Детская субкультура как средство регуляции взаимоотношений в детском сообществе

Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.

Разнообразны функции детской субкультуры. Одна из важнейших — «регулирование взаимоотношений между членами детского игрового сообщества и отношений с окружающим миром природы и миром взрослых». Выделяют коммуникативную субкультуру (те знания и умения ребёнка, которые проявляются в отношениях со сверстниками и взрослыми и являются не только важным фактором развития личности, но и выполняют своего рода психотерапевтическую функцию).

На первый взгляд может показаться, что коммуникативной субкультурой являются те элементы, которые применяются в процессе общения (например, мирилки, дразнилки, считалки). Но они являются и своего рода тренингом тревожности, боязни посещения страшных мест, темноты (страшные истории). Они служат и психологическим средством владения собой, тренировкой коммуникативных навыков, а также инструментом для решения регуляторных проблем (считалки) и т.д.

Ребёнку, владеющему коммуникативной детской субкультурой, в стрессовой ситуации не надо судорожно придумывать ответ, так как он уже заранее готов, он может совладать со своими эмоциями, оценить партнёра. Владея навыками саморегуляции, ребёнок тем самым как бы застраховывает себя от обид, наносимых его честолюбию и гордости. И не случайно коммуникативную составляющую детской субкультуры многие специалисты рассматривают как основной её компонент.

Как жизненные наблюдения, так и специальные исследования свидетельствуют: дети различаются по этому показателю. Так, в исследовании О.В. Стрелковой, проведённом со старшими дошкольниками, выявлено три уровня сформированности коммуникативной составляющей детской субкультуры у воспитанников дошкольных учреждений (низкий, средний, высокий). Например, детям с высоким уровнем характерно знание значительного числа стихотворных текстов мирилок, дразнилок, отговорок, считалок, а также приводить примеры детских суеверий и т.д. В процессе игровой деятельности такие дети по собственной инициативе уместно используют коммуникативные элементы детской субкультуры. Замечено при этом, что они активно употребляют в речи считалки, мирилки в построении оптимальных отношений со сверстниками, в урегулировании конфликтов с гуманных позиций.

Дошкольники, использующие коммуникативные составляющие субкультуры в негативных целях (для запугивания, манипуляции), занимают неблагоприятное положение в системе межличностных отношений детской группы. Установлена следующая закономерность: чем выше показатели коммуникативной компетентности ребёнка в области детской субкультуры, тем успешнее навыки саморегуляции поведения в детском сообществе, а, следовательно, и эмоциональное благополучие ребёнка в группе.

Итак, детская субкультура является регулятором межличностных взаимоотношений детей, владение элементами которой обеспечивает налаживание отношений со сверстниками, а также является фактором формирования личности ребёнка, его психологического здоровья.

12. Сущность функции социального контроля детской субкультуры.

Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.

Функция социального контроля самого детского сообщества над сохранением детства через средства ожидания, признания, отчуждения, остракизма и т.п., но не через прямое принуждение.

13. Роль детской субкультуры в удовлетворении потребностей детей. Виды потребностей.

Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.

Ребенок посредством субкультуры удовлетворяет потребности:

- изоляция от взрослых,

- близости, интимности вне семьи,

- самостоятельности,

- отстранении от групп ровесников, чуждых по духу, интересам;

- участии в социальных изменениях,

- самопознании.

Удовлетворяя потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, детская субкультура оказывает влияние на воспитание таких социально значимых качеств как социальная уверенность, активность, самостоятельность, инициативность. Так, например, дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность и выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание.

Ребенок принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, развлекается, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих.

14. Источники развития детской субкультуры

Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.

Источники и условия развития:

- консервативность (сохраняющиеся веками формы – игры, считалки и др.),

- динамичность (постоянное обновление субкультурных инвариант – игр, дразнилок),

- трансформация элементов общей культуры и субкультур (молодежный сленг),

- конструирование социальной реальности через воссоздание «социальных изобретений детского сообщества».

15. Специфические проявления субкультуры детей дошкольного возраста

Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.

