Проблемы информатизации общества
К основным проблемам информатизации относятся: проблемы индустриализации производства и обработки информации, психологические, правовые, экономические, социальные.
Проблемы индустриализации производства и обработки информации, т.е. проблемы создания и развития крупного машинного производства в информационной сфере, порождены противоречием между необходимостью своевременного использования во всех сферах человеческой деятельности больших объемов высококачественной информации и невозможностью оперативно формировать такие объемы с помощью традиционных информационных средств, технологий и средств связи. В эту группу входят материально-техническая, технологическая проблемы и проблема связи.
Материально-техническая проблема заключается в преодолении разрыва между существующим состоянием материально-технического обеспечения информационной сферы и уровнем этого обеспечения, необходимого для информационного общества.
Технологическая проблема обусловлена отсталостью не только информационных технологий, но и технологий в тех областях экономики, которые должны обеспечивать процесс развития инфосферы.
Проблема связи порождается противоречием между необходимостью в информационном обществе связывать каждого с каждым, обеспечивая тем самым своевременную высококачественную передачу каждому члену общества всей необходимой информации, и невозможностью выполнить это при современном состоянии сетей связи в регионе.
К психологическим проблемам относится, в первую очередь, готовность населения к информатизации, к использованию получаемых в ходе информатизации результатов. Существование этой проблемы обусловлено следующими факторами:
практическим отсутствием готовности населения к информатизации ввиду никого уровня информационной культуры, и прежде всего компьютерной грамотности населения;
недостаточным уровнем общей культуры населения и, как следствие, низкими информационными потребностями и отсутствием желания их развивать;
консерватизмом значительной части населения, нежеланием затрачивать усилия на восприятие нового.
В эту же группу входит психофизиологическая проблема, т.е. психическая и физиологическая совместимость человека и новой информационной техники, проблема воздействия на человека новых информационных технологий.
Правовые проблемы возникают в связи с превращением информации в основной ресурс развития общества, необходимостью правовой регламентации производства, обработки и использования этого ресурса и отсутствием таковой в настоящее время.
В эту группу входят: общие проблемы правового регулирования в информационной сфере, проблемы правонарушений в информационной сфере, проблемы развития инфосферы в области права.
Экономические проблемы возникают в связи с переходом к экономике иного вида, экономике "информационного" общества.
Социальные проблемы обусловлены коренным изменением образа жизни членов общества под воздействием информатизации. В этой группе основное место занимают проблемы коммуникационные и гуманизации развития инфосферы.
Высокоразвитая инфосфера, несомненно, усилит коммуникативный аспект взаимодействий членов общества, активизирует коммуникационный процесс, основные функции которого состоят в достижении социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее индивида. Человек как личность формирует себя только в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми. Поэтому усиление коммуникативного аспекта социальных отношений членов общества создаст возможности для дальнейшего развития человека как личности. С другой стороны, этот же процесс приводит к изменению общества, переходу его на новую, качественно более высокую ступень развития, так как общество — это не просто совокупность индивидов, а и множество тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.
Проблема гуманизации заключается в нейтрализации и предотвращении негативных последствий, в обеспечении рациональной гуманистической ориентации процесса создания высокоразвитой инфосферы.
Перечисленные ранее проблемы порождают, в свою очередь, кадровые, финансовые, организационные и научные проблемы.
КАДРОВЫЕ проблемы связаны с необходимостью, не только готовить кадры для развития инфосферы и эффективного использования получаемых результатов, но и проводить профессиональную переориентацию работников тех профессий, которые окажутся излишними в процессе создания высокоразвитой инфосферы.
ФИНАНСОВЫЕ проблемы возникают в связи с высокой стоимостью информатизации, отсутствием централизованных средств на ее проведение и необходимостью искать и создавать источники средств, способные поддерживать желаемые темпы создания высокоразвитой инфосферы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ проблемы связаны с необходимостью создания таких структур и механизмов, которые на практике обеспечивали бы организацию и проведение процесса развития инфосферы.
НАУЧНЫЕ проблемы обусловлены неразработанностью научного фундамента информатизации, и в первую очередь концептуальных основ, методов научного обоснования и экспертиз программ и проектов развития инфосферы, научного сопровождения этого процесса в регионе.
Таким образом, информатизация общества порождает целый комплекс проблем, от решения которых зависит выбор и реализация пути развития человечества. При этом, если на начальном этапе информатизации основную роль играют научно-технические и технологические проблемы, то на последующих этапах главную рол начинают играть социальные проблемы, решение которых и определит исход информатизации.
