Составители : Полякова М.А., Ищенко , Зуйкова
Составители : Полякова М.А., Ищенко , Зуйкова,
Утверждено: Решение городского методического совета Методического кабинета при Управлении образования города Горловка. Протокол № от 25.08.2016г.
Заведующий методическим кабинетом Е.Е.Панченко
при Управлении образования
администрации города Горловка
Урок 1 . Мой город в истории Донбасса.
Прочитайте и запомните.
Дата основания города Горловка 1779 год.
До 1869 года Горловка называлась Корсунь. П.М. Горлов усовершенствовал добычу угля на двух шахтах, построил шахту «Корсунская копь №1» (в будущем шахта «Кочегарка»), которая по техническому оснащению и организацией горных работ была одной из лучших в Донбассе. В честь Петра Николаевича Горлова и был назван город.
Пользуясь справочной литературой, расскажите об исторических фактах возникновения твоего города.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поработайте с «лентой времени».
1779 1868 1897 1932 1954 ……… ………………………. |
1779 - основание г. Горловка;
1868 - строительство железной дороги;
1897 - построен машиностроительный завод;
1932 - проложена первая трамвайная линия;
1954 - в Горловку переведён педагогический институт иностранных языков.
- Продолжите эту ленту.
__________________________________________________________________________________________________________
Донбасс |
город ….. …………… ...... …………. ……… ……… |
район ………….. |
улица ………… |
Урок 2. Символы моего города.
6. Прочитайте и запомните.
Три серебряные звезды на гербовом щите символизируют три района, на которые делится город. Горлица – птица, которая водится в здешних местах, также символизирует название города. Стального цвета молотки и чёрный цвет щита – угольная промышленность.
- Что обозначают цвета нашего флага? Напишите.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Что вы знаете об этой птице? Напишите.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
8. Дайте определение данным выражениям.Каждый, кто любит то место, где родился и вырос -______________Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом -______________
8. Напишите, где находятся данные памятники? Расскажите о достопримечательностях и памятных местах родного края. _________________________________________________________
9. Назовите прославленных земляков родного края.
Урок 3. Путешествие по водоемам Донбасса.
Составьте ассоциативный куст.
Значение воды в природе |
________________ ____________________
___________________, ___________________________, ________________________
2. Прочитайте и запомните.
Юг Донбасса омывается Азовским морем. Северский Донец – наиболее крупная река Донецкой области.Её притоки — Казённый Торец, Бахмутка и Лугань. Кальмиусвпадает в Азовское море. Его длина составляет 209 километров.Крупнейшие притоки главной реки Донецка – Мокрая Волноваха и Кальчик. Самая длинная река южного склона Донецкого кряжа – Миус. Главный приток Миуса – река Крынка.На Кальмиусе есть четыре водохранилища: Верхнекальмиусское, Нижнекальмиусское, Старобешевское и Павлопольское.
Запишите, почему люди расселялись на берегах рек?
_______________________________________________________
________________________________________________________
Напишите, какие животные обитают в водоемах Донбасса.
Урок 4. Путешествие по водоемам Донбасса.
1.Дополните предложения:
· Выработанное рекой углубление на земной поверхности, по которому она течёт, называется ______________
· Источниками питания рек являются: _______________,
______________, _______________, _________________.
Дайте определение понятиям.
Заповедник- ______________________________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________
Природный парк- __________________________________________
__________________________________________________________
_________________________________________________________
Заказник-_________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
2. Определите названия заповедных мест:
__________________ __________________ _______________
___________________ _______________ __________________
Слова для справок:каменные могилы, меловая флора, ботанический сад, региональный ландшафтный парк «Донецкий кряж», региональный ландшафтный парк «Клебан-Бык», лесной заказник государственного значения «Великоанадольский».
Урок 6. Заповедные места родного края.
1. Составьте и запишите названия деревьев лиственных пород, растущих в Донецкой области.