Дети дошкольного возраста транслируют субкультуру исключительно через детский рисунок, детские поделки (например, секретики) и устное творчество. Специфические проявления субкультуры дошкольного возраста:

- речевая деятельность ребёнка (словотворчество, сленг, стихи-дразнилки, считалки и т. д.),

-обычаи,

- коллективные игры,

- атрибутика,

- предметы собственных ценностей.

16. Специфические проявления субкультуры школьного возраста

Субкультура– это набор норм, ценностей, правил, отличающих определенную группу людей от большинства общества.

Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.

Субкультуру школьного периода можно дифференцировать тремя периодами: начальные классы (дети 6/7-10/11 лет), среднее звено (дети 11/12-15/16 лет - подростки) и старшее звено (16-18 лет).

До 8 — 10 лет в детских сообществах наблюдаются преимущественно стихотворные жанры фольклора и правового быта. В 11 — 13 лет в общении между детьми используются прозаические тексты демонстративного или юмористического содержания. А в 14 — 17 лет — это песни, пародии, анекдоты, "черный юмор" как особые средства приобретения социального статуса среди сверстников и удовлетворения потребности подростков в коммуникации, а также в приобретении стиля поведения, моды.

- начальные классы - мифотворчество, наделение прозвищами,

- подростки – детский правовой кодекс, самоназывание. Подростковая субкультура сильно ориентирована на внешние атрибуты. Культивируются особые формы общения, характерные отличия в одежде, прическах.

- ранняя юность – философствование.

17. Детская субкультура как средство самовыражения ребенка и конструирования детской картины мира

Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.

Детская картина мира – особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому, формирующаяся в детской субкультуре. Она представляет собой расширяющееся с возрастом ребенка физическое пространство, в котором располагается социальное пространство людей (реальных или воображаемых), с которыми ребенок себя в той или иной степени идентифицирует. Посредством системы значений в сознании ребенка предстает модель мира, включающая окружающий мир предметов, людей (взрослых и сверстников), самого себя.

Эта ментальная модель создается ребенком в соответствии с его ожиданиями, определяющими вероятностный характер событий его жизни, поведения и деятельности взрослых и сверстников. В содержании ДКМ представлены особенности переживания ребенком индивидуального психологического времени личности: образ Я в настоящем, прошлом и будущем. Она создается посредством функционирования механизма интериоризации в процессе взаимодействия ребенка с предметами и его совместной деятельности со взрослыми.

Согласно В.В. Абраменковой, ДКМ как составляющая структуры образа мира ребенка включает совокупность его смысловых отношений в системе следующих социально-психологических пространств:

1) физическое пространство отношений к окружающей среде;

2) социальное пространство отношений к другим людям (взрослым и сверстникам);

3) моральное пространство норм и ценностей; 4) личностное пространство отношений к себе и своему будущему.

Развитие ДКМ динамично и зависит от социальной ситуации развития, доминирующих потребностей ребенка и степени их удовлетворения, его ценностей, личностных смыслов, образа жизни детской личности (эпохи, культуры, социальных, экономических, психологических и других факторов).

В индивидуальной картине мира ребенка значительное место занимает образ будущего. Экспериментально обосновано, что дети всех возрастных групп отражают позитивные представления о своем будущем в детской картине мира, социальное пространство воспринимается детьми как разделенное на две части – отношения со взрослыми и отношения сверстниками. При этом отношения со сверстниками в целом характеризуются позитивной эмоциональной модальностью, а мир взрослых представлен в картине мира ребенка как отделенная от него, а иногда и угрожающая реальность. Дети наделяют враждебный в их представлении взрослый мир символикой неблагополучия, опасности, дискомфорта. Во многих рисунках школьного класса у детей младшего школьного возраста образ учителя либо вовсе отсутствовал, либо был отражен с признаками агрессии.

В содержании детской картины мира выявляются не только актуальные для массовой культуры стереотипы социального поведения, но и социогенетические инварианты – относительно устойчивые во времени и пространстве образы, модели, жанры, тексты, представляющие собой продукты культуры различных эпох, следы культурно-исторической памяти человечества, передаваемые из поколения в поколение детей. К социогенетическим инвариантам относят некоторые из детских игр, заимствованные из обрядовых мистерий, а также детскую сказку как выделившийся из мифа жанр устного народного творчества.

