Экспортно-импортные потоки
В последние годы во многих экономически развитых странах угольная промышленность стала структурно кризисной. Заметно сократилась добыча угля в основных старопромышленных районах, например, в Рурском в Германии, на севере Франции, в Аппалачском в США и др.
Иными тенденциями развития отличается угольная промышленность стран «переселенческого капитализма» Австралии, Канада, ЮАР, где происходит рост добычи угля с ориентацией на экспорт. Так Австралия еще в 90-х годах обогнала крупнейшего экспортера угля – США, что связано со спросом на уголь в Японии и наличием в самой Австралии крупных месторождений, находящихся недалеко от побережья и пригодных для разработки открытым способом. Такая же ситуация складывается в Индонезии.
На рынки Азии поступает 70% индонезийского экспорта. Одельного рассмотрения достоин Китай, несмотря на то, что добыча угля в Китае перевалила за 3 млрд т на экспорт идет всего 23 млн т. Экспорт в основном ориентирован на внутрирегиональную торговлю, где главными торговыми партнерами Китая стали Япония и Республика Корея, остальной же уголь используется для собственных нужд.
Таблица 2.3
Доля крупных регионов мира в экспорте угля за период
с 1980г. по 2010г, % (сост. авт. по [21])
Регионы | |||||||
Северная Америка | 34,1 | 30,0 | 13,1 | 9,9 | |||
Центральная и Южная Америка | 0,07 | 3,8 | 6,8 | 6,8 | |||
Африка | 10,1 | 11,8 | 10,8 | 6,4 | |||
Ближний Восток | - | - | 0,01 | > 0,01 | |||
Азиатско-Тихоокеанский регион | 17,7 | 31,0 | 49,5 | 59,6 | |||
Европа | 25,2 | 13,8 | 8,0 | 3,6 | |||
Евразия | 12,9 | 9,6 | 11,8 | 13,7 | |||
Увеличение добычи угля в расчете на экспорт стало мировой тенденцией, начиная с 1980-х годов. С тех пор международная торговля углем выросла в четыре раза, а доля добываемого угля, направляемая на экспорт, увеличилась с 10 % до 15%. В этой связи можно выделить два типа стран. К первому типу относятся глобальные экспортёры - страны, поставляющие уголь на мировой рынок: США, ЮАР, Австралия, Колумбия (доля вывоза достигает 95% добычи), Россия и др. Ко второму типу — страны с экспортом, имеющим внутрирегиональную направленность. В их число, в частности, входят: Венесуэла, отправляющая на латиноамериканский рынок практически весь добываемый уголь; Норвегия, ее вывоз составляет 95% добычи; Индия и Германия, вывозящие не более 1% добываемого угля и т.д.
Крупнейшими странами-экспортерами в настоящее время являются Австралии Индонезия, Россия, ЮАР, Китай, Колумбия и США, на долю которых приходится 83% всего мирового вывоза.
Мировой экспорт угля постоянно возрастает: в 1980 г. она составляла 296 млн т, в 1990 г. – 425 млн т, в 2000 г. – 384 млн т, а в 2010г. – 1100 млн т [21]. Это значит, что в каналы международной торговли пока поступает лишь 15 % всего добываемого в мире угля, почти исключительно каменного. Тем не менее и в структуре, и в географии этой торговли за последние десятилетия произошли большие изменения. Еще сравнительно недавно на мировом рынке преобладал спрос на коксующийся уголь, затем, по мере замедления темпов развития черной металлургии, он стал падать, а спрос на энергетический уголь для ТЭС, напротив, расти. Теперь в международной торговле углем энергетический уголь уже преобладает, причем такое преобладание будет возрастать. Основным видом, поставляемым на экспорт, являются битуминозные угли. География разработок битуминозных углей имеет наиболее повсеместный характер, хотя здесь с большим отрывом лидируют страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и Северной Америки, где сосредоточено соответственно более половины и около 1/4 всей мировой добычи таких углей.
Страны бывшего СССР, образующие Евроазиатский регион, несмотря на свои обширные ресурсы, отстают от ведущих производителей энергетических углей по масштабам добычи, поскольку потребление угля для собственных нужд здесь ограничено из-за структурных особенностей топливно-энергетического баланса (Россия), а увеличение экспорта затруднено из-за большой удаленности угледобывающих районов (в России и Казахстане) от стран-импортеров и от портов вывоза.
Большие изменения происходят в географии международной торговли углем. До середины 1980-х гг. главной углеэкспортирующей страной были США, но затем эта роль перешла к Австралии, которую на данный момент догоняет Индонезия. Германия и Великобритания фактически перестали экспортировать уголь, зато в крупных экспортеров превратились также ЮАР, Россия и Канада. Несколько уменьшился экспорт из Китая, Польши, но увеличился экспорт из Казахстана, Колумбии (рис.2.7).
Рис.2.7. Первые десять стран по экспорту угля в 2010г.