Феномены информатизации
МЕДИАТИЗАЦИЯ
Медиатизация (от латинского mediatus - выступающий посредником). “Медиатизация представляет собой процесс информатизации, назначение которого состоит в создании и распространении новейших систем коллективной и личной связи …”. Таким образом, речь идет о насыщении более совершенными средствами всей сферы коммуникаций в обществе, сферы весьма обширной и сложно структурированной, внутренне сопряженной с общением во всех его формах – непосредственных и опосредованных.
Потребность в общении является столь же древней, как и сам человек: он не был бы мыслящим и деятельным существом без общения с себе подобными, не смог бы выжить и подняться по лестнице социальной эволюции.
Наибольший интерес для науки представляют не прямые формы общения и связи людей, а более сложные, для которых характерна разнесенность контактов в пространстве и времени, их опосредование (например, передача сведений с помощью письменности и книгопечатания, разговор по телефону, телеграмма, восприятие произведений искусства либо их копий (репродукций)). Тот факт, что компьютерная революция дала возможность существенно расширить объем доступной человеку информации самого различного рода (научной, политической, деловой, художественной, развлекательной, справочной и т.п.), имеет прямое отношение к углублению связи человека с обществом, т.е. к процессу медиатизации.
Магистральным направлением современной медиатизации является непрерывное совершенствование передачи информации на любые расстояния без соответствующего перемещения человека как ее носителя (три великих коммуникационных инновации: спутниковая связь, создание кабелей и кабельных сетей и создание цифровых электронных устройств с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации).
Медиатизация прямо прокладывает путь новому состоянию информационной среды. Заметим, что само понятие, ставшее уже привычным в информатике, имеет глубокое культурологическое содержание. Информационная среда обитания человека (и шире – любой социальной общности), с одной стороны, всегда является следствием действия множества социокультурных факторов, с другой – сама активно влияет на них, подготавливая соответствующие изменения. Реально существующая информационная среда – сложное, многоаспектное образование, своеобразная результирующая всех информационных потоков, на пересечении которых находится человек (либо конкретная социальная группа). Таким образом, речь идет о феномене, связанном множеством нитей как с прогрессом информатики, так и с развитием всей культуры.
Медиатизация объективно ведет к расширению информационных возможностей отдельного человека и общества в целом благодаря повышению доступности информации. Увеличению круга ее реальных источников. Это и означает постоянное изменение информационной среды, насыщение ее все новыми компонентами.
Интернет
Компьютерная грамотность
Школьное обучение с использованием ЭВМ не должно ставить перед собой цель готовить техников или программистов. Задачи обучения гораздо шире. Диалог с вычислительной машиной, включение ее в процесс обучения даст возможность обучаемому познакомиться с возможностями вычислительной техники, с методом моделирования процессов и явлений, проникающих во все отрасли знания, создаст необходимые предпосылки для развития критического мышления, для развития творческих способностей. Надо активно постигать компьютерную грамотность, готовиться психологически к освоению новой вычислительной техники.
В курсе информатики излагаются такие элементы, которые составляют основу общего знания: понятие алгоритма, развитие операционного мышления, способность организовать действия ради достижения поставленной цели и выразить последовательность этих действий на элементарном алгоритмическом языке. Эти знания являются выражением универсальной способности человека. Компьютер как средство автоматического исполнения алгоритмов вскрывает, проявляет эту способность так же, как печатная книга в свое время вскрывала способность человека к всеобщей грамотности.
Работа с ЭВМ оказывает существенное влияние на формирование мышления: дисциплинирует его, способствует большей четкости, точности, строгости. Новый уровень мышления можно назвать алгоритмическим. Характерными чертами его является умение планировать структуру своих действий, организовать поиск необходимой информации, строить информационные модели объектов и процессов. Алгоритмический тип мышления в какой-то мере формируется школьным курсом математики, но его нужно углублять. На первом этапе освоения компьютерной грамотности важнее правильно поставить задачу для ЭВМ, нежели ее решить. Академик А.П. Ершов отмечал, что владение такой алгоритмической грамотой, посильное каждому человеку независимо от возраста, снимает с ЭВМ всякий покров таинственности и недоступной сложности.
В процессе изучения информатики необходимо сформировать навыки общения с машиной, умение составлять программы, способствовать изменению характера и стиля мышления учащихся, чтобы они соответствовали той специфической технике, с которой им придется столкнуться в жизни. Поэтому курс информатики приобретает важное мировоззренческое значение, воспитывает у молодого человека чувство причастности к научно-технической революции, понимание ее природы, надежное ощущение способности овладеть навыками и умениями, необходимыми в современном общественном производстве.