Детский рисунок, выступая средством психодиагностики особенностей познания ребенком действительности и формой отражения социального опыта, способен передать различные уровни миропонимания и мироощущения ребенка: от непосредственного отображения знакомых визуальных форм до глубинного, смыслового выражения своей личности, индивидуального отношения к миру и к тому, каким ребенок хочет видеть этот мир.

Таким образом, для исследования детской картины мира в социальной психологии детства используется метод воссоздания (микроконструирования) детской картины мира. Он включает: анализ образа социального мира ребенка, опредмеченного в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях, смысловых пространствах отношений, визуальных архетипах, социогенетических инвариантах, визуальных социотипах, визуальных стереотипах, мифологической структуре сознания ребенка, визуальной модели мира.

18. Социально-психологическая характеристика детского сообщества как создателя и носителя детской субкультуры.

Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.

Носитель детской субкультуры – детское сообщество, формируемое в силу половозрастного рассмотрения общества на ранних ступенях социогенеза.

Носители детской субкультуры — детская группа, детское сообщество, формирующееся на достаточно ранних ступенях социогенеза человечества и индивидуальной истории человека в процессе совместной деятельности детей, направленной на овладение и воспроизведение ими общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений.

Детская группа (группа сверстников) – сообщество детей одного возрастного диапазона, объединенных совместной деятельностью и сопереживанием. Она возникла на ранних ступенях социогенеза как организованная форма активности индивидов, направленная на овладение и воспроизведение ими общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений. Детская группа, подчиняясь основным социально-психологическим закономерностям, имеет собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и особенностями детской субкультуры, а также специфической ролью сверстников в социализации ребенка.

Развитие отношений ребенка осуществляется в онто-и социогенезе в контексте важнейших социальных групп – семьи и детского сообщества. Детское сообщество является самым первым и наиболее древним институтом социализации ребенка. Для определения степени значимости социальной группы для ребенка в исследованиях под руководством В.Абраменковой была разработана и апробирована методика моделирования ребенком социального пространства – «Проксиметрия». Суть методики заключается в том, что ребенку в значимых для него ситуациях: радости, праздника и неблагополучия, болезни – предоставляется возможность самому строить свое социальное окружение, социальное пространство – значимых для него взрослых и сверстников, т. е. ребенок формирует свою референтную группу в символической форме. Это позволило исследовать и локус ориентации детей на различные социальные группы, и степень значимости их для ребенка

Существует распространенное мнение о том, что для ребенка семья является наиболее референтной группой вплоть до подросткового возраста. Это значит, что группа сверстников лишь к юношескому возрасту может приобрести свойство референтности. В этом, на первый взгляд, бесспорном факте, исследователи усомнились и провели комплексное психодиагностические исследование. Установлено следующее: происходит общий рост личностной значимости социальной группы в образе мира ребенка от пяти к восьми годам, сопровождающийся ростом значимых других и индивидуализацией «Я». Высокая выраженность ориентации ребенка на семью по сравнению с формальными группами детского сада и школы с возрастом снижается. Данные, полученные с помощью методики «Проксиметрия», существенно отличаются от данных других методик: здесь ребенок выбирает прежде всего сверстников. Это значит, что конструирование ребенком желаемого для себя социального пространства в ситуации эмоционального сопереживания (сорадования и сострадания) происходит преимущественно в горизонтальной плоскости отношений. В «наклонной» плоскости отношений ориентация ребенка – дошкольника на то или иное социальное окружение решается, естественно, в пользу взрослых, а не сверстников, поскольку отражает реальные жизненные ситуации – с одной стороны, и стремление ребенка стать взрослым – с другой. В то же время, как показали дальнейшие исследования с детьми шести, семи и десяти лет, тенденция ориентации на сверстников с возрастом усиливается.

Итак, локус ориентации, т.е. свойство группы выступать субъектом влияния на развитие личности ребенка, перемещается в процессе его жизненного пути в направлении от социальных групп взрослых на социальные группы сверстников, но только гармоничное сочетание этих позитивных влияний способно дать ребенку полноценное личностное развитие в социальном мире.

19. Содержание детской субкультуры: проблема трансформации в современном мире

Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.

