Концепция условных рефлексов (Павлов)
Условные рефлексы — это приобретенные в течение жизни каждого человека или животного реакции, с помощью которых происходит приспособление организма к меняющимся воздействиям среды. Для образования условного рефлекса необходимо наличие двух раздражителей: условного (безразличного, сигнального, индифферентного относительно вырабатываемой реакции) и безусловного, вызывающего определенный безусловный рефлекс. Условный сигнал (вспышка света, звук звонка и т. п.) должен несколько опережать по времени безусловное подкрепление. Обычно условный рефлекс вырабатывается после нескольких сочетаний условного и безусловного раздражителей, но в некоторых случаях достаточно одного предъявления условного и безусловного раздражителей, чтобы образовался условный рефлекс.
Например, если несколько раз включать свет лампочки перед тем, как давать собаке пищу, то, начиная с какого-то момента, собака будет подходить к кормушке и выделять слюну каждый раз при включении света еще до того, как ей будет предьявлена пища. Здесь свет становится условным раздражителем, сигнализирующим о том, что организм должен приготовиться к безусловнорефлекторной пищевой реакции. Между стимулом (светом лампочки) и пищевой реакцией формируется временная функциональная связь. Условный рефлекс вырабатывается в процессе обучения, причем связь между сенсорной (в нашем случае— зрительной) системой и эффекторными органами, обеспечивающими реализацию пищевого рефлекса, формируется на основе совмещения условного стимула и безусловного подкрепления его пищей. Итак, для успешной выработки условного рефлекса обязательно соблюдение трех условий. Во-первых, условный раздражитель (в нашем примере — свет) должен предшествовать безусловному подкреплению (в нашем примере — пища). Во-вторых, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньшей, чем безусловного подкрепления. Например, для самки любого млекопитающего крик ее детеныша является заведомо более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление. В-третьих, сила как условного, так и безусловного раздражителей должна иметь определенную величину (закон силы), так как очень слабые и очень сильные раздражители не приводят к выработке стабильного условного рефлекса.
Можно выделить следующие наиболее важные достижения Павловской теории:
1. Создан лабораторный метод объективного изучения приспособительной деятельности человека и животных (метод условных рефлексов).
2. Подчеркивается приспособительно-эволюционный смысл условных рефлексов для животного мира.
3. Предпринята попытка локализовать процесс замыкания временной связи в коре больших полушарий.
4. Констатировал наличие в коре б.п. процесса торможения.
5. Четко сформулировано учение об анализаторах (3 блока в строении любой сенсорной системы).
6. Сформулировал представление о коре как о мозаике из процессов возбуждения и торможения.
7. В конце своей жизни выдвинул принцип системности работы головного мозга.
Первым сформулировал рефлекторную теорию Сеченов. Основные ее положения следующие:
Рефлекс- это своеобразная универсальная форма взаимодействия организма и среды, опирающаяся на эволюционную биологию. Рефлексами называют реакции организма, осуществляемые нервной системой в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей.
Сеченов выделял два рода рефлексов:
1.Постоянные, врожденные, которые осуществляются низшими отделами нервной системы ("чистые" рефлексы).
· Изменчивые, приобретаемые в индивидуальной жизни, которые он считал одновременно и физиологическими, и психическими явлениями.
2. Деятельность нервных центров представляется как непрерывная динамика процессов возбуждения и торможения.
3. Центры головного мозга могут задерживать или усиливать рефлексы спинного мозга.
4. Сеченов вводит понятие "физиологического состояния нервного центра", которое непосредственно связано с биологическими потребностями. Состояние центра представляет собой нервный субстрат потребности.
5. Вводится понятие "ассоциации рефлексов", которое лежит в основе обучения человека и животных.
Однако у Сеченова не хватало экспериментальных подтверждений своих "гениальных догадок". Экспериментально подтвердил и дополнил идеи Сеченова Павлов. Он подкрепил идеи Сеченова научной концепцией условного рефлекса, ввел ее в строгие рамки лабораторного опыта
Итак, основные принципы рефлекторной теории Павлова-Сеченова следующие:
1. Принцип детерминизма (причинности). Этот принцип означает, что любая рефлекторная реакция причинно обусловлена, то есть нет действия без причины. Всякая деятельность организма, каждый акт нервной деятельности вызван определенным воздействием из внешней или внутренней среды.
2. Принцип структурности. Согласно этому принципу каждая рефлекторная реакция осуществляется при помощи определенных структур мозга. В мозге нет процессов, которые не имели бы материальной основы. Каждый физиологический акт нервной деятельности приурочен к какой-либо структуре.