ЛООТЬП___________________ НЕСЬЯ__________________
КЯАЦАИ___________________ ЛЕКН __________________
ЗЕЕБРА ___________________ ПИЛА _________________
2. Выясните, какие растения родного края занесены в Красную книгу Донбасса. Запишите.
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
3. Определите и запишите название растений родного края, занесенных в Красную книгу Донбасса.
_______________ ______________ _______________
Прочитай и запомни.
ЗЕМЛЯ РОДНАЯ – ДОНБАСС
Что я о тебе, товарищ, знаю?
Достаешь ты уголь под землей,
Чтоб всегда горело, не сгорая,
Радостное солнце над страной.
Припев:
И точно знаю:
Для нас
Земля родная -
Донбасс!
Что я о тебе, товарищ, знаю?
В жарких домнах плавишь ты металл,
Чтобы лег он рельсами сверкая,
Чтоб станком, а не штыком он стал.
2. Составьте пословицы и объясните их значение:
Чтобы шахтёром называться, | стыдись работать как-нибудь. |
Уголёк - что золото: | мало углём замараться. |
Закон шахтёрский не забудь: | и блестит, и ценится. |
3. Расскажите, чем вы можете помочь своему городу.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Урок 12. Что такое общество? Правила поведения в обществе.
1. Дайте определение понятий:
Общество-_________________________________________________
__________________________________________________________
Культура поведения- _______________________________________
__________________________________________________________
2. Рассмотрите иллюстрации. Оцените поведение детей.
3. Проанализируйте ситуации:
· Папа ругает дочь за то, что она пришла поздно с прогулки домой, хотя обещала прийти вовремя.
· Мама приходит с работы уставшая, а сын прогулял весь день, дома не убрался.
· Подруга обещала принести кассету, но отдала другой девочке.
Прочитайте, запомните.
Справедливый– действующий беспристрастно, соответствующий истине.
Быть справедливым – это значит использовать свои права, не нарушая при этом прав других людей.
2. Ответьте на вопросы:
1.Какие хорошие поступки своих одноклассников вы наблюдали на перемене, на уроке, после уроков? 2. Чему можно поучиться у ваших одноклассников? 3. Какому качеству личности можно поучиться у вас? 4. Какие плохие поступки одноклассников вы видели на перемене или после школы? Как вы действуете в этих ситуациях?
3.Соберите пословицы. Объясните их значение.«Быть добрым это значит самому
очень легко, участвовать в ней.
( Ж.Ж.Руссо)
«Видеть несправедливость быть справедливым вот,
и молчать - что трудно»
(В. Гюго)
Проанализируйте ситуации.
· Мама не разрешила сыну идти на тренировку, потому что он не выучил уроки.
· Мама отругала детей за обман, а папа пожалел их и угостил конфетами.
· Старший ребенок в семье подрался с младшим, и родители наказали старшего.
Запомните.
Патриот– человек, который любит свою родину, защищает её от врагов.
Патриотизм- преданность и любовь к своему отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.
3. Приведите примеры патриотизма.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Запомните.
Гражданин- это человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией. Во Всеобщей декларации прав человека записано: “ Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства”.
Прочитайте и запомните.
Химия — это наука о веществах и их превращениях: о строении элементов, их свойствах и механизмах химических реакций. Химик— это название профессии объединяет всех специалистов — учёных, лаборантов, технологов, — работающих с химическими веществами. 2. Выучите.
Химия — наука непростая,
Весело по жизни с ней идти,
Колбочки, пробирки, реактивы —
От других профессий отличит.
Прочитайте и запомните.
«Концерн Стирол» — предприятие химической промышленности, крупнейший производитель азотных удобрений. Основными направлениями деятельности компании является производство аммиака, азотных минеральных удобрений, полимерных материалов, химикатов, химической продукции высокой степени чистоты, лакокрасочной продукции, товаров широкого потребления.
5.Рассмотрите и назовите продукты производства химической промышленности.
Урок 19-20. Проект « Моя будущая профессия».
