Пример доклада на защите ВКР

Уважаемый Председатель, уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии,

вашему вниманию представляется ВКР

на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ РАБОТНИКАМИ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

Актуальностьизбранной проблемы связана с тем, что общение является неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности медицинских работников, поскольку каждый из них постоянно взаимодействует с пациентами, коллегами. Правильно организованное общение позволяет оптимизировать лечебный процесс. Однако не всегда общение оказывается комфортным для пациентов медицинских учреждений и их работников из-за множества различных барьеров.

Цель данной работы – изучить особенности преодоления барьеров общения работниками медицинских учреждений.

Задачи:

1. Охарактеризовать барьеры общения работников медицинских учреждений;

2. эмпирически изучить барьеры общения работников медицинских учреждений и особенности их преодоления;

3. Проанализировать и оформить полученные результаты в соответствии с требованиями к ВКР.

Объектом исследования является коммуникативная сфера работников медицинских учреждений

Предмет: способыпреодоления барьеров общения работниками медицинских учреждений.

Гипотеза исследования: 1) существуют особенности преодоления барьеров общения у работников медицинских учреждений с разным уровнем подготовки;

2) особенности преодоления барьеров общения у работников медицинских учреждений зависят от уровня их коммуникативной культуры.

Методологическая база исследования и методы исследования:

Психологические концепции и работы, раскрывающие вопросы структуры общения, условий и методов её формирования, труды Ананьева Б. Г., Андреевой Г.М., Бодалева А.А. Добровича А.Б., Леонтьева А. А., Лисиной М.И., Ломова Б.Ф., Ковалевой Г.Н., Коломинского Я. Л., Петровской Л. А., Цветковой Л.А. и др.

Методы исследования:теоретический анализ научной литературы; синтез, обобщение, опросно-диагностические методы (анкетирование, тестирование, беседы); методы статистической и математической обработки полученных данных,расчет корреляции проводился с помощью статистического пакета программы «statistica 6.0».

Методики:

1. Шкала "Техника общения" Творогова - Метод экспертных оценок.

2. Тест на оценку самоконтроля в общении М. Снайдер

3. Тест оценки коммуникативных умений

4. Анкета «Уровень коммуникативной культуры»

Структура работы – традиционная. Объем – 67 страниц. Таблиц - 5, рисунков - 3, приложений - 5

В 1 главе «Теоретические основы проблемы общения»рассматриваются теоретические аспекты общения как составляющей профессиональной деятельности медицинских работников, барьеры общения и их причины.

Во 2 главе дается описание хода ирезультатов эмпирического исследования по теме ВКР.

Кратко представим эмпирическое исследование, которое проводилось в три этапа.

На I этапе мы подобрали методы, составили выборку испытуемых, подобрали необходимый инструментарий (методики), составили анкету, а также создали группу экспертов, в которую вошли представители администрации, врачи-руководители отделений.

На II этапе – выявили особенности общения и психологические барьеры в общении медицинских работников по заявленным методикам.

На III этапе проанализировали полученные данные, а результаты оформили в соответствии с требованиями к ВКР.

Для выявления уровня коммуникативной культуры и барьеров общения у медицинских работников было проведено анкетирование испытуемых по составленной анкете (Приложение 2). Вопросы анкеты были направлены на определение уровня коммуникативной культуры и барьеров в общении.

Перечислим основные барьеры, выявленные на данном этапе:

- субординационный барьер (страх перед вышестоящим руководителем, особенно у медсестер);

- недостаточный уровень коммуникативной компетентности (недостаточный уровень умения слушать и воздерживаться от категорических суждений при оценке других;

- недостаточный уровень профессиональной компетентности;

- слабый самоконтроль.

Результаты вычисления уровней развития коммуникативной культуры представлены в приложении № 3,4, в таблицах 2- 4 и диаграммах 1-3 на стр. 46-52.

Анализ показал, что испытуемые медработники имеют в большинстве средний уровень развития операционального и эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности. Такой уровень отмечен у 27 испытуемых по самоконтролю, у 26 человек – по умению выйти из общения, не обижая других, у 25 человек – по умению выслушать собеседника, у 24 – по умению воздерживаться от категорических суждений при оценке других и по хорошим манерам в общении. И только у 10-11 человек они отметили высокий уровень развития таких компонентов коммуникативной компетентности, как способность длительное время поддерживать разговор, умение при желании включиться в начатую другими работу, приветливость, соответствие жестов ситуации.

Что касается худших показателей, то есть с меньшим числом высокого уровня, то они были отмечены по таким позициям, как самоконтроль – 2 человека, умение выйти из общения, не обижая других, – 3 человека, умение выслушать собеседника – 4 человека.

Далее мы проанализировали характер различий между результатами исследования показателей у врачей и медсестер и высчитали критерий Стьюдента для двух выборок.

Проведение различия дает возможность проверки гипотезы о достоверности различий средних значений количественных данных.

Выводы

1. Формирование коммуникативных умений у медицинских работников, в особенности у медсестер, – одна из актуальных проблем теории и практики развития умений и навыков общения в системе медицинского образования.

2. Выявленыосновные барьеры в общении медицинских работников

- субординационный барьер (страх перед вышестоящим руководителем, особенно у медсестер);

- недостаточный уровень коммуникативной компетентности (недостаточный уровень умения слушать и воздерживаться от категорических суждений при оценке других;

- недостаточный уровень профессиональной компетентности;

- слабый самоконтроль.

А основные особенности преодоления барьеров общения у медицинских работников – это ограничение общения рамками минимально необходимого делового общения; избегание общения с «трудными» для общения людьми; отсутствие каких-либо попыток преодолеть барьеры.

3. Сравнительный анализ результатов эмпирического исследования показывает, что уровень культуры общения у врачей выше, чем у медсестер. Можно говорить о достоверности различий по двум группам испытуемых между совокупностями данных по следующим позициям:

- умение начать разговор, найти общую тему,

- понимание чувств и намерений другого человека,

- умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других, умение выслушать собеседника,

- приветливость, хорошие манеры в общении,

- тактичность,

- соответствие жестов ситуации,

- самоконтроль и умение слушать.

Разница между группой медсестер и группой врачей очевидна.

3. Гипотеза исследования подтвердилась. А именно: существуют барьеры в общении и особенности их преодоления у работников медицинских учреждений с разным уровнем подготовки, в данном случае у медсестер и врачей;

2) особенности преодоления барьеров общения у работников медицинских учреждений зависят от уровня их коммуникативной культуры.

5. Необходима целенаправленная работа по обучению медицинских работников приемам общения, что будет способствовать улучшению общения как между ними и их пациентами, так и непосредственно между самими медицинскими работниками.

Наши рекомендации