Компьютерная грамотность означает “владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества”. Идея компьютерной грамотности все шире проникает в общественное сознание.
Одно из важных преимуществ использования ЭВМ в учебном процессе — это индивидуализация обучения. Компьютеризация обучения необходима именно для того, чтобы выявить и развить индивидуальные, неповторимые способности каждого. Индивидуальное обучение способно вызвать у учащихся больший интерес, может изменить отношение к знаниям. С помощью компьютера можно лучше понять более сложные и вместе с тем более близкие к действительности проблемы.
Сегодня трудно себе представить путь к компьютерной грамотности без компьютерных игр. Однако практика конструирования и распространения компьютерных игр во всем мире значительно опередила создание теории их осмысленного и разумного применения. Нередко, увлеченность этими играми приобретает характер настоящей “игромании”. Поэтому “конструирование игр с самого начала должно быть подчинено общественно значимой цели”. Компьютерные игры имеют смысл, если к ним прибегать не как к бегству от реальности, а как к средству самопознания и роста. В игре могут быть реализованы различные функции. В зависимости от целей пользователя она может служить средством образования (просвещения), самопознания, развлечения (отдыха), психологического тренинга и другого.
Именно игра оказывается тем троянским конем, с помощью которого компьютеры проникают в недоступные ранее для вычислительной техники области профессиональных приложений. Начав с неудержимо захватывающей, увлекательной игры, люди, незаметно для самих себя осваивают принципы управления ЭВМ и ставят их затем себе на службу.
Талантливые компьютерные игры предоставляют пользователю возможности развития визуального мышления и крайне важного навыка умственной деятельности — навыка формирования образно-концептуальных моделей. Как показывает опыт, видеоигры позволяют наиболее безболезненным способом преодолевать психологический барьер, долгие годы отделявший основную массу специалистов народного хозяйства от необходимых им ресурсов ЭВМ. В этой связи распространение персональных компьютеров (ПК) знаменовало собой не только появление новых массовых информационных технологий, благодаря так называемой игровой компоненте, феномен ПК вызвал массовую перестройку мотивации к труду у широких категорий работников умственного труда. Работая играть (и играючи работать) оказалось занятием весьма производительным. Аналогично благотворное влияние ПК в учебном процессе: “Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!”. “Превратить компьютер из объекта и цели познания в его средство!”—в этом и заключается основная методологическая направленность нового учебного курса по основам информатики и вычислительной техники.
Говоря о возможностях обучения с помощью ЭВМ, подчеркнем, что машина не может научить творческому применению знаний, умению думать. Вряд ли ЭВМ поможет в изучении таких теоретических дисциплин, как философия. Компьютер способствует повышению активности обучающихся, приобретению отдельных моментов (фрагментов) знания, выявлению своего интеллектуального потенциала (или “внутреннего богатства”), приобщению к хранилищам информации и чужого интеллектуального опыта (к внешнему богатству”), тренировке некоторых навыков. Научиться же думать, творчески мыслить, овладевать знаниями человек должен сам путем собственной деятельности. И здесь важна помощь учителя, которого не может заменить ЭВМ. В случае программированного обучения учит учащихся, конечно же, не машина, а человек, который закладывает в нее вместе с некоей суммой знаний наблюдательность, чуткость, твердость. Недаром к составлению курсов для автоматизированных обучающихся систем сегодня привлекают не только лучших специалистов в соответствующей области, но и лучших педагогов, психологов, методистов.
В связи с распространением компьютерной грамотности становится актуальным осуществление концепции непрерывного образования. Все успехи в развитом обществе определяются уровнем технологии. Преуспевает то общество, где технология находится на самом высоком уровне и непрерывно обновляется. А чтобы располагать этим, нужно обладать самым современным уровнем образования. Его невозможно дать на всю жизнь, возникает острейшая потребность в постоянном пополнении знаний.
Компьютерная грамотность может сыграть значительную роль в осуществлении коренного переворота в сознании людей. Подтверждает свою жизненность тезис: “Компьютер для нас, а мы — для компьютера”. Самим фактом своего присутствия ЭВМ побуждает людей развивать свои способности к планированию действий, их организации. Человеку нужно многому научиться, чтобы успешно передавать машине свой интеллект, вкладывать в нее свою модель мира, без которой никакой контакт невозможен. Ему надо будет подняться на качественно новый уровень мышления и отношения к делу, так как коренных изменений “в науке и технике, связанных с компьютеризацией, невозможно достичь без формирования принципиально нового уровня мышления. Такой подход позволит учить не только работе на ЭВМ, но и разработкам, созданию и использованию техники и технологии новых поколений, применению современных средств автоматизации технологических процессов, проектирования и научных экспериментов, управления производством. Специалист по информатике — это технолог, а не узкий специалист по наладке ЭВМ и не разработчик алгоритмов и программ, он обладает широкими знаниями и опытом специалистов технического профиля, программистов, операторов и при необходимости использует их.