(сост. авт. по [21])
Процент от добычи угля, идущий на экспорт во всех странах разный: в Австралии – 71%, США – 8%, Канаде – 49%, в Китае – менее 1%, что говорит о том, что в каждой стране политика, проводящаяся в отношении угольной промышленности, различается. В европейских странах она направлена на снижение добычи угля или вообще закрытие шахт, в Австралии и Индонезии – на увеличение в расчете на экспорт.
Масштабное наращивание угольного экспорта в последние десятилетия потребовало развития специальной инфраструктуры как в портах-отправителях, так и в портах-получателях угля. Так была создана глобальная сеть морских угольных терминалов, способных принимать крупнотоннажные суда.
В Западной Европе после доставки в морские терминалы уголь далее доходит до потребителя благодаря хорошо налаженному каботажу и использованию внутренних рек и судоходных каналов. Такая схема транспортировки импортного угля позволила использовать его в качестве топлива не только на ТЭС, расположенных на морском побережье, но и на ТЭС, находящихся в глубине материка. В странах с обширной территорией, как например США или Канада, внутренние перевозки осуществляются различными видами транспорта - баржами, по железной дороге, а также в ограниченном количестве по трубопроводам в составе смеси, состоящей из угля и воды в соотношении 1:3.
Значительно хуже обстоят дела с транспортной инфраструктурой в странах-поставщиках. В ЮАР и Австралии развитие экспортных мощностей в угледобыче сдерживается пропускной способностью железнодорожного транспорта, доставляющего уголь в порты-терминалы. На пространствах бывшего СССР удаленность основных месторождений от экспортных морских терминалов также требует первоочередного развитая внутренних путей доставки, а также создания новых и расширения уже действующих морских угольных терминалов.
Крупными импортерами угля являются экономически развитые страны, и список основных импортеров угля мало меняется: ими были и остаются Япония, Китай, Республика Корея, Тайвань в Азии, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Испания, Бельгия, Нидерланды, Дания в Европе, Бразилия в Латинской Америке (рис.2.8).
Рис.2.8. Первые десять стран по импорту угля в 2010г
(сост. авт. по [21])
На долю семи основных стран-импортеров, к числу, которых относятся Япония, Китай, Республика Корея, Индия, Тайвань, Германия и Турция, в 2010г. приходилось 67% угля, поступающего на мировой рынок.
Импорт угля постоянно увеличивается: в 1980г. – 278 млн т, в 1980г. – 421 млн т, в 2000г.– 653 млн т, в 2010г. – 1069 млн т [21]. Мировой экспорт увеличивается пропорционально его потреблению в странах-импортерах. С каждым годом процент от общей добычи угля идущий на экспорт увеличивается, следовательно и международная торговля углем тоже будет возрастать.
Что же касается доли регионов в мировом импорте углем, то доля Азиатско-Тихоокеанского региона с 1980-х годов и до настоящего времени возросла более, чем в 2 раза. Это связано с ростом потребления угля, который вызывает увеличение импорта угля, причем не только коксующегося, но и энергетического. В Европе же импорт угля уменьшился более, чем в 2,5 раза. Сокращение импорта угля в Европе вызвано, прежде всего, сокращением его потребления на ТЭС. Либерализация в электроэнергетике привела к повсеместной приватизации в отрасли, что привело к переводу ТЭС на газовое топливо.
Таблица 2.5
Доля крупных регионов мира в импорте угля за период
с 1980г. по 2010г, % (сост. авт. по [21])
Регионы | |||||||
Северная Америка | 6,5 | 4,3 | 6,4 | 3,7 | |||
Центральная и Южная Америка | 2,6 | 3,4 | 3,3 | 2,9 | |||
Европа | 58,8 | 46,2 | 34,2 | 22,2 | |||
Евразия | 1,0 | 2,5 | 5,8 | 3,6 | |||
Ближний Восток | 0,03 | 1,1 | 1,7 | 1,2 | |||
Африка | 0,8 | 1,1 | 1,3 | 0,8 | |||
Азиатско-Тихоокеанский регион | 30,2 | 41,4 | 47,3 | 65,6 | |||
Экспортно-импортные перевозки каменного угля между странами привели к формированию вполне устойчивых «угольных мостов», главные из которых:
· Австралия – Япония, Республика Корея, о. Тайвань;
· Австралия – Западная Европа;
· США – Западная Европа;
· США – Япония;
· ЮАР – Западная Европа;
· ЮАР – Япония;
· Колумбия – Западная Европа.
Таким образом, страны, в которых добывается основная часть мирового угля руководствуются одной из этих причин: добыча угля ведется в расчете на потребление внутри страны ( Китай), на продажу (Австралия, Индонезия), либо же и то и другое (Канада).
Основными странами-импортерами являются либо экономически развитые страны, которые отказались от добычи угля, из-за плохих экологических условий (Западная Европа), либо же страны не имеющие собственных месторождений угля ( Куба, Беларусь).
Нужно отметить, что преодоление территориального разрыва между главными районами добычи и потребления угля привело к формированию «угольных мостов».
Была создана глобальная сеть морских угольных терминалов, способных принимать крупнотоннажные суда, в связи с масштабным наращиванием угольного экспорта в последние десятилетия.