Белорусское национальное движение в 1915-1917

В годы первой мировой войны в Беларуси сложились неблагоприятные условия для развития белорусского национального движения. Большая часть его участников вынуждена была покинуть пределы Беларуси. Перестали печататься белорускоязычные газеты, журналы, книги. В августе 1915 остановилось издание рупора и лидера национального движения в Беларуси газеты «Наша нива». С 1915 в Вильно начал действовать Белорусский народный комитет, который высказывался за независимость Беларуси и Литвы и возрождение Великого княжества литовского. Созданная этим комитетом для практического воплощения этой задачи «Конфедерация Великого княжества литовского» по многим объективным и субъективным причинам распалась. Вопрос о независимости белорусского народа деятели Белорусского народного комитета поднимали в Стокгольме и Лозанне на конференциях в 1916. Идеи независимости Беларуси продолжала пропагандировать на своих страницах газеты «гомон», которая выходила в Вильно под редакцией В.Ластовского. февральская революция 1917 пробудила политическую активность широких масс населения и многих политических партий, особенно по вопросу национального возрождения. К этому времени партия БСГ (Бел. соц. громада) насчитывает ок. 5000 членов. По ее инициативе и поддержке со стороны Минского комитета помощи жертвам войны 25-27 марта 1917 состоялся съезд белорусских национальных организаций 9150 чел.). съезд избрал Белорусский национальный комитет (БНК) во главе со Р.Скирмунтом (10 из 18 его членов являлись сторонниками БСГ). Признавая политику Временного правительства, съезд поручил БНК провести выборы ы белорусскую краевую раду, разработать местную Конституционную, приступить к созыву крестьянского и учительского съездов, созданию кооперативов, основанию белорусскоязычных школ. БНК стал издавать газету «Вольная Беларусь». Белорусские национально-демократические партии сделали попытку добиться от Временного правительства передачи власти белорусской краевой раде. Но из этого ничего не вышло. Сопротивление политике БНК оказывали не только органы власти, но и организации РСДРП (б), которые стремились захватить в это время инициативу в свои руки.

43. Развитие образования в Беларуси в нач. ХХ в.

Начало ХХ в. принесло изменения в общественно-политической жизни России в связи с революцией 1905-1907 гг. Буржуазные преобразования в ходе столыпинских реформ вызвали необходимость существенного обновления и расширения сети учебных заведений. Школы православно-церковного ведомства в сельской местности постепенно были заменены народными училищами, которые давали значительно более высокий уровень знаний. В 1905-1914 гг количество учащихся народных училищ в Беларуси увеличилось почти в 3 раза и достигло 305 тыс. Из-за большой нехватки школьных помещений классы были переполнены и многим детям по этой причине отказывали в приеме в начальную школу. Многие школы размещались в наемных помещениях (в Минской губернии в 1914 таких школв было более 2/3). Характерным явлением в это время являлся большой отсев учащихся по разным причинам. Быстро в эти годы увеличивалось кол-во средних учебных заведений – гимназий и реальных училищ. Оно выросло с 28 в 1900 году до 122 в 1914 году. Однако получить среднее образование из-за высокой платы за обучение могли только дети зажиточных слоев населения. Острая нехватка учителей заставила власти открыть в 1909-1916 гг учительские институты в Витебске, Могилеве, Минске, учительские семинарии в Рогачеве, Орше, Борисове, Гомеле и Бобруйске. Эти учебные заведения высшего образования не давали открыть царские власти. Профессионально-техническое обучение велось в Горецком ремесленном и Гомельском железнодорожном училищах, ряде ремесленных и с/х школах, а также в ремесленных классах, открытых в ряде начальных общеобразовательных школ. Всего в Беларуси в 25 низших профессиональных учебных заведениях занималось 1,5 тыс. учащихся. Учеба была платной. Несмотря на значительный рост, школьная сеть в начале ХХ в далеко не полностью обеспечивала получение даже начального образования для всех детей школьного возраста. В 1910 в Виленском учебном округе, который руководил школьным образованием в 5 белорусских губерниях, из-за отсутствия школьных помещений и учителей не были приняты в школу 41% детей в городах и 24,7% в деревнях.



Наши рекомендации