Моделирование и экспериментирование как методы решения управленческих проблем

Началом интенсивного развития теории принятия уп­равленческих решений как научной дисциплины можно считать 40-е годы XX века, когда во время второй мировой войны в Англии группе ученых было поручено решить такие сложные управленческие проблемы, как оптимальное размещение объектов гражданской обороны, огневых по­зиций, оптимизация глубины прорыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов.

В 50—60-е годы сложившаяся система методов приня­тия управленческих решений была переосмыслена и сфор­мулирована в виде специально возникших научных дисцип­лин, таких, как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др. Эти науки опе­рируют главным образом с количественными данными, кри­териями и оценками. В последующие годы основное внима­ние стали уделять математическим (количественным) аспек­там решения управленческих задач, используя в качестве методов наблюдение, формулирование гипотезы, модели­рование. Широко использовались физические, имитацион­ные, математические модели. Например, очень известны модели теории очередей* или оптимального обслуживания, . модели управления запасами, линейного программирования, экономического анализа и др. Однако многие аспекты ме­неджмента не подпадают под методы количественного ана­лиза. Многие проблемы могут быть решены лишь с исполь­зованием методов качественного (неколичественного) ана­лиза. Такие методы существуют и успешно используются в теории принятия решений. Они позволяют получать и ана­лизировать качественную (неколичественную) информацию. Это методы экспертного оценивания, монокритериального анализа, содержательного анализа ситуаций и др.

Современная наука в области принятия управленческих решений поднялась на качественно новый уровень. В настоя­щее время разработаны эффективные управленческие техно­логии, характерные для современных организаций. Исполь­зуется вычислительная техника, способная оперировать боль­шим объемом количественной и качественной информации; созданы компьютерные системы поддержки принятия реше­ний, автоматизированные системы экспертного оценивания. Они используются в процессе принятия решений и позволя­ют принимать эффективные решения в сложных ситуациях.

В практике управления широко используются модели процесса принятия решений. Моделирование собственно процесса принятия решений позволяет сделать существен­ный шаг в сторону количественных оценок результатов принимаемых решений. При этом роль качественного (не­количественного) анализа не принижается.

Использование моделирования процесса принятия уп­равленческих решений позволяет поднять его на качественно новый уровень, разработать и внедрить в практику приня­тия управленческих решений современные технологии.

Профессиональное использование моделей процесса принятия решений позволяет менеджеру контролировать интуитивные соображения при принятии решений, в част­ности обеспечивать большую степень непротиворечивости и надежности принимаемых управленческих решений. Сле­дует понимать, что модель позволяет найти рациональное решение лишь для упрощенного варианта ситуации приня­тия решения. Поэтому нельзя акт принятия решения пере­кладывать только на заложенные в компьютер модели си­туации и полученные с их помощью альтернативные вари­анты управленческих решений. Они носят лишь рекомен­дательный характер и способствуют разработке эффектив­ного управленческого решения.

Решение, найденное с помощью моделирования ситуа­ции принятия решения, необходимо проанализировать с точки зрения полноты учтенных в ней факторов и в случае необходимости внести коррективы либо уточнить соответ­ствующим образом используемую модель.

При принятии особо важных решений могут использо­ваться несколько моделей, описывающих ситуацию приня­тия решения с разных сторон.

Окончательное решение принимается на основании со­поставления результатов, полученных с использованием различных моделей ситуации.

На завершающей стадии решающее значение приобре­тает искусство принятия решения.

При моделировании процесса принятия решений надо иметь четкое представление о базисных элементах таких моделей:

• ситуация принятия решения;

• время для принятия решения;

• ресурсы, необходимые для принятия решения;

• ресурсы, которыми располагает организация;

• система управляемых факторов;

• система неуправляемых факторов;

• система связей между управляемыми и неуправляе­мыми факторами;

• альтернативные варианты решений;

• система критериев (оценочная система) для оценки результатов принимаемых решений.

Важно, чтобы используемая в процессе принятия управленческого решения модель была адекватна ситуации принятия решения. Это означает, что модель должна:

• соответствовать структуре и свойствам объекта управ­ления;

• особенностям и возможностям создания используе­мых методов моделирования и экспериментов, про­водимых на базе используемых моделей;

• соответствовать требованиям решаемой управленчес­кой задачи.

Модели процесса управления различаются между со­бой. Но никакая модель не может учесть абсолютно все факторы. Однако профессионально разработанная модель отличается тем, что позволяет учесть наиболее существен­ные из них.