3. Принцип анализа и синтеза раздражителей. Нервная система постоянно анализирует (различает) с помощьюрецепторов все действующие на организм внешние и внутренние раздражители, и на основе этого анализа формирует целостную ответную реакцию - синтез. В мозге эти процессы анализа и синтеза происходят непрерывно и постоянно. В результате организм извлекает из среды нужную для себя информацию, перерабатывает ее, фиксирует в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами и потребностями.
Учение о сигнальных системах было создано И. П. Павловым. Общим свойством ВНД для животных и человека является синтез и анализ непосредственных конкретных сигналов (предметов, явлений и др.), поступающих из окружающей среды, что представляет собой первую сигнальную систему (сигналы действительности). Конкретные сигналы через соответствующие специфические рецепторы и структуры адресуются определенным структурам мозга, в том числе, обязательно корковым центрам.
Первая сигнальная система является общей для животных и человека. У человека же, в отличие от животного, имеется вторая сигнальная система, связанная со словесными раздражителями и речью (слова – это сигналы сигналов). Слова как система сигналов состоит из набора многочисленных слов, которые человек видит (при чтении) или слышит. Импульсы второй сигнальной системы адресуются соответствующим специфическим центрам второй сигнальной системы, расположенным в коре головного мозга.
Вторая сигнальная система имеет свою сложную эволюцию, носит социальный характер, так как связана с общественно-трудовой деятельностью человека. Именно в процессе трудовой деятельности появилась необходимость общения между людьми, средством которого и явилась вторая сигнальная система. И. П. Павлов говорил, что вторая сигнальная система представляет собой чрезвычайную прибавку к ВНД человека, это наше лишнее, добавочное, социальное и есть человеческое. Слово, хотя и является реальным раздражителем для человека, принципиально отличается от раздражителя первой сигнальной системы тем, что в нем отражаются не только конкретные, а наиболее существенные основные его свойства, которые носят обобщенный и абстрагированный характер.
Как известно, на любое слово у животного можно выработать условный рефлекс, причем в основе этого сложного нейрофизиологического процесса лежат те же самые закономерности, какие имеют место при образовании любого условного рефлекса: формирование временных связей в результате иррадиации процесса возбуждения из первой сигнальной системы на вторую. Однако, для животного слово является просто звуковым раздражителем, в то время как человек в результате абстрактного мышления вкладывает в слово определенный смысл.
Первая и вторая сигнальные системы постоянно взаимодействуют между собой. Принято считать, что вторая сигнальная система формируется на базе первой. Первая сигнальная система по отношению ко второй является проводником действительности (И. П. Павлов). Отсюда, объем и качество второй сигнальной системы определяется такими же параметрами первой сигнальной системы. Однако, как только сформируется вторая сигнальная система, она начинает выступать по отношению к первой в роли высшего регулятора.
Доказательством этого являются:
1) Ориентировка в окружающей среде у человека происходит через образование обобщенных понятий, через мышление и слова, связанные с ним.
2) Эксперименты свидетельствуют, что на подачу слова, обозначающего действие определенного безусловного раздражителя, возникает реакция организма более сильная, чем на непосредственное действие этого раздражителя
Особенности высшей нервной деятельности человека:
1. Высшая нервная деятельность – это приобретенная условно-рефлекторная деятельность человека, по сравнению с животным, она несомненно более разнообразнее и богаче, что связано с образованием колоссального количества временных связей и их более сложными взаимоотношениями. Отсюда следует и значительно более сложные формы поведенческой деятельности человека в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
2. ВНД человека социально обусловлена. Практически каждый раздражитель, действующий на организм человека, социально преломляется, что обуславливает самые сложные формы приспособительной деятельности. Хотя за рубежом и существует наука “зоосоциальная психология”, тем не менее, в животном мире господствуют биологические законы, по которым в природе выживает сильный. Возьмем элементарный пример из жизни: праздничная демонстрация действует на представителей животного мира как обычный раздражитель окружающей среды, у человека происходит социальное преломление. Одни люди к ней относятся положительно, а другие враждебно (зависимости от их отношения к данной общественной формации).
3. Как было отмечено выше, у человека имеется вторая сигнальная система, которая усложняет его ВНД. Именно вторая сигнальная система позволяет человеку абстрактно мыслить с вытекающими отсюда сложными реакциями организма и поведенческой деятельностью в окружающей среде.