1. Техника «ассоциативный ряд».Назовите по цепочке слова-ассоциации, возникающие при упоминании слова труд:_________________________________________________
- Рассмотрите рисунки. Какая профессия самая главная? Почему?
2. Закончите предложение.Все профессии важны,_______________________________3. Прочитайте и запомните формулу выбора профессии: “Хочу” - это ваши интересы склонности, желания и мечты.“Могу” - это ваши способности и здоровье.“Надо”- это потребность в кадрах, т.е. какие профессии, пользуются или будут пользоваться в ближайшее время спросом.4. Игра "Самая - самая ".Отгадайте профессии с элементами юмора:
· Самая сладкая_______________________________
· Самая детская_______________________________
· Самая смешная______________________________
· Самая зеленая_______________________________
· Самая денежная_____________________________
5. Презентация проектов « Моя будущая профессия» .
Урок 21. Поговорим о толерантности.
1. Объясните выражение:Мы все разные, но у нас много общего!
Заполните таблицу.
Общее | Отличия |
Запомните.
Толерантность– это терпимость, признание и принятие достоинств и недостатков других людей. 16 ноября Всемирный день толерантности.
- Какие еще толерантные качества личности вы можете назвать?
__________________________________________________________3. Игра «Не будь таким, как все».
-Назовите положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то, чем он отличается от остальных: ______________________________________________
4. Игра «Хорошо - плохо». Продолжите ряд качеств.Подберите добродетели, противоположные порокам.
Гордость - ______________ Жадность - __________________ Зависть- ___________________ Гнев - ____________________
Лень- __________________ 5. Проанализируйте ситуации.
Урок 22. Поговорим о толерантности.
Разгадайте кроссворд.
1. Как называлась первая русская газета.
2. Орган управления страной, введённый Петром I.
3. При Петре был построен русский…..
4. В ходе Северной войны со шведами при Петре появилась русская…..
5. Навигаторские, инженерные, «цифирные» ….
6. Область, которой управлял губернатор…….
7. Кунсткамера – это первый русский……
– Какое слово получилось по вертикали? – Кого мы называем таким именем? – А почему?
3. Запишите, какие преобразования произошли во время правления Петра I.
____________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Урок 28-30. Народные ремёсла и промыслы.
1. Прочитайте и запомните.
Наро́дные про́мыслы(народное ремесло) — широкий спектр изделий, изготовленных при помощи простых подручных материалов, и несложных инструментов. Работа может выполняться на дереве, цветных металлах, бумаге и т. д.
2. Дайте определение видам промысла.
______________ _________________________ _____________________ ______________
Слова для справок: лозоплетение, гончарное дело, кузнечное ремесло, вышивка.
- Какие еще народные промыслы вы знаете? Запишите.
__________________________________________________________
3. Найдите и запишите информацию о Татьяне Жуковой.
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Урок 31-32. Визитная карточка Донбасса в металле.
1. Прочитайте и запомните .
Родился Алексей Иванович Мерцалов в 1856 году в крестьянской семье в селе Кураховка Екатеринославской губернии. На Юзовском металлургическом заводе работал в течение сорока лет.
Парк кованых фигур в Донецке представляет собой скульптурные композиции, выкованные из металла. Автор и руководитель проекта – заслуженный деятель искусств Украины Виктор Бурдук.
Составители : Полякова М.А., Ищенко , Зуйкова,
Утверждено: Решение городского методического совета Методического кабинета при Управлении образования города Горловка. Протокол № от 25.08.2016г.
Заведующий методическим кабинетом Е.Е.Панченко
при Управлении образования
администрации города Горловка
Урок 1 . Мой город в истории Донбасса.
Прочитайте и запомните.
Дата основания города Горловка 1779 год.
До 1869 года Горловка называлась Корсунь. П.М. Горлов усовершенствовал добычу угля на двух шахтах, построил шахту «Корсунская копь №1» (в будущем шахта «Кочегарка»), которая по техническому оснащению и организацией горных работ была одной из лучших в Донбассе. В честь Петра Николаевича Горлова и был назван город.