В содержание ДС входят как актуальные для официальной культуры особенности поведения, сознания, деятельности, так и социокультурные инварианты, элементы различных исторических эпох, архетип коллективного бессознательного и др., зафиксированные в детском языке, мышлении, играх, фольклоре.

Содержание детской субкультуры. Это тот мир, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза, его составляют:

- традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания);

- детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки);

- детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места);

- детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки);

- детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы);

- детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.);

- детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы);

- эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, «секреты»);

- наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Проблемы современности:

- трансформация игровой культуры детей,

- сужение игрового пространства,

- «Уценка» роли игры в развитии ребенка.

Варианты проявления детской субкультуры:

- верования и молитвы,

- страшилки и антистрашилки, садистские стишки,

- прозвища, дразнилки, самоназывание,

- коллекционирование,

- детский эротический фольклор.

Содержание детской субкультуры может меняться в зависимости от возрастных характеристик детей, например, если до 8-10 лет в детских сообществах наблюдаются преимущественно стихотворные жанры фольклора и правового быта, то в 11-13 лет в общении между детьми используются прозаические тексты демонстративного или юмористического содержания, а в 14- 17 лет – это песни, пародии, анекдоты, «черный юмор» как особые средства приобретения социального статуса среди сверстников и удовлетворения потребности подростков в коммуникации, а также в приобретении стиля поведения, моды.

Изменение содержания и форм детского фольклора можно проследить на примере страшилки. В середине 80-х годов появилась в среде подростков еще одна форма страшилки – так называемые «садистские стишки», типа: «Дети в подвале играли в гестапо. Зверски замучен слесарь Потапов». Развитие данных форм детского фольклора в последние годы, безусловно, свидетельствующих об изменениях детского сознания в сторону его демонизации, требует пристального изучения подобных трансформаций в детской субкультуре.

20. Основные черты и современные проявления детской субкультуры

Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.

Основные черты и проявления детской субкультуры:

- трансформация детской субкультуры

- оппозиция между культурой для детей и собственно детской субкультуры

- инкультурационные процессы вследствие масштабных миграций населения мира.

Основные черты и проявления детской субкультуры в разные возрастные периоды:

- игра – основной инвариант детской субкультуры, ее изначальная часть, являющаяся проводником ребенка в дальнейшем усвоение норм и правил поведения в обществе,

- сказка – инвариант детской субкультуры,

- игра - «Школа произвольного поведения» (Д.Б.Эльконин). Заставить ребенка стоять на одном месте продолжительное время очень сложно – он тут же срывается с места, бежит, проказничает, а если включить это действие в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута.

- игра - Школа морали в действии (А.Н.Леонтьев). Через игру, сказку дети хорошо усваивают нравственные и религиозные требования: они могут поставить себя на место другого, научаясь при этом нормам поведения, также игры сопровождаются эмоционально, что способствует лучшему пониманию, восприятию и принятию норм поведения.

- средство психического развития ребенка (Л.С.Выготский),

- современное средство психодиагностики,

- способ овладения информационными технологиями (компьютерные игры).

Содержание детской субкультуры может меняться в зависимости от возрастных характеристик детей, например, если до 8-10 лет в детских сообществах наблюдаются преимущественно стихотворные жанры фольклора и правового быта, то в 11-13 лет в общении между детьми используются прозаические тексты демонстративного или юмористического содержания, а в 14- 17 лет – это песни, пародии, анекдоты, «черный юмор» как особые средства приобретения социального статуса среди сверстников и удовлетворения потребности подростков в коммуникации, а также в приобретении стиля поведения, моды.

Одна из важнейших черт д.с.– наличие собственного языка общения между детьми, отличающегося особым синтаксическим и лексическим строем, образностью.

Еще одна важная черта детской субкультуры – табуирование личных имен в детских сообществах и наделение сверстников прозвищами и кличками, которые представляют собой своеобразное проявление самого содержания детской субкультуры.

Смеховой мир детской субкультуры. К нему могут быть отнесены всевозможные розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых (типа современного озорства с дверными и телефонными звонками в городах), пародии (типа «У Лукоморья дуб спилили...»), а также детская неприличная (скабрезная) поэзия, те же садистские стишки и другие формы, в которых комическое, веселое, к которому всегда стремится ребенок.

21. Гендерная сегрегация и конвергенция в проявлениях детской субкультуры

Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.

Для детских групп характерно наличие двух тенденций:

а) половой или гендерной сегрегации (общения с представителями своего пола),

б) конвергенции полов (общения с представителями противоположного пола).

Обе тенденции неравнозначны в различные возрастные периоды и в различных типах отношений. Гендерная сегрегация в наибольшей степени характерна для:

1) детских дружеских группировок;

2) свободного общения детей между собой (в отсутствие взрослых, в условиях свободного выбора партнеров) в школьном возрасте;

3) делового мира взрослых;

4) дружбы во взрослости (обычно она однополая);

5) сексуальных гомогендерных связей.

Следствиями этой сегрегации являются, во-1-ых, формирование двух различных субкультур – мужской и женской и, во-2-ых, наличие конфронтации полов, которая проявляется в сложных или даже враждебных взаимоотношениях.

Противоположная тенденция – конвергенция полов проявляется: в детских играх; в зарождении интереса к противоположному полу в конце младшего школьного возраста; в формировании «любовных отношений» (влюбленности, романтической любви) в подростковом и юношеском возрасте; в любовных и сексуальных отношениях в молодости и зрелости.

В разные возрастные периоды то одна, то другая является более сильной и значимой для обоих полов. В детстве дети играют с представителями своего пола, что способствует успешному освоению гендерной роли. Половая сегрегация и наличие двух субкультур (мужской и женской), переплетены друг с другом. Вначале возникают различия в поведении мальчиков и девочек по отношению к своему и противоположному полу - «первичные различия». Они порождают стремление к половой сегрегации. Затем возникшая половая сегрегация приводит к усилению различий между ними – эти различия - «вторичные», сохраняются и во взрослости.

По Маккоби тенденции гендерной, сегрегации и конвергенции полов имеют возрастную специфику. В возрасте от 1 до 2 лет обе тенденции примерно одинаковы. Сегрегация появляется на 3 г.ж. у девочек и на 4 г.ж. у мальчиков.

Сегрегации способствуют следующие факторы: распространение ролевых игр, увеличение круга общения, количественный рост однополых группировок в условиях автономии общения от взрослых и характер культуры (с преобладанием тендерного неравенства или равенства).

В дошкольном возрасте дети начинают играть в ролевые игры. В предыдущие периоды - «играть рядом», не так важно, какого пола этот «играющий рядом». В ролевых же играх пол доктора, учителя, родителя - важным фактором.

Взрослые организуют общение детей так, чтобы мальчики и девочки взаимодействовали друг с другом. В этих случаях половая сегрегация является скрытой или даже вообще незаметной. Она проявляется наиболее ярко там, где дети предоставлены себе в свободных детских играх. По мере взросления дети чаще играют без взрослых, половая сегрегация усиливается.

В свободном общении гендерная сегрегация продолжает существовать и проявляется достаточно ярко. Это общение в школьном коридоре, в столовой, в играх, после окончания занятий. Существуют неписаные правила такой сегрегации. Мальчики занимают центр игрового поля, а девочки – периферию. В столовой существуют «столы для мальчиков» и «столы для девочек».

Игровой стиль мальчиков является более «хулиганским», с физическими контактами. Игры девочек тихие и спокойные, с 2-3 участниками, чаще в помещении. В группировках девочек доминантная структура является более размытой: девочки не так активно доминируют, но и не хотят подчиняться. Девочки менее конкурентны в играх, но и не так рьяно болеют за своих, как мальчики.

Мальчиков привлекают роли героического характера, профессиональные, исторических персонажей, поэтому они любят костюмы и атрибуты. Мальчики не любят играть семейные роли: ни матери, ни отца. Девочки чаще всего разыгрывают роли, связанные со школой, семьей, искусством.

Гендерные различия по речевым паттернам появляются в дошкольном возрасте. Речь мальчиков характеризуется доминантностью, большим напором, использованием повелительного наклонения, приказов и запретов.

