Тема № 2. «Теория потребительского поведения»
Конкуренция и монополия
В рыночной экономике имеет место 4 модели рынка. Они отличаются по количеству фирм в отрасли не зависимо от того, является ли продукция дифференцированной или стандартизированной и насколько легко войти новым фирмам в отрасль.
Монополистическая конкуренция |
Чистая или естественная монополия |
Олигополия |
Чистая и совершенная конкуренция |
Конкуренция совершенная и чистая (столкновение или соперничество) – форма взаимного соперничества экономических субъектов за достижение лучших условий производства, получение наибольшей прибыли.
Характерные черты:
1. Большое число независимо действующих продавцов (изменяя объем предложения, цена изменяется, а продавцы не зависят в этом плане друг от друга)
2. Стандартизированная (однородная) продукция, отсутствует неценовая конкуренция (качество, реклама, сбыт)
3. Незначительный (отсутствие) контроль над ценой (конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, может только согласиться)
4. Свободное вступление или выход из отрасли (нет тех мер, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкретных рынках)
Чистая конкуренция НЕ существует.
Монополистическая конкуренция (не совершенная) – охватывает отрасли, состоящих из относительно не большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в монополистические тайные союзы.
Характерные черты:
1. Относительно большое число производителей, которые производят похожую, но не идентичную продукцию.
2. Дифференцированный продукт выступающий в двух формах:
a. Товары различаются по своим физическим или качественным параметрам
b. Услуги, связанные с продажей продукта (реклама, упаковка, товарный знак)
3. Имеет место контроль над ценами (разница в объеме)
4. Относительно легкое вступление в отрасль
Господствует фирма – монополия. Монополия – исключительное право, принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Это такая модель рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а значит и на цену. Монополия возникает на базе:
1. Концентрация – укрупнение производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала
2. Централизация – слияние мелких и средних предприятий в единое крупное (поглощение (насильственно), партнерство (добровольно))
Монополист не совсем свободен в установлении цен и получении прибыли. Виды монополии:
1. Монопсония – господство на рынке одного покупателя (государство военную продукцию)
2. Дуополия – господство на рынке двух продавцов
3. Квази монополия – лидерство в установлении объема производства или цен.
Олигополия(мало или не много) – не большое число фирм-производителей данного товара, которые действуют совместно и вход в олигополию ограничен
Характерные черты:
1. Относительно малое число фирм
2. Производство стандартизированных или дифференцированных продуктов
3. Наличие барьера для вступления в отрасль (эффект масштаба (большее место на рынке), эффект низких издержек)
4. Эффект слияния – объединение двух или более фирм дают возможность новой фирме добиться большего эффекта масштаба и/или низких издержек производства
5. Всеобщая взаимозависимость – фирма не осмелится изменить свою ценовую политику, не рассчитав ответной реакции конкурентов и поведение потребителей
Естественная или чистая монополия – модель рынка, когда одна фирма является единственной фирмой, не имеющая заменителей.
Характерные черты:
1. Один продавец (отрасль из одной фирмы)
2. Нет заменителя данного продукта
3. Фирма диктует цену и, следовательно, определяет объем предложения
4. Вхождение в отрасль заблокировано:
a. Эффект масштаба
b. Отсутствие заменителей
c. Собственность на патент
Естественная монополия – это монополия на редкие и невоспроизводимые факторы производства.
Д/З найти определения: ценовая и неценовая конкуренция, недобросовестная конкуренция, межотраслевая конкуренция, внутрифирменная конкуренция, совершенная конкуренция, монополия, монопсония, ценовая дискриминация, концерн, синдикат, монополистическая конкуренция, дифференциация продукта, олигополия, олигопсония, дуополия
Тема № 2. «Теория потребительского поведения»
1) Чтобы понять поведение потребителя необходимо проанализировать факторы, которые влияют на его поведение:
· разумное поведение – типичный потребитель стремиться за свои деньги получить «все что возможно», то есть приобрести максимум товаров и услуг при минимуме расходов
· предпочтение– каждый потребитель имеет отчетливую систему предпочтений в отношении товаров и услуг, предлагаемых на рынке, то есть покупатель представляет какую полезность он извлечет из продуктов которые он надумает купить
· доход потребителей– этот «шаг» рассматривается как «бюджетное сдерживание», доход имеет ограниченную величину поэтому можно купить ограниченное число товаров
· цены- поскольку величина доходов ограничена, а товары имеют заданную цену, потребитель не может купить все те продукты которые ему хотелось бы. Потребителю необходимо подбирать такую комбинацию товаров и услуг которая максимизировала бы удовлетворение его потребностей
2) Два объяснения закона спроса
a. Объяснение при помощи эффекта дохода и замещения
i. Эффект дохода указывает на то что, если цена продукта падает, то покупательная способность человека растет, то есть он может купить больше не оказывая себе в других товарах. Высокая цена приведет к противоположному исходу
ii. Эффект замещения выражается в том что потребители склонны заменить дорогие продукты более дешевыми
Эффект дохода и замещения совмещаются и проводят к тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее количество продукта по меньшей цене
b. Объяснение при помощи убывающей предельной полезности
Каждый продукт должен обладать полезностью (или по Марксу потребительской стоимостью)
Полезность – способность товара или услуги удовлетворять те или иные потребности.
Предельная полезность – это добавочная полезность извлекаемая потребителем из каждой дополнительной единицы продукта
Вывод: практика показывает что полезность каждой последующей единицы продукта будет падать.
Закон убывающей предельной полезности – по мере того как потребитель увеличивает потребление товара или услугу предельная полезность каждой дополнительной единицы продукта сокращается
Согласно данному закону, производители должны понижать цену для того чтобы побуждать потребителей покупать больше
Таким образом предельная полезность выражает степень удовлетворенности от потребления дополнительной единицы продукции
3) Правила максимизации полезности. Предельная полезность и кривая спроса.
Правила максимизации – доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний рубль израсходованный на каждый товар или услугу приносил равную предельную полезность. Предельная полезность(MU) товара или услуги деленная на его/её цену должна быть одинаковой для всех товаров или услуг.
MU продукта А / цену продукта А = MU продукта В / цена продукта В
Правила максимизации требуют чтобы соотношения были равны, а доход полностью израсходован.
Пример: доход потребителя = 12 долларов, товар А по 6*1,5 доллара, товар В по 1 доллару.
Зная правила максимизации полезности легко объяснить нисходящий характер кривой спроса.
Правила максимизации и кривая спроса согласуются друг с другом.
Более глубокое объяснение поведения потребителя модно дать при помощи:
· Бюджетных линий
· Кривых безразличий
4) Потребительский выбор и бюджетное сдерживание. Кривые безразличия.
Бюджетное сдерживание – величина дохода, которым располагает потребитель в определенный период времени или что может приобрести потребитель при неизменном доходе.
А= 1,5$
В= 1$
Карта кривой безразличия
В |
С |
Бюджетная линия |
Кривая безразличия |
А |
Наклон бюджетных линий зависит от отношения цены товара В, к цене товара А.
Расположение бюджетной линии зависит от дохода и цены
Снижение цен продуктов смещает перемещает бюджетную линию вправо.
Движение бюджетных линий вправо/влево называется картой безразличия, а кривые – кривые безразличия, они определяют что предпочитает потребитель
Таким образом потребитель предпочитает ту или иную комбинацию продуктов, если оно удовлетворяет его потребность. