Эластичность экспорта и импорта

Эластичность импорта– изменение спроса на импорт,вытекающее из изменения условий торговли.Еim=∆IM(%)/∆P(%)Обычно эластичность спроса на импорт (Eimизмеряется как процентное изменение объемов импорта к процентному изменению его цены: в случае падения цены на импортные товары объемы импорта увеличиваются, в случае роста цены – сокращаются. Коэффициент эластичности всегда будет больше нуля. Если Еim> 1, это значит, что падение цены на импортные товары на 1% привело к росту спроса на них более чем на 1%. Поэтому в этом случае спрос на импорт считается эластичным.Если Еim < 1, это значит, что падение цены на импортные товары на 1%привело к росту спроса на них менее чем на 1%. Поэтому в этом случае спрос на импорт является неэластичным.Но падение цены импорта означает улучшение условий торговли. Из этого следует, что улучшение условий торговли вынудит страну увеличить расходы на импорт, если спрос на импорт эластичен (так как спрос на импортные товары возрастет в большей степени,чем упадет их цена), и сократить расходы на импорт, если спрос на импорт неэластичен. Однако возможности импорта страны ограничиваются возможностями ее экспорта – экспортом зарабатываются деньги на покупку импортных товаров. Следовательно, при эластичности импорта и падении его цены объем экспорта должен увеличиться.Эластичность экспорта – изменение предложения товаров на экспорт, вытекающее из изменения условий торговли. EX=∆X(%)/∆P(%)Обычно эластичность экспорта измеряется как отношение процентного изменения объемов экспорта к процентному изменению цены импорта: в случае падения цены на импортные товары объемы экспорта увеличиваются,в случае роста цены – сокращаются.Если цена импорта падает на 1%(условия торговли улучшаются на 1%),то эластичность импорта увеличивается на Eimпроцентов, а эластичность экспорта– на Еx процентов. Эластичность,равная 1 (падение цены импорта на 1%, приведшее к росту спроса на импорт на 1%), обусловливает и увеличение предложения товаров на экспорт также на 1%. Это значит, чтоЕim-I=Ex Как видно, эластичность спроса на импорт и эластичность предложения товара на экспорт – две стороны одной медали и тесно связаны друг с другом. Высокая эластичность обычно свидетельствует о существовании в той или иной области развитого рыночного механизма,позволяющего производителям быстро реагировать на изменения цен. Низкая эластичность обычно ведет к серьезным экономическим проблемам
118. Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов

Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.

Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран - экспортеров рабочей силы, которые используют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:

• методы и средства защиты интересов государства - экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;

• методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств. Ряд государств прямо обязывает трудящихся эмигрантов переводить в страну происхождения значительную долю полученной за границей заработной платы. Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных вкладов и страховок; • методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии. а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т. п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав. В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями. Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств, предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т. п. возвращающихся на родину мигрантов. • Меры, способствующие сочетанию как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.

Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его гралсдан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования -наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности. • Меры, направленные на взаимную защиту интересов стран - экспортеров и стран - импортеров трудовых ресур­сов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину).

Наши рекомендации