Девочки: скрытое проявление гнева, предложение компромисса, попытки учитывать чувства и желания партнера, вежливые речевые формы, избегание властных криков и возгласов, соглашение с тем, что сказал партнер. Девочки реже мальчиков используют «грязную» лексику. Мальчики в конфликтной ситуации чаще ведут себя настойчиво, их речь более эгоистична, хвастлива, они унижают партнера и угрожают ему, игнорируют его требования и предложения, их речь содержит прямые команды. В то же время в обычных ситуациях, когда нет борьбы за доминирование, речь мальчиков может быть такой же вежливой и «коллаборативной», как и у девочек.

Наблюдаются и различия группировок мальчиков и девочек. Девочки стремятся участвовать в мальчишеских группировках и играх, и другие девочки их за это не осуждают. Мальчик не должен ни играть в девчоночьи игрушки, ни участвовать в играх девочек – другие мальчики начинают дразнить его «неженкой», «девчонкой», «маменькиным сынком». Он должен постоянно доказывать свою маскулинность и отсутствие фемининности.

Мальчики стремятся отделиться от мира взрослых и их влияния. Автономия начинается уже в семье. По Кларку-Стюарту, в 2-3 года мальчики уменьшают контакты с матерью, в то время как девочки их сохраняют. По данным Минтона, мальчики уже в 27 месяцев демонстрируют непослушание и протест. Позднее, в детских учреждениях, мальчики меньше девочек реагируют на указания воспитателей и учителей, однако они сенситивны к реакциям сверстников. На девочек же одинаково влияют и воспитатели, и другие дети.

В начальной школе мальчики продолжают ориентироваться на других мальчиков – даже на занятиях они больше обращают внимание на то, чем заняты их сверстники, чем на слова и действия учителя. Девочки же в классе внимательны к учителю – больше, чем к одноклассникам. Девочки-дошкольницы получают больше удовольствия от общения в диаде, а мальчики – от общения в большой группировке.

Примерно с 6 лет большинство мальчиков участвуют в двух видах социальных взаимоотношений: в большой мальчишеской группировке и в диаде с другом-мальчиком. При этом дружба в диадах у девочек распространена точно так же, как и у мальчиков, но группировок они обычно не создают.

Взаимоотношения девочек в дружеской диаде более близки и эмоциональны, чем у мальчиков. Дружба мальчиков менее интимна: они меньше раскрываются, не склонны к физическим прикосновениям и контакту глаз. Дружба мальчиков основана на интересах.

Таким образом, в результате половой сегрегации формируются различные субкультуры мальчиков и девочек со своими устойчивыми чертами в поведении. Это вторичные гендерные различия. Другим следствием половой сегрегации является становление особых гендерных отношений: взаимоотношения внутри пола лучше взаимоотношений между полами. Порой мальчики и девочки откровенно враждуют между собой.

Половая сегрегация порождает конфронтацию полов. Она проявляется:

- в чувстве опасения и настороженности девочек по отношению к мальчикам;

- в реакциях девочек на мальчишеский игровой стиль;

- в различной свободе выбора общения;

- в «границах дозволенного»;

- в сексуализации межполовых контактов; в правилах игры.

Наблюдается еще одно проявление гендерных отношений – сексуализация межполовых контактов. Как правило, дети воспринимают как норму гетеросексуальную влюбленность. Мальчики и девочки начинают интерпретировать некоторые игры как романтические и сексуальные. Еще одно проявление конфронтации полов – амбивалентное сочетание враждебности с позитивным отношением.

Таким образом, в детстве во взаимоотношениях между полами имеются две противоположные тенденции: сохранять сегрегацию и конфронтацию между полами и, напротив, разрушать эту сегрегацию, переходя к более тесным контактам с противоположным полом и устанавливая дружеские отношения с ним. Вторая тенденция – предпосылка будущих интимных отношений.

22. Влияние детской субкультуры на формирование и проявления сексизма и фейсизма в детском возрасте. Детский эротический фольклор.

Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.

