Методы проведения анализа

Тема 1.2. Методы АФХД.

ПЛАН: 1. Показатели АФХД

2. Методы проведения анализа.

Показатели АФХД.

Все объекты анализа хозяйственной деятельности находят свое отражение в системе показателей, каждое экономическое явление чаще определяется не одним обособленным, а целым комплексом взаимно связанных показателей.

Например: эффективность использования основных фондов характеризует:

· фондоотдача;

· фондоемкость;

· фондовооруженность;

· фондорентабельность.

Виды показателей АХД:

1. По содержанию:

- качественные, т. е. себестоимость с/с, цена, рентабельность, производительность труда;

- количественные, т.е. объем производстваV, число рабочих.

2. По отношению к отраслям:

- общие для всех отраслей, т.е. рентабельность, производительность труда;

- специфические, т.е. жирность молока, урожайность.

Характеризуют качественную степень развития явления: % работников с высшим образованием, % забракованной продукции.

3. По степени синтеза:

- обобщающие, применяются для обобщенной характеристики экономических явлений, например: обобщающие показатели производительности труда являются среднегодовая, среднемесячная, среднечасовая выработка продукции;

- частные (затраты рабочего времени на производство единицы продукции определенного вида).

4. По виду выражения:

- абсолютные (в натуральном, стоимостном выражении);

- относительные, показывают соотношение каких-либо двух абсолютных показателя, выраженных в % или коэффициентах.

5. По причинно- следственным отношениям:

-факторные;

- результативные.

Если тот или иной показатель рассматривается как результат воздействия одной или нескольких причин и выступает в качестве исследования, то он называется результативным.

Показатели, которые выступают в качестве причин изменения величины результативного показателя, называются факторами.

Методы проведения анализа.

Метод - это подход к изучениюреальной действительности, способ исследованияприроды и общества.

Методы позволяют вскрыть причинно следственные взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями; установить конкретные факторы, оказывающие влияние на те или иные показатели; наиболее точно измерить степень влияния каждого фактора; выявить имеющиеся резервы, использование которых повышает уровень эффективности деятельности организаций.

Методы анализа:

1. Метод сравнения - это метод, в процессе которого изучаемое явление сопоставляется с уже с изучаемым ранее: (отчетные данные сравниваются с плановыми, с нормативными, с отчетными данными прошлых периодов, с показателями работы других организаций. При этом исчисляются относительные величины: процент выполнения плана, темпы роста, темпы прироста по сравнению с прошлым периодом).

При сравнении показателей необходимо учитывать требования их сопоставимости. Сравниваемые показатели должны быть определены по одинаковой методике, применены одинаковые цены, тарифы, оклады и др. При сравнении показателей в динамике следует учитывать сезонные колебания большинства показателей и сопоставление проводить с показателями за соответствующий период (квартал, месяц) прошлого года, а так же учитывать индекс инфляции.

- горизонтальный метод сравнения используется для определения абсолютных и относительных отклонений, фактических значений показателей, отклонение базисных или предыдущих периодов.

- вертикальный метод – изучается структура явления путем расчета удельного веса, а также соотношения частей целого между собой.

2. Метод абсолютных, относительных и средних величин.

Абсолютные величины –получают в результате измерения, подсчета или взвешивания.

Относительные величины – получают путем сопоставления:

- относительная величина выполнения плана Факт/ План;

- относительная величина динамики, характеризующаяся темпом роста;

- относительная величина структуры – это удельный вес или доля Часть/Общее * 100%;

- относительная величина в координации – соотношение частей целого между собой;

- относительная величина интенсивности характеризует степень развития явлений (% работников с высшим образованием);

- относительная величина эффективности характеризуется соотношением эффекта с ресурсами или затратами.

Средние величины – используются для обобщения количественной характеристики явления по какому-либо признаку.

3. Метод индексов -состоит в определении разных индексов по сводным, обобщающим показателям.

Индексы – обозначает показатель или указатель.

- Индивидуальные индексы выражают соотношение отдельных элементов совокупности. Они относятся к одному элементу и не требуют суммирования данных. они представляют собой относительные величины динамики, выполнения обязательств, сравнения. Индексы обозначаются i , и определяются сопоставлением двух величин. Период, который сравнивается, называется текущим или отчетными обозначается подстрочной 1(единицей);

период, с которым сравнивают, называется базисным и обозначается подстрочным 0 (ноликом).

В большинстве случаев в числителе стоит текущий уровень, а в знаменателе - базисный уровень.

Название индекс получает по названию индексируемой величины.

Индексы измеряются либо в виде процентов (%), либо в виде коэффициентов.

- Агрегатные индексы – это индексы, числители и знаменатели которых представляют собой соединением сумм произведения.

Агрегатные индексы обозначаются буквой I и также сопровождаются подстрочным знаком индексируемого показателя.

Методика расчета агрегатных индексов сложнее, чем индивидуальных, и различна в зависимости от характера индексируемых показателей, наличия исходных данных и целей исследования.