Движение к компьютерной грамотности должно быть продуманным. Неверно сводить его лишь к обучению программировать. Академик А.А. Самарский считает, что обязательным условием является сбалансированный учет звеньев триады “модель—алгоритм—программа”. Кроме того, специалисты должны осознавать, “чувствовать” проблемы организации новых информационных технологий.
Вызывает некоторые сомнения тезис о всеобщности компьютерной грамотности, когда под компьютерной грамотностью понимают создание образовательного фона, необходимого для одоления информации. “Всеобщность” компьютерной грамотности, не подкрепленная реальной в ней потребностью, воспринимается как жесткая необходимость, и специалисты (особенно гуманитарного профиля) стараются по возможности избежать ее. Что дает такой “ликбез” на практике? Прослушанный курс информатики и кое-как сданный зачет воспринимаются многими как досадное формальное мероприятие. Эти знания, как правило, “не работают”, почти сразу же забываются, так как не находят применения.
Компьютерная грамотность нацелена не только на то, чтобы сполна и наиболее эффективно использовать огромный современный информационный потенциал для решения актуальных текущих и перспективных задач. Она призвана обеспечить нашу готовность к грядущим качественным переменам в обществе, непрерывно насыщаемом этой прогрессивной техникой, а также и ожидаемым существенным переменам в самой информационной технике будущего.
Искусственный интеллект
Интеллект (от латинского intellectus – познание, понимание, рассудок). Это понятие определяется достаточно разнородно, но, в общем, имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к познавательной сфере, прежде всего – к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и прочим.
Подразумевается определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности.
Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Основные критерии, по которым оценивается развитие интеллекта, это глубина, обобщенность и подвижность знаний, владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий.
В структуре интеллекта велико значение речевой деятельности и внутренней речи. Особая роль принадлежит наблюдательности, операциям абстракции, обобщения и сравнения, создающим внутренние условия для объединения разнообразной информации о мире вещей и явлений в единую систему взглядов, определяющих нравственную позицию личности, способствующих формированию ее направленности, способностей и характера.
Отечественная психология исходит из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения интеллекта практического и теоретического, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Признается зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий жизни.
Содержательное определение самого интеллекта и особенности инструментов его измерения зависят от характера соответствующей общественно значимой активности сферы индивида (учение, производство, политика и прочее).
В связи с успехами научно-технической революции стал широко распространен термин “искусственный интеллект”.
Искусственный интеллект – условное обозначение кибернетических систем и их логико-математического обеспечения, предназначенных для решения некоторых задач, обычно требующих использования интеллектуальных способностей человека. Совокупность функциональных возможностей электронно-вычислительной машины – компьютера решать задачи, ранее требовавшие обязательного участия человека.
Этот термин нужно рассматривать как метафору. Понимание теории искусственного интеллекта составляют теория программирования, включая иногда теорию самих компьютеров. Ныне на первый план выдвигается организация знаний в системах искусственного интеллекта, организация диалога человека и компьютера, создание систем гибридного интеллекта, объединяющих мыслительные способности людей, разделенных во времени и пространстве, с использованием информационно-вычислительной техники, адаптированной к каждому активному участнику подобной системы.
Одна из областей приложения идей искусственного интеллекта – психология. В теории искусственного интеллекта активно используются психологические знания; а в психологии рассматривается вопрос о наличии (или отсутствии) аналогии человеческой психики и искусственного интеллекта. Хотя в основе искусственного интеллекта лежит моделирование отдельных аспектов и свойств мыслительной деятельности человека, совпадение результативных характеристик функционирования компьютера и мышления человека не может расцениваться как сходство сравниваемых структур.
Среди специализированных разделов психологии все чаще можно встретить психологов, занятых проблемами искусственного интеллекта. Они пытаются методами машинного моделирования лучше понять, как происходит процесс мышления у человека, а также использовать машину для развития у детей новых навыков мышления и исследования задач.
Психологические исследования интеллектуальной деятельности человека и диалогического общения служат основой для поиска путей дальнейшего совершенствования компьютеров и наилучшего объединения творческих возможностей человека и формализованных процедур, реализуемых компьютерами.
Интеллектуализация – защитный механизм, действие которого проявляется в специфическом способе анализа стоящих перед личностью проблем, характерном чрезмерным преувеличением роли рассудочных компонент при полном игнорировании эмоциональных, аффективных, чувственных составляющих анализа.