Уже в 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу. Часто взрослые непреднамеренно стимулируют гендерную идентификацию, регулярно упоминая гендер ребенка («какой(ая) хороший(ая) мальчик/ девочка») или говоря детям: «мальчик/девочка так делать не должен(а)». К 7 годам дети достигают гендерной константности. Дошкольники обнаруживают знания о гендерных различиях в игрушках, одежде, действиях людей.

Общепризнано, что семья является основным фактором гендерной социализации. Вместе с тем следует признавать большую роль внесемейных источников: детская литература, СМИ, игрушки. Учителя, другие дети, родители других детей, книги, родственники, игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующее тому или другому гендеру.

Сексизм- индивидуальные предвзятые установки и дискриминирующее поведение по отношению к представителям того или иного пола; институциональная практика (даже если она не мотивирована предрассудком), выражающаяся в том, что представителям того или иного пола навязывается подчиненное положение.

Исследования показали, что СМИ очень важны в гендерно-ролевой социализации, телевидение создает стереотипные, традиционные образы мужчин и женщин.

Фэйсизм– тенденция в разной степени выделять в изображениях мужчин и женщин лицо и тело. Фотографии в прессе обычно подчеркивают у мужчины лицо, а у женщины – тело, так как мужчины на них обычно изображаются от шеи и выше, а женщины – во весь рост.

С раннего детства детей воспитывают в духе сексизма, втолковывая и демонстрируя личным примером: есть сугубо женские роли, а есть сугубо мужские. Девочки «должны» играть в куклы, учиться готовить, заниматься хозяйством, следить за фигурой. Мальчикам предписываются игры машинками (трансформерами, оружием и т.д.), не плакать, быть сильными и смелыми, и в конечном итоге содержать свою будущую семью.

Игрушки. Есть все основания полагать, что в процессе дифференциальной социализации очень велика роль детских игрушек. Согласно проведенным исследованиям, игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. Совсем иначе дело обстоит у мальчиков: игрушки и игры побуждают их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение.

Миллер показала, что детские игрушки все еще разделяются по гендерному признаку: из 50 игрушек, использованных в ее исследовании, 41 были определены участниками как предназначенные исключительно для мальчиков или для девочек. Игрушки, которые испытуемые стереотипно классифицировали как девчоночьи, характеризовались тем, что они относились к дому; мальчишечьи – транспортные средства, мячи, оружие и строительные игры. Проблема не только в том, что в процессе игры с гендерно- соответствующими игрушками ребенок впитывает традиционные половые роли, но еще и в том, как это влияет на навыки, которые приобретают девочки и мальчики.

На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола. Уже в 4 г. проявляется глубинное психологическое различие в ориентациях мальчиков и девочек. Предпочтение тех или иных игрушек отражает действенное проникновение детей в специфику мужской и женской деятельности. Мальчики больше знают и умеют в сфере техники, а девочки – в сфере быта. Стереотипы мужского и женского поведения входят в самосознание ребенка через подражание представителям своего пола.

Поэтому так важно, чтобы мальчик имел мужской образец для подражания и солидаризировался с ним, а девочка идентифицировала себя с представителями женского сообщества. Младший школьник уже знает о своей принадлежности к тому или иному полу. Он уже понимает, что это необратимо, и стремится утвердить себя как мальчик или девочка. Мальчик знает, что он должен быть смелым, не плакать, уступать дорогу всем взрослым и девочкам, присматривается к мужским профессиям, знает, что такое мужская работа. Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться.

Из поколения в поколение существует и процветает детский эротический фольклор. Характерно, что, вырастая из детства, люди, как правило, старательно забывают его. Дети же скрывают свой эротический фольклор от взрослых. Т.о, получается, что он пребывает в детской среде невидимым и неслышимым для взрослого литературного мира.

Речь ребенка полнится эротическими образами, часто заимствованными от старших детей или взрослых, и которые усваиваются детьми с поразительной лёгкостью. Процесс обучения взаимоотношениям полов происходит у ребёнка наглядно и изустно. Ребёнок иногда становится свидетелем сексуальных игр взрослых и прежде всего родителей или наталкивается на порнографические изображения. Но систематическое обучение проводит лишь речь, которая постоянно окружает ребёнка, и фольклор становится исключительно важным в становлении его эротического сознания. Более того, с помощью фольклора, заимствованного у старших, и происходит основной эротический контакт детей со взрослым миром.