Каждая индексируемая величина имеет обозначение:

q - количество (объем) продукта в натуральном выражении

р - цена единицы товара.

z - себестоимость единицы продукции

t - затраты времени на производство единицы продукции

w - выработка продукции в стоимостном выражении на 1го работника или в

единицу времени.

v - выработка продукции в натуральном выражении на одного работника или в

единицу времени.

pq - товарооборот, выручка.

zq - затраты на производство всей продукции

Методы проведения анализа - student2.ru p Методы проведения анализа - student2.ru q Методы проведения анализа - student2.ru ;   Методы проведения анализа - student2.ru p Методы проведения анализа - student2.ru q Методы проведения анализа - student2.ru - индекс физического объема товарооборота  

В зависимости от экономического содержания индивидуальные индексы бывают: физического объема продукции, цен, себестоимости, производительности труда и т.д.

1. Индекс физического объема продукцииi Методы проведения анализа - student2.ru рассчитывается по формуле

Методы проведения анализа - student2.ru

где Методы проведения анализа - student2.ru и Методы проведения анализа - student2.ru - соответственно продукция отчетного и базисного периодов.

В знаменателе может быть не только количество продукции, произведенной в каком-то предыдущем периоде, но и плановое значение ( Методы проведения анализа - student2.ru ), нормативное ( Методы проведения анализа - student2.ru ) или эталонное значение, принятое за базу сравнения ( Методы проведения анализа - student2.ru ).

2. Индивидуальный индекс цен рассчитывается по формуле.

Методы проведения анализа - student2.ru

где Методы проведения анализа - student2.ru и Методы проведения анализа - student2.ru - соответственно цена одного вида продукции в отчетном и базисном периодах.

Этот индекс характеризует изменение цены одного определенного товара в текущем периоде по сравнению с базисным.

3. Индивидуальный индекс себестоимости (z) единицы продукции рассчитывается по формуле

Методы проведения анализа - student2.ru

Он также показывает изменение себестоимости единицы продукции в текущем периоде по сравнению с базисным.

Производительность труда может быть измерена количеством продукции, производимой в единицу времени (v) или затратами рабочего времени на производство единицы продукции (t). Поэтому можно построить:

4. Индекс количества продукции, произведенной в единицу времени:

Методы проведения анализа - student2.ru

5. Индекс затрат времени на производство единицы продукции:

Методы проведения анализа - student2.ru

6. Индивидуальный индекс численности рабочих можно рассчитать следующим образом:

Методы проведения анализа - student2.ru

Он показывает, во сколько раз изменилась численность рабочих в текущем периоде по сравнению с базисным или сколько процентов составляет рост (снижение) численности рабочих.

В качестве соизмерителей индексируемых величин выступают тесно связанные с ними экономические показатели: цены, количество и др.

Произведение каждой индексируемой величины на соизмеритель образует в индексном отношении определённые экономические категории.

Рассмотрим пример:

Таблица 1.

товар   ед. базисный   отчетный   индивидуальные  
    изм.   период   период   индексы  
        цена за единицу кол-во   цена за единицу   кол-во,   цен   физическ. объёма  
        товара, руб. Методы проведения анализа - student2.ru   Методы проведения анализа - student2.ru товара, руб. Методы проведения анализа - student2.ru     Методы проведения анализа - student2.ru   Методы проведения анализа - student2.ru     Методы проведения анализа - student2.ru    
А   т.           1,25   1,27  
Б   м.           1,0   1,25  
В   шт.     1 000       0,67   1,5  

При определении по данным таблицы статистических индексов первый период принимается за базисный, в котором цена единицы товара принимается за Методы проведения анализа - student2.ru ,

а количество - Методы проведения анализа - student2.ru .

Второй период принимается за текущий (или отчетный), в котором цена единицы товара обозначается Методы проведения анализа - student2.ru , а количество - Методы проведения анализа - student2.ru .

ВЫВОД: Индивидуальные индексы показывают, что в текущем периоде по сравнению с базисным цена на товар А повысилась на 25%, на товар Б осталась без изменения, а на товар В снизилась на 33%.

Количество реализации товара А возросло на 27%, товара Б — на 25%, а товара В — на 50%.

Расчет агрегатных индексов:

1. Агрегатный индекс цены Iрв качестве соизмерителя индексируемых величин Методы проведения анализа - student2.ru и Методы проведения анализа - student2.ru , принимаются данные о количестве реализации товаров в текущем периоде Методы проведения анализа - student2.ru . При умножении Методы проведения анализа - student2.ru на индексируемые величины в числителе индексного отношения образуется значение Методы проведения анализа - student2.ru, т.е. сумма стоимости продажи товаров в текущем периоде по ценам того же текущего периода. В знаменателе индексного отношения образуется значение Методы проведения анализа - student2.ru ,т.е. сумма стоимости продажи товаров в текущем периоде по ценам базисного периода.

