Тематическое моделирование



Важным моментом в развитии объемно-пространственного мышления занимает тематическое макетирование.

Оно помогает освоить технические навыки изготовления макетов, изучить основные закономерности композиционного построения способствует развитию творческого мышления и технической интуиции.

Выбор схемы композиционного решения обусловлен исходными требованиями или творческим выбором автора и базируется на целостности образного и стилевого решения. Однако овладеть знаниями композиции, не приобретя собственного опыта, практически невозможно. Поэтому мы предлагаем ряд проектных заданий с последовательным усложнением поставленных задач.

В предыдущих главах рассматривались способы изготовления макетов из плоских, линейных и объемных элементов. Творческие задания использовали полученные знания и были направлены на составление объемно-пространственных композиций из этих элементов. В настоящей главе ставиться более сложная задача - изготовление объемно-пространственных форм, содержащих несколько объемных элементов, соединенных между собой общим композиционным решением.

Процесс макетного моделирования делится на две части: процесс творческого поиска и окончательный вариант решения. На первом этапе делается эскиз. В нем происходит поиск общей формы, замена деталей, подбор цвета и фактуры, то есть выбираются средства раскрытия образа.

После получения гармоничного решения в эскизном варианте, можно приступать к выполнению чистового макета. Темы или для объемно-пространственного моделирования могут быть самыми разными. Например - «детская площадка», «эстрада», «беседка», «башня», «противостояние», «граница».

тематическое моделирование - student2.ru
Рис. 195

тематическое моделирование - student2.ru
Рис. 196

тематическое моделирование - student2.ru

Самостоятельная работа

Упражнение1.


Объемно-пространственный макет на тему «Работа мастера».

Цель задания. Выполнение в макете графической работы мастера.

Методические указания. Ознакомиться с работами известных художников, архитекторов, скульпторов и др. Выбрать графическое произведение искусства (рисунок, плакат, фотографию рельефа, и т. д.) зарисовать или скопировать его на лист.

Осмыслить произведение, обобщить его и подобрать подходящую технику для перевода его в макет. Выполнить карандашный эскиз будущего макета, а затем сам макет. На рис. 195-200 приведены примеры подобных работ. Все они выполнены под влиянием работ мастеров рисунка, живописи, скульптуры или каких-либо памятников архитектуры.


Упражнение 2
. Организация объемно-пространственной среды из простых геометрических форм.

Цель задания
. Найти связь и пропорциональные соотношения между отдельными видами форм.

Методические указания.В этом задании пропорции одного из объемных элементов могут доминировать. При этом они не должны сильно превалировать по отношению к общему композиционному решению, а должны гармонично вписываться в предложенную композицию (рис. 201).

тематическое моделирование - student2.ru
Рис. 201


Упражнение 3
. Выполнить макет объемно-пространственной формы светильника.

Цель задания
. Выявить строение формы и найти художественно-образное решение темы (рис. 202).

Методические указания
. Макеты выполняются с использованием простых геометрических тел. Выполнение макета происходит в две стадии. Сначала делается черновой или рабочий макет. На этой стадии уточняются общие пропорции и соотношения форм, определяются места крепления или врезок, подбирается гамма общего цветового решения композиции. И только затем макет разбирается и на его основе изготавливается чистовой вариант.

Композиция должна быть динамичной, контрастной. Рекомендуется использовать цвет. Структурных ограничений нет, возможно использование любых форм.

тематическое моделирование - student2.ru
Рис. 202


Упражнение 4-5
. Выполнить два контрастных макета «Рассвет» и «Сумерки» (рис. 203, 204).

Цель задания.
Научиться передавать в объемно-пространственной форме настроение, выраженное с помощью ассоциаций.

Методические указания
. Композиция должна носить отвлеченную форму и выглядеть спокойной и уравновешенной относительно центра и границ общей формы. В ней должно отсутствовать зрительное движение по преобладающему направлению

тематическое моделирование - student2.ru
Рис. 203

тематическое моделирование - student2.ru
Рис. 204


Упражнение 6:


Цель задания:

Освоить основные принципы метро-ритмических закономерностей.

Методические указания.


1. Разработать две фронтальные поверхности при помощи

а) простого метрического ряда,

б) простого ритмического ряда.

2. В композициях использовать сходные членения или ломаные (в сечении прямоугольные, трапециевидные или треугольные), или дугообразные (как вогнутые, так и выпуклые членения).

3. Выделить композиционный центр.

Требования:

1. Макет выполняется на прямоугольном подмакетнике размером 10x25 см или 15x25 см.

2. Используются две фронтальные прямоугольные плоскости размером 15x20 см или 10x20 см.

3. Размеры прямоугольных членений в ширину от 1 до 3 см, в глубину от 0,5 до 2 см, дугообразных - в ширину от 2 до 5 см, в глубину от 1 до 3 см.


Упражнение 7
. Выполнить макет игрового элемента на детской площадке.

Цель задания
. Создание художественно-образного решения по заданной тематике.

Методические указания
. Композиция должна иметь абстрактный вид. Структурных ограничений нет, возможно использование любых форм.


Упражнение 8.
Соответствует упражнению №7, но выполняется из нескольких элементов.

Цель задания.
Развитие представлений об использовании средств композиционного построения для создания образа пространства определенного назначения.

Методические указания.
Общее композиционное решение можно выполнить с использованием метроритмической закономерности и цвета. Необходимо выявить композиционный центр в виде площадки, и придать остроту общему решению композиции (рис. 205).

тематическое моделирование - student2.ru
Рис. 205


Упражнение 9. Придумать поздравительную открытку в макетном исполнении (рис. 205).

Цель задания
. Найти связь, пропорциональные соотношения и метроритмические закономерности в построении композиции.

Методические указания.
Композиция должна быть гармоничной и иметь выраженный композиционный центр. Возможно использование шрифта.


Наши рекомендации