Познавая себя через ощущения, возникающие от прикосновения к своим половым органам, ребёнок выходит на внешний мир с помощью слов. При общении детей со сверстниками и старшими по возрасту детьми речь всё больше наполняется стишками, поговорками, недоговорками, шутками, связанными с сексом. Этот фольклор не только выводит ребёнка на внешние сексуальные объекты: девочек и мальчиков, но также и обучает теоретическим основам половой жизни.

Одна из функций детского эротического фольклора состоит в предоставлении возможности ребёнку произнести (полностью или частично) запретные слова. Значительная часть детского эротического фольклора вертится вокруг четырёх-пяти слов, либо всячески намекая на них и силясь их произнести, либо выдавая их полным текстом.

23. Социально-психологическая характеристика и связи детской субкультуры и этнической социализации, инкультурации и трансмиссии

Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.

Термин «инкультурация» был введен американским антропологом Мелвилл Джон Херсковиц. Инкультурация– вхождение ребенка в культуру своего народа. Автор разделяет понятия социализации и инкультурации. Социализация – интеграция индивида в человеческом обществе, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. В процессе инкультурации индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения – с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается, можно сказать, со смертью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации – человек, компетентный в культуре – в языке, ритуалах, ценностях и т.п. Однако М. Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества.

М. Херсковиц выделяет два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры:

• Детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры. Хотя «инкультурация индивида в первые годы жизни – главный механизм стабильности и непрерывности культуры», она не может привести к полному повторению предыдущих поколений.

• Зрелость. Инкультурация во взрослом возрасте носит прерывистый характер и касается только отдельных «фрагментов» культуры – изобретений, открытий, новых, пришедших извне идей. Основная черта второго этапа – возможность для индивида в той или иной мере принимать или отбрасывать то, что ему предлагается культурой, возможность дискуссии и творчества. Поэтому инкультурация в период зрелости открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась.

М. Мид под социализацией понимает социальное научение вообще, а инкультурацию рассматривает как «реальный процесс научения, как он происходит в специфической культуре».

В настоящее время используется еще одно понятие – культурной трансмиссии, включающей процессы инкультурации и социализации и представляющей собой механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям. Используя культурную трансмиссию, группа может увековечить свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения.

Обычно выделяются три вида трансмиссии:

вертикальная трансмиссия, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям;

• горизонтальная трансмиссия, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

• «непрямая» трансмиссия, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике – у окружающих его помимо родителей взрослых (родственников, старших членов общины, соседей и т.п.).

По мнению А. Кординера, в культуре выделяются две стороны. Первая состоит из институтов первичной социализации, которые выступают в качестве определителя базовой личности (семья, друзья, соплеменники), а вторая включает в себя институты вторичной социализации, порождаемые самой базовой личностью (религиозные верования, мифологические представления, фольклор и т.д.).

24. Игра как инвариант детской субкультуры. Современные проблемы детской игры

Детская субкультура –в узком смысле– это смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах каждой конкретно-исторической социальной ситуации развития ребенка.

Игра имеет большое значение для жизни ребенка. У детей дошкольного и младшего школьного возраста игры являются ведущим типом деятельности, в которой складывается и совершенствуется управление поведением, в том числе и социальным. В подростковом возрасте характер игр существенно отличается от игр более раннего возраста.

Мальчики чаще, чем девочки, играют в спортивные, военно-спортивные, настольные и компьютерные игры, используют игральные автоматы. Они же, в основном, предпочитают игры азартные. Все любители военных игрушек – мальчики. Девочки больше любят подвижные игры, игры на эрудицию, творческие игры и ролевые игры (в школу, в больницу и т.п.). Наиболее разнообразны игры более младших - десятилетних и особенно одиннадцатилетних подростков. С возрастом количество любимых игр становится меньше.

Важнейшее значение приобретают групповые игры, носящие особый интерактивный характер, предполагающие строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. Некоторые исконно детские игры вошли в неотъемлемую часть детской субкультуры, будучи до того элементами карнавальной, игровой или ритуальной культуры взрослых.

Наши рекомендации