Агрегатная формула такого общего индекса цен имеет следующий вид:

Методы проведения анализа - student2.ru(1)

Расчёт агрегатного индекса цен по данной формуле предложил немецкий экономист Г. Пааше, поэтому он называется индексом Пааше.

Применяем формулу для расчёта агрегатного индекса цен по данным таблицы 1

числитель индексного отношения

Методы проведения анализа - student2.ru =25 * 9 500 + 30 * 2 500 + 10 * 1 500 = 327 500 руб.

знаменатель индексного отношения

Методы проведения анализа - student2.ru = 20 * 9 500 + 30 * 2 500 + 15 * 1 500 = 287 500 руб.

Полученные значения подставляем в формулу I:

Методы проведения анализа - student2.ruили 113,9%

Применение формулы (1) показывает, что по данному ассортименту товаров в целом цены повысились в среднем на 13,9%.

2.Агрегатные индексы количества (физического объёма товарной массы)

При определении агрегатного индекса физического объёма товарной массы Методы проведения анализа - student2.ru в качестве соизмерителей индексируемых величин Методы проведения анализа - student2.ru и Методы проведения анализа - student2.ru могут

применяться неизменные цены базисного периода Методы проведения анализа - student2.ru . При умножении Методы проведения анализа - student2.ru на индексируемые величины в числителе индексного отношения образуется значение Методы проведения анализа - student2.ru , т.е. сумма стоимости товарной массы текущего периода в

базисных ценах. В знаменателе — Методы проведения анализа - student2.ru сумма стоимости товарной массы базисного периода в ценах того же базисного периода.

Агрегатная формула такого общего индекса имеет следующий вид:

Методы проведения анализа - student2.ru(2)

Поскольку, в числителе формулы (2) содержится сумма стоимости реализации товаров в текущем периоде по неизменным (базисным) ценам, а в знаменателе — сумма фактической стоимости товаров, реализованных в базисном периоде в тех же неизменных (базисных) ценах, то данный индекс является агрегатным индексом товарооборота в сопоставимых (базисных) ценах.

Используем формулу (2) для расчёта агрегатного индекса физического объёма реализации товаров по данным табл. 1 :

числитель индексного отношения Методы проведения анализа - student2.ru

Методы проведения анализа - student2.ru = 9 500 * 20 + 2 500 * 30 + 1 500 * 15 = 287 500 руб.,

знаменатель индексного отношения

Методы проведения анализа - student2.ru = 7 500 * 20 + 2000 * 30 + 1 000 *15 = 225 000 руб.

Полученные значения подставляем в формулу (3):

Методы проведения анализа - student2.ruили 127,8 %

Применение формулы (2) показывает, что по данному ассортименту товаров в целом прирост физического объёма реализации в текущем периоде составил в среднем 27,8%.

3.Агрегатный индекс физического объема товарооборота Методы проведения анализа - student2.ru

4. Аналогичным образом производится расчёт агрегатного индекса себестоимости, при этом сравниваются суммы затрат в производстве в отчётном периоде Методы проведения анализа - student2.ru -числитель индекса) с суммой затрат в производстве на продукцию отчётного периода по себестоимости базисного периода( Методы проведения анализа - student2.ru - знаменатель).

Агрегатный индекс физического объёма товарооборота может определяться посредством использования в качестве соизмерителя индексируемых величин Методы проведения анализа - student2.ru и Методы проведения анализа - student2.ru цен текущего периода Методы проведения анализа - student2.ru .

Агрегатная формула общего индекса будет иметь вид:

Методы проведения анализа - student2.ru (4)

числитель индексного отношения

Методы проведения анализа - student2.ru =9 500 * 25 + 2 500 * 30 + 1 500 * 10 = 327 500 руб.

знаменатель индексного отношения

Методы проведения анализа - student2.ru =7 500 * 25 + 2 000 * 30 + 1 000 * 10 = 257 500 руб.

Полученные значения подставляем в формулу (4):

Методы проведения анализа - student2.ru или 127,2 %

Применение формулы (4) показывает, что по данному ассортименту товаров в целом прирост физического объёма реализации в текущем периоде составил в среднем 27,2%.

4. Метод цепной подстановки - получил наибольшее распространение для определения влияния факторов на изменение результата.

· Метод цепных подстановок (МЦП) используется для исчисле­ния влияния отдельных факторов на соответствующий совокуп­ный показатель или функцию. МЦП используется лишь тогда, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функци­ональный характер. В этих случаях функция должна быть изобра­жена в виде суммы, произведения или частного, от деления одних показателей (факторов) на другие.

Сущность МЦП (метода цепной подстановки):

заключается в последовательной замене плановой вели­чины одного из факторов при условии, что остальные факторы остаются неизменными.

Степень влияния на функцию того или иного фактора опреде­ляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычита­ется первый, из третьего - второй и т.д. В первом расчете все величины плановые, в последнем - фактические. Таким образом, число расчетов на единицу больше числа факторов.

Способ цепных подстановок основан на элиминировании.

Наши рекомендации