),вклад сторон в отношения(материальные,эмоциональные,поддержка),психологическая совестимость,история отношений.5.Поведенческий фактор.К.возникают из-за конкретного симиюминутного поведения min 1 из сторон(агрессивное,угрожающее,дискомфорт,провоцирующее)
6. Информационные факторы: форма проявления и особенности влияния. Значение.
В процессе управления межличностными конфликтами важное значение имеет учет факторов их развития. Всего можно выделить шесть «областей конфликта», каждая из которых представляет его потенциальную причину или движущий фактор. Это «ценности», «отношения», «настроения», «информация», «структура» и «интересы». Реальной причиной спора может быть как один фактор, так и два, и более связанных вместе факторов. Факторы конфликта – это движущие силы или побудители конфликтного взаимодействия, определяющие его характер и отдельные черты. Проблемы с информацией могут стать серьезным движущим фактором конфликта. Информационные факторы - связаны с неприемлемостью информации для одной или всех сторон конфлика. Это может быть неточная, неполная информация, дезинформация, преждевременная или запаздалая информация, слухи. Технология регулирования конфликта: Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т. п.
7. Структурные факторы: форма проявления и особенности влияния. Значение.
Факторы возникновения конфликтов (причины):
* информационный, * структурный (объективный), * ценностный, * фактор отношений,
* поведенческий (5 причин-факторов)
Структурный или объективный фактор – конфликты возникают из-за событий, которые невозможно или сложно изменить:
* законы * положения * документы регламентирующие действия * правила * форс-мажорные обстоятельства * болезни, возраст, инвалидность * пол * географическое положение, климат * ресурсы (люди, деньги, время, природные)
8. Ценностные факторы: форма проявления и особенности влияния. Значение.
Ценностные факторы — относятся принципы, которые провозглашаются или отвергаются, которых мы придерживаемся и которыми пренебрегаем, о которых забываем или сознательно и даже намеренно нарушаем; принципы, следования которым другие ожидают от нас, а мы от других. Ценности могут различаться по силе действия и по важности. Они обычно описываются как:
• личные системы верований и поведения (предрассудки, предпочтения,приоритеты);
• групповые (в том числе профессиональные) традиции, ценности, нуждыи нормы;
• способы действия и методы, свойственные отдельным институтам, организациям и профессиям;
• религиозные, культурные, региональные и политические ценности;
• традиционные системы убеждений и связанные с ними ожидания: представления о правильном и неправильном, о плохом и хорошем; способы и методы оценки уместности, эффективности «справедливости», «практичности», «реалистичности»; отношение к прогрессу или переменам, к сохранению старого, к«статус-кво».
9. Факторы отношений: форма проявления и особенности влияния. Значение.
Отношения – это связь или взаимодействие людей или их сообществ между собой или характерная направленность их действий. Согласно теории Эрика Берна каждый человек в процессе взаимодействия играет определенные роли. В своей жизни в зависимости от конкретной ситуации человек может играть несколько ролей. С одними он - друг, с другими- начальник, с третьими – подчиненный и т.д. К сожалению, эти роли мы не всегда играем достаточно успешно. В отношении возникновения конфликта наиболее существенны роли руководителя и подчиненного (ребенка и родителя, старшего, равного, младшего). Берн вводит понятие трансакции – единицы взаимодействия партнеров по общению, сопровождающейся заданием их позиций. Выделяются три основных группы ролей: ребенок – проявляет чувства (обиды, страха, вины…), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы «Почему я?», «За что меня?», извиняется в ответ на замечания; родитель – требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует; взрослый – работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике. Однако может сложиться ситуация, при которой участники взаимодействия определят себе равные роли. При таком разбалансе возможен ролевой конфликт. Взаимодействие людей осложняется тем, что они играют сразу несколько ролей. Существует и другие социально-психологические причины конфликтов: внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других групп; конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами; ограниченные способности человека к децентрации, т.е. изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей; желание получать больше, чем отдавать; стремление к власти; психологическая несовместимость и другие. Личностные причины конфликтов связаны, прежде всего, с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой. Если говорить о причинах конфликтов, которые можно отнести к психологическим, то важной среди них будет следующая.
В процессе социального взаимодействия у человека существует определенный диапазон вариантов ожидаемого поведения, общения, деятельности со стороны другого человека, являющегося партнером по взаимодействию. Варианты поведения могут быть желательными, допустимыми, нежелательными и недопустимыми. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей человека, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Если реальное поведение партнера укладывается в рамки желаемого или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно, если нет -либо прерывается, либо переходит в конфликтную фазу.
Некоторые отношения переходят в конфликты в силу того, что рамки допустимого поведения у человека могут быть заужены в результате его эгоистической ориентации или чрезмерного стремления к лидерству. Рамки допустимого поведения одного и того же человека бывают различными по отношению к разным партнерам. Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта. Соперничество - заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения. Сотрудничество - позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны. Компромисс - предполагает взаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны. Приспособление - основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента. При избегании - участник находится ситуации конфликта, но без всяких активных действий по его разрешению. Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них.
10. Поведенческие факторы: форма проявления и особенности влияния. Значение
Эти конфликты возникают из-за конкретного сию минутного поведения минимум одной из сторон конфликта. То поведение, которое вызывающе агрессивное, угрожающее физической ,экономической, психологической безопасности вызывающее смущение, провоцирующее подрывающее самооценку. Человек всё своё выявляет через поведение. Любой фактор проявляется в поведении.