При действии механизма интеллектуализации жизненно важные события факты становятся объектом “спокойного и хладнокровного” рассмотрения и обсуждения, что вызывает удивление и непонимание окружающих. Но интеллектуализация не ведет к полному преодолению негативных переживаний. Эмоциональная компонента, теряя свое предметное содержание, “отщепляясь” от травмирующего личность события, остается в сознании в виде генерализованного чувства тревоги, беспокойства, страха.
Быть специалистом в области машинного интеллекта весьма утомительно: споры, бесконечные дискуссии возникают сами собой. Но главный вопрос остаётся неизменным: возможен ли вообще искусственный интеллект? Можно ли научить машину думать? Возможно ли вообще создание искусственного разума? Проблема искусственного интеллекта выходит за рамки научной или тем - более технической.
Очевидно, термин “искусственный интеллект” можно использовать, по крайней мере, в трёх его смысловых значениях: во– первых, подразумевая под ним устройство, механизмы, программы, выполняющие действия, которые могут быть названы по тем или иным критериям “интеллектуальными”; во – вторых, - область науки (или научную дисциплину), занимающуюся созданием такого рода устройств, механизмов, программ; и наконец, в – третьих, - некую мифологему, лежащую в основе этих разработок и отражающую важные черты современной культуры.
В чем же состоит мифологема искусственного интеллекта?
В основе её заложены две ключевые идеи:
· Идея о завершаемости познания (о конечности его развития), базирующаяся на представлении о некой “универсальной формуле всех возможных открытий”, из которой можно вывести все знания о мире. Представление об объективном знании, т.е. знании, не зависимом ни от человека, ни от человечества. Это базовая идея всей классической науки. Любая наука стремится к такого рода знанию (о вещах самих по себе, о мире) независимо от человеческого его восприятия. Возникает законный вопрос: как может быть получено объективное (“нечеловеческое”) знание субъективным (человеческим) путем.
· Идея объективности процесса познания. Любая наука, поскольку она стремится к объективному знанию, стремиться избавиться от субъекта, элиминировать его, объективировать процесс познания. Кибернетика, в русле которой и возникла современная формулировка искусственного интеллекта, довела этот процесс до конца. Не только знание, но и познание, представляющее собой совокупность процессов получения, передачи и переработки информации, объективно – вот кредо кибернетической науки. “Возможно, придет день, - пишет П. Уинстон, - когда вычислительные машины будут смеяться над нами и задавать себе вопрос о том, могут ли биологические информационные процессоры быть достаточно разумными”.
Не будет ли правильно назвать такую теорию познания (взращенную всей философией Нового времени) человеконенавистнической? Это мировоззрение, в котором человеку нет места, или, лучше сказать, его место ничем не отличается от места электрона.
Таково первое проявление мифологемы искусственного интеллекта в современной культуре – “расчеловечивание” последней, стыдливо прикрытое термином “деантропоморфизация”.
Второе проявление мифологемы искусственного интеллекта состоит в замене морального субъекта рационально – дискурсивным знанием, в своеобразной “сократизации совести”.
Третьим проявлением обозначенных выше идей является специфическое понимание свободы. Понятие о моральном субъекте не поддается рациональной экспликации. Рационализация такого морального субъекта означает подмену этических параметров параметрами знаниевыми, дискурсивными, рациональными. Тем самым исчезает и сам субъект (личность), и понятие ответственности как таковое. Ибо последняя начинает сводиться лишь к неполноте знаний о последствиях своих действий в мире. “Всезнающий” искусственный интеллект устраняет эти колебания, снимая неразрешимую неопределенность морального субъекта. Действительно, машина не имеет и не может иметь ответственности или быть моральным субъектом. Если же человек является разновидностью машин по переработке информации, то лишь неполнотой его знаний можно объяснить иллюзию ответственности и свободы. В работах по искусственному интеллекту понятие “свобода” подменяется понятиями “случайность”, “вероятность”, “неопределенность” в духе Гейзенберга. Нет ничего симптоматичней этого полного непонимания сущности свободы.
Наконец, четвертой специфической чертой культуры, связанной с искусственным интеллектом, является культ информации как выражения безличностного (внеличностного) разума. Считается невозможным доверять мозгу человека, вследствие чего и понадобились интеллектуальные вычислительные машины: по Скиннеру – для управления людьми, по Форрестеру – для интерпретации поведения социальных систем. Именно эта “неспособность” человека решать собственные проблемы оправдывает и вмешательство в его частную жизнь с тотальным компьютерным контролем, и мечты о мировом правительстве.