Два нестандартных способа укрепить командный дух сотрудников

Рассказывайте о правилах поведения в компании в форме байки или анекдота Такой неформальный способ обучения называется сторителлингом. Мысль, выраженную в форме байки или анекдота, сотрудник схватит на лету и поймет, какого поведения от него ждут. В одной IT-компании рассказывают такую историю: девушка-программист целый месяц вбивала данные в базу, которая вдруг полетела. Сотрудница плакала целые сутки, а потом собралась и восстановила работу за три дня. Девушка не только не была наказана. Ее премировали. История показывает: старания всегда оценят в компании. В другой фирме есть притча: парень после вуза пришел в IT-компанию и сказал, что через пять лет станет сотрудником «Майкрософта». Так и случилось. Далее следует описание, как именно он это сделал. Такие байки экономят время и сотрудников, и HR-отдела.
Создайте стрессовую ситуацию: пусть сотрудники застрянут в лесу В выходной день два автобуса с сотрудниками отправились в лес на корпоративный праздник и «специально» застряли в лесу. HR-директор следил за тем, кто из сотрудников как себя поведет. Пятеро человек стали призывать выйти на улицу и толкать автобус. Это лидеры. Шестеро человек последовали призывам. Это хорошие исполнители. Некоторые стали жаловаться на судьбу, а третьи так и не приняли участия в общем деле. Это отщепенцы. Другая компания в Нижнем Новгороде отправила весь персонал, состоящий из 100 человек, на три дня в лес. Люди сами разбили лагерь, готовили себе еду и участвовали в играх. Проект носил название «Я – лидер». К каждой команде был прикреплен психолог, который вел дневник – наблюдал за поведением людей и выявлял настоящих лидеров.
Пример Чтобы проверить склонность к работе в команде, торговая компания разработала два простых кейса и предлагает претендентам решить их. В первом описывается такая ситуация: «Трем отделам, задействованным в одном проекте, поставили задачу – закончить работу одновременно в определенный срок. Если хотя бы один отдел не выполнит эту задачу, всем снизят переменную часть зарплаты. Между тем у каждого отдела своя часть работы по проекту и не все уверены, что справятся в срок. Что, по-Вашему, можно предпринять?» Во втором кейсе речь идет о другом: «Через два дня у Вас экзамен в школе или вузе, но так получилось, что Вы готовы только на 55 %. Что Вы предпримите, чтобы восполнить пробел?» Принимали на работу тех, кто предлагал такие способы, которые связаны с коллективной работой, например, специалисты одного отдела, закончившие работу раньше, помогают другому отделу, а студенты обмениваются конспектами, чтобы помочь друг другу.


Два нестандартных способа укрепить командный дух сотрудников - student2.ru Анна ГРАЖДАНКИНА, руководитель отдела персонала компании City Express
Три условия, при которых работа команды будет эффективной Чтобы поддерживать командный стиль работы, компания должна: – четко и доходчиво обозначить общую цель, которую необходимо достичь; – выбрать лидера команды – формального лидера, который будет ставить цели, демонстрировать подходы к конструктивному решению конфликтов; – определить меры по организации эффективного взаимодействия. Например, создать регламент проведения совещаний. У участников может быть весьма разное представление о правилах делового тона.

Критерий 3. Личностные характеристики. Какие социальные роли играют сотрудники? Ваша задача – подобрать не одинаковых, а разных по личностным характеристикам людей. Тогда из них, как из пазлов, получится гармоничная команда. Для этого желательно подбирать людей, играющих различные социальные роли в команде.

Английский исследователь Рэймонд Мередит БЕЛБИН выделил девять социальных ролей в команде, которые влияют на результаты ее работы. Какую роль будет играть человек в коллективе, зависит от черт его характера (описание каждой из девяти социальных ролей и соответствующих им черт характера человека см. в таблице ниже).

Наблюдайте за сотрудниками, попросите руководителей охарактеризовать каждого и Вы поймете, какую роль он будет играть в команде. Подбирайте людей с разными социальными ролями.

Обратите внимание: один и тот же человек может играть одновременно несколько ролей. И чем шире количество ролей, которые способен сыграть один сотрудник, тем лучшим командным игроком он будет. Теперь, когда Вы выявили профессионалов, способных работать в коллективе, и сформировали команду, переходите ко второму этапу.

Таблица. Социальные роли членов команды по Р.М. БЕЛБИНУ

Два нестандартных способа укрепить командный дух сотрудников - student2.ru

Два нестандартных способа укрепить командный дух сотрудников - student2.ru Пьер КАСС, профессор московской школы управления «Сколково»
Командную работу переоценивают. Она совсем не так эффективна, как хотелось бы В 1992 году топ-менеджеры французской компании Alcatel-Alsthom провели продолжительное совещание, в ходе которого спорили о перспективах рынка мобильных телефонов. И команда решила: перспектив у него нет. И в то же самое время новый гендиректор Nokia Йорма ОЛЛИЛА сам единолично решил закрыть весь бизнес компании и все средства вложить в мобильные телефоны. Кто оказался в итоге прав, все знают. Команда во всяком случае была не права. В последние годы все только и говорят, что надо работать в команде. Но на самом деле работа даже в самой лучшей команде не гарантирует высоких бизнес-результатов и прогрессивные идеи, как правило, – результат работы одного человека. Поэтому если и формировать команды, то совсем не так, как нам говорят. Нужно искать новые методы.

Наши рекомендации