Лекция 5. Культура общения и особенности ее проявления в деятельности руководителя

Основные понятия:

Не позволяй своему языку опережать свою мысль.

Сократ

Сущность и содержание культуры общения руководителя

Руководитель должен стремиться достичь такого уровня общения, который обеспечивал бы ему полное взаимопонимание с людьми, что возможно лишь при высокой культуре общения.

Культура общения руководителя– это такой уровень развития его коммуникативных качеств, который позволяет эффективно и компетентно выстраивать взаимоотношения с людьми в процессе профессиональной деятельности [17].

По своему содержанию культура профессионального общения руководителя может быть представлена следующими структурными компонентами:

· мотивационно-целевым;

· познавательным;

· информационным;

· организационно-деятельностным.

Мотивационно-целевой компоненткультуры общения характеризует ее мотивационную сторону, элементы которой – положительные мотивы и установки общения, отношение к окружающим, умение привлекать к себе людей, общительность и коллективизм, справедливость и доброжелательность.

Познавательный компонентвключает умение адекватно воспринимать и познавать поведение других людей; войти в образ партнера по общению и почувствовать его социально-психологическое состояние; наблюдать и понимать не только слова, но и мимические и жестовые сигналы собеседника; быть услышанным и понятым другими.

Информационный компонентпредполагает умение точно выражать свои мысли, чувства и отношения с помощью не только речевых, но и неречевых средств общения.

Организационно-деятельностный компонентхарактеризует деятельную сторону культуры общения руководителя, связанную с взаимодействием людей, с организацией их совместной работы. В качестве структурных элементов в этот компонент входят: умение выбирать по отношению к каждому такую форму общения, которая наилучшим образом отвечала бы его индивидуальным особенностям; требовательность к себе и другим в сочетании с уважением, чуткостью, принципиальностью; умение правильно воспринимать и учитывать критику, перестраивая свою деятельность в соответствии с ней.

Для каждого руководителя характерен определенный уровень культуры общения, во многом зависящий от степени развития коммуникативных качеств личности. К таким качествам относятся: уважительность, доступность, привлекательность, внимательность, справедливость, дипломатичность, доброжелательность и др. Формирование этих качеств – важнейшая задача каждого руководителя.

Таким образом, культура общения руководителя подразумевает такой уровень развития его коммуникативных качеств и навыков, который позволяет ему эффективно взаимодействовать с людьми. Она проявляется в конкретных коммуникативных управленческих действиях. Иметь высокий уровень культуры общения для руководителя означает в совершенстве владеть навыками осуществления конкретных коммуникативных действий. Он должен уметь:

· в ситуациях делового общения ставить перед собой комплексные цели и осмысливать полученные результаты;

· продумывать сценарии возможного поведения людей в сложных и экстремальных ситуациях общения;

· выстраивать взвешенную стратегию выхода из конфликтных ситуаций;

· строить социально ориентированное общение с подчиненными и деловыми партнерами;

· правильно выстраивать личностно ориентированное общение с подчиненными и деловыми партнерами;

· эффективно использовать все средства психологической защиты от уловок-манипуляций, используемых партнерами по общению;

· грамотно вести спор, дискуссию и диалог, умело располагать к себе разных по возрасту, статусу, социальному положению партнеров по общению;

· взвешенно и разумно вести переговоры;

· одерживать победу в споре;

· заинтересовывать и при необходимости располагать к себе собеседников;

· общаясь с людьми, грамотно и тактично излагать свои мысли, свободно используя все средства языка и проявляя высокую культуру речи (в ее лексическом, фонетическом и грамматическом аспектах);

· правильно выстраивать и психологически оптимизировать общение с представителями СМИ, государственных и общественных организаций;

· профессионально критиковать своих подчиненных, используя при этом приемы конструктивной критики;

· эффективно выстраивать деловые и субординационные взаимоотношения с начальниками, подчиненными, коллегами по службе;

· создавать здоровые морально-нравственные отношения в коллективе, побуждать коллег к безупречному исполнению их служебных обязанностей;

· во всех ситуациях делового общения соблюдать этикет и нравственные нормы поведения.

Культура общения руководителя наглядно проявляется в сфере межличностного общения. Высокая коммуникативная культура и компетентность руководителя подразумевают овладение конкретными навыками взаимодействия с людьми, такими как умение:

· эффективно устанавливать первоначальный контакт с собеседником, используя при этом эффект первого впечатления;

· ориентироваться в ситуациях общения, наблюдать и оценивать собеседника;

· не только слушать, но и слышать своего собеседника, используя технологию профессионального слушания;

· не просто смотреть на собеседника, но видеть в нем даже то, что скрыто от наблюдения, т.е. выявлять его истинные намерения и мотивы поведения;

· владеть словом, голосом, интонацией, ясно излагать свои мысли, искусно побуждать, а при необходимости бесконфликтно склонять или принуждать собеседника принять свою точку зрения;

· профессионально управлять разговором с помощью правильно сформулированных отрытых, закрытых, информационных, зеркальных вопросов;

· быстро распознавать и эффективно нейтрализовыватъ всевозможные уловки-манипуляции, используемые партнерами по общению;

· искусно вовлекать оппонента в совместную выработку решения;

· убеждать партнера по общению;

· искусно преодолевать фонетический, стилистический и логический барьеры недопонимания в разговорном общении;

· используя сигналы, подаваемые глазами и мимикой собеседника, узнавать его истинное психическое состояние;

· понимать больше, чем произнесено партнером по общению, используя знание о языке жестов и телодвижений;

· управлять инициативой, дистанцией в межличностном общении, располагая тем самым к себе собеседника и подводя его к нужному выводу.

Это лишь неполный перечень тех коммуникативных знаний и навыков, которыми в совершенстве должен владеть руководитель, выполняя свои повседневные служебные обязанности.

Наши рекомендации