Тема: Полисахариды. Получение, строение и свойства.

Занятие № 2

Целевые задачи:в результате изучения данной темы иметь представление:

- о биологических функциях полисахаридов и их роли в жизнедеятельности;

- об особенностях физико-химических свойств полисахаридов ;

- о классификации полисахаридов.

Знать:

1. Особенности строения гомополисахаридов: крахмала (амилазы, амилопектина), гликогена, целлюлозы, хитина.

2. Особенности строения гетерополисахаридов: гепарина, гиалуроновой кислоты, агар-агара.

3. Химические свойства полисахаридов, обусловленные их строением.

Сущность работы:дать определение полисахаридам,разобрать классификацию полисахаридов,на примерах крахмала и целлюлозы рассмотреть структуру полисахаридов; изучить специфические свойства полисахаридов.

Блок информации( по указанию преподавателя):

ПОЛИСАХАРИДЫ-

ГОМОПОЛИСАХАРИДЫ –

ГЕТЕРОПОЛИСАХАРИДЫ-

ОБРАЗОВАНИЕ ГЛИКОЗИДНЫХ СВЯЗЕЙ:

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА.

Качественные реакции на полисахариды, Гидролиз полисахаридов.

Цель работы:изучить основные свойства полисахаридов, обусловленные их строением.

Сущность работы:провести реакции, характеризующие свойства крахмала и целлюлозы.

Опыт 1. Цветная реакция на крахмал:

Характерной реакцией на крахмал служит реакция с раствором йода в йодиде калия ( иод-крахмальная реакция).

Реактивы: крахмал 1%-ный раствор, раствор Люголя (J2 + КJ); (в 100 мл воды растворено 20 г йодида калия и 10 г йода).

Ход работы. В пробирку помещают 1 – 2 мл раствора крахмала, приливают одну каплю раствора Люголя; отмечают окраску раствора, затем нагревают и охлаждают.

Опишите наблюдения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
   
   
   

Опыт 2. Гидролиз крахмала:

Реактивы: крахмал (1%-ный раствор), соляная кислота (конц.), раствор Люголя, лакмус, 10%-ный раствор гидроксида натрия, раствор Фелинга.

Ход работы: в пробирку наливают 5 мл 1 %-го раствора крахмала и 6 капель концентрированной соляной кислоты. Перемешивают и кипятят на пламени горелки. Через 1-2 мин после кипения берут несколько капель раствора пипеткой и приливают в пробирку, в которой находится 6 мл дистиллированной воды, сюда же приливают 2 капли раствора Люголя. Отмечают полученное окрашивание. Пробирку с остатками крахмала кипятят еще 1-2 мин и снова проводят такую же пробу с раствором йода в йодиде калия. Отмечают полученное окрашивание. Затем кипятят еще 4 мин и проводят пробу с реактивом Люголя, после чего должно получиться желтое окрашивание. Это значит, что крахмал расщепился до глюкозы. Гидролизованный раствор крахмала нейтрализуют с помощью лакмуса раствором гидроксида натрия, добавляют реактив Фелинга и нагревают.



Опишите наблюдения   ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите уравнения реакций   ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опыт 3. Гидролиз целлюлозы:

Ход работы: в пробирку помещают кусочек ваты, заливают его крепким раствором серной кислоты (72 %-ный). После полного растворения (приблизительно через 15 – 20 мин) раствор осторожно разводят водой в 10 – 15 раз и кипятят. После окончания гидролиза нейтрализуют крепким раствором щелочи до сильно-щелочной реакции (по лакмусу) и по каплям добавляют СuSО4.

  Опишите наблюдения   ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите уравнения реакций  
Выводы: 1опыт.   2опыт.   3опыт..

Домашнее задание.

1. Напишите структурные фрагменты:

   
амилозы амилопектина
   
целлюлозы хондроитин-4-сульфата
   
Гиалуроновой кислоты гепарина

2. Перечислите полисахариды, которые входят в состав соединительных тканей:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Напишите вещества, которые можно отнести к:

Гомополисахаридам  
Гетерополисахаридам  
Олигосахаридам  

Опишите строение, свойства гликогена и его функции в организме.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата: _________

Тема: Строение и свойствааминокислот.

Занятие № 3

Целевые задачи:в результате изучения данной иметь представление:

- о биологических функциях аминокислот и их роли в жизнедеятельности;

- об особенностях физико-химических свойств аминокислот;

Знать:

1.Классификацию аминокислот.

2.Особенности строения 20-ти аминокислот, входящих в состав белков живого организма.

3.Строение незаменимых кислот.

4.Качественные реакции на отдельные аминокислоты и функц. группы, входящие в их состав.

Сущность работы:дать определение аминокислотам,разобрать их классификацию, остановиться на редких протеиногенных кислотах (4-гидроксипролин, 5-гидроксилизин, селеноцистеин, альфа-аминолимонная кислота). Привести примеры заменимых и незаменимых кислот.

Блок информации:

АМИНОКИСЛОТЫ-

Классификации аминокислот :

Стереоизомерияальфа-аминокислот:

Наши рекомендации