Приведем экономико-математическую модель выбора первоочередных (приоритетных) проблем, стоящих перед организацией для их первоочередного решения, построен­ную с использованием методов смешанного линейного и целочисленного программирования.

Поскольку один из основных аспектов управления орга­низацией — распределение ресурсов, а определение перво­очередности решения проблем, стоящих перед организаци­ей, и есть по существу задача рационального распределения ресурсов, то модель определения первоочередных про­блем целесообразно рассматривать как модель оптимального распределения ресурсов, исходя из сравнительной эко­номической эффективности заказов и проблем, соответ­ственно выполняемых или решаемых организацией.

Пусть имеется перечень из n (i= 1, ..., n) заказов, которые может выполнять организация в рассматриваемый промежу­ток времени, Hm(i = l,...,m) проблем, которые возникают в рассматриваемый период и требуют своего решения.

Ожидаемая прибыль при выполнении i-ro заказа рав­на С1 При решении j-й проблемы может быть получена дополнительная прибыль D, (если дополнительной при­были при решении этой проблемы нет, то D. = 0), Если же эта проблема не решена, то организация понесет поте­ри - Z..

Обозначим через Хi — переменную, соответствующую заказу с номером i и принимающую значения от X. min до Ximix — от минимально возможного уровня обеспечения i-ro заказа ресурсом до максимально возможного.

Суммарный ресурс k-го вида обозначим Rk. Через Rik обозначим количество ресурса k-ro вида, необходимое для выполнения i-ro заказа, а через Rk — количество ресурса k-го вида, необходимое для решения j-й проблемы.

Тогда задача оптимального распределения ресурсов для организации формулируется следующим образом:

1=1

С,Х, + f,DjYj + £Z,(г, -1)->max,

при ограничениях

Ximax > Xi > Ximin'

Y. = i, если j-я проблема решена организацией, 0 — в про­тивном случае.

Можно непосредственно убедиться в том, что сформу­лированная выше экономико-математическая модель содер­жит как задачу определения первоочередных заказов для выполнения, так и задачу определения первоочередных проблем, стоящих перед организацией для их решения.

Чтобы получить первую из упомянутых задач, доста­точно положить значения переменных Y. = 0, j = 1,..., m. А чтобы получить вторую задачу, достаточно положить значения переменных Xj = 0, i — 1, ..., п.

Решение первой из задач позволит нам определить пер­воочередные заказы, которые целесообразно выполнить организации, если предполагается, что решение возникаю­щих проблем не решается за счет этих же ресурсов.

Решение второй задачи позволит определить первоочеред­ные проблемы, которые надо решить организации, если эти же ресурсы не могут потребоваться для выполнения заказов. Решение же полной задачи, сформулированной выше, по­зволит определить заказы, которые необходимо выполнить в первую очередь при наличии стоящих перед организацией про­блем, и проблемы, которые необходимо выполнить в первую очередь при наличии у организации потока заказов.

Таким образом, только полная задача, соответствующая сформулированной выше экономико-математической мо­дели, позволит дать ответ на вопрос, какие заказы и какие проблемы необходимо решать в первую очередь при имею­щихся в распоряжении руководителя организации ресурсах. Все большее признание среди менеджеров получает та­кой метод, как экспериментирование. У нас в России про­водятся экономические реформы, и многие управленчес­кие нововведения требуют экспериментальной проверки. С помощью экспериментов ведется и сам поиск научно обо­снованных нововведений, которые будут полезны для ре­шения целей и задач организации. Ценность управленчес­кого экспериментирования состоит не только в его практи­ческой направленности на решение проблем управления, но и в том, что оно служит источником новых идей, гипо­тез, теоретических положений, т.е. позволяет комплексно подойти к исследованию проблем теории и практики уп­равления.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт) — один из основных методов научного познания. Экспери­мент предполагает активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, который осуществляет планомер­ное изменение одного или нескольких факторов и регист­рирует изменения в изучаемом объекте. С помощью экспе­римента проверяют те или иные гипотезы, нововведения и изменения в системе управления предприятием. Управлен­ческой наукой накоплен большой опыт проведения экспе­риментов. При проведении эксперимента необходимо обес­печить соблюдение следующих принципов:

• целенаправленность, означающая, что эксперимент проводится ради определенной цели. Эта цель долж­на быть научно обоснована и конкретно сформулиро­вана. Иначе непонятно, дож чего проводится экспе­римент;

• «чистота» эксперимента, т. е. эксперимент должен ста­виться таким образом, чтобы нейтрализовалось вли­яние условий и факторов, искажающих его ход и ре­зультаты;

• четкое установление зоны эксперимента (его границ). Исследователь должен четко представлять место про­ведения эксперимента, его временные рамки, коли­чество и состав участников.

Эксперимент по управленческим нововведениям дол­жен иметь следующие виды обеспечения:

— научное и методологическое обеспечение, состоящее из обоснования необходимости проведения эксперимента, формулирования его целей, задач и содержания, разработ­ки гипотез, идей, теоретических положений, требующих экс­периментальной проверки, разработки принципов и усло­вий проведения и т.д.;

— организационное обеспечение, предусматривающее необходимость выбора объектов экспериментирования и контроля, разработки инструктивных материалов по порядку проведения эксперимента, его срокам, процедурам, участ­никам, распределению ответственности между ними и т.д.;

— методическое обеспечение, т.е. разработку комплек­са методических материалов по всем аспектам проводимо­го эксперимента в рамках этапов подготовки, проведения, анализа, оценки результатов, принятия решений;

— кадровое и социальное обеспечение, предусматрива­ющее специальную подготовку кадров для участия в экспе­рименте и привлечение специалистов других профилей для обеспечения комплексности, а также проведение инструк­тивных и разъяснительных совещаний с участниками экс­перимента;

— информационное и управленческое обеспечение, да­ющее ясное представление об объеме и содержании необ­ходимой информации, о возможностях механизации и ав­томатизации информационных процедур, а также о про­цессе управления экспериментом;

— экономическое обеспечение, в состав которого вхо­дит определение условий финансирования и необходимых ресурсов по видам, а также разработка вопросов стимули­рования участников эксперимента.

Можно выделить три возможных результата управлен­ческого эксперимента:

1. Управленческое решение о принятии или об отрицатель­ной оценке проверяемого нововведения.

2. Формулировка, научное и практическое обоснование но­вых теоретических и методических положений науки управления.

3. Развитие системы методов научного менеджмента, по­вышение их научной обоснованности.

Все методы, существующие в рамках теории принятия решений, используются для того, чтобы увеличить способ­ность руководства к принятию обоснованных объективных решений в сложных управленческих ситуациях и тем са­мым повысить эффективность организации.

Ключевые термины и понятия

Моделирование — исследование явлений, процессов путем пост­роения и изучения их моделей; использование моделей для определения поведения и характеристик реальных событий.

Модель — копия, или аналог изучаемого явления, процесса, от­ражающая существенные свойства моделируемого объекта с точки зрения исследования.

Незапрограммированное решение — выбор, который делается в новой или неопределенной ситуации с неизвестными факто­рами воздействия.

Ограничения — условия, учитываемые при решении управлен­ческой задачи. Они определяют .область возможных решений, в которой находятся допустимые и оптимальные решения.

Проблема — это сложный вопрос, задача, требующая уяснения, изучения, оценки и разрешения.

Решение — осмысление проблем и выбор альтернативы, направ­ления действия для разрешения проблемы.

Эксперимент — метод научного познания, предполагающий ак­тивное вмешательство в ситуацию, изменяя ее факторы и от­мечая изменения в изучаемом объекте.

Контрольные вопросы и задания

1. Какова роль управленческого решения в управлении органи­зацией?

2. Какие виды управленческих решений выделяют?

3. Каковы различия между запрограммированными и незапрограммированными решениями?

4. Каковы различия между решениями, основанными на сужде­ниях, и рациональными решениями?

5. Опишите этапы рационального разрешения проблемы.

6. Перечислите требования, предъявляемые к управленческому решению.

7. Назовите составляющие эффективности принимаемого решения.

8. Можно ли доверить принятие управленческого решения ком­пьютеру?

9. Как используются современные технологии при разработке управленческого решения?

10. Примите правильное решение:

а) как менеджер крупного предприятия, занимающего моно­польное положение в области безалкогольных напитков, приведите доводы против принятия антимонопольного за­конодательства;

б) как глава комиссии по антимонопольному регулированию приведите доводы в пользу принятия антимонопольного законодательства;

в) как потребитель продукции, на чью сторону фы станете в случае опроса мнений?

Ответы:

а) экономия на масштабах производства, отлаженность дей­ствий, возможность контроля принятия решений;

б) завышенные цены, нарушение доступа к информации, за­медление внедрения новшеств;

в) определите самостоятельно.

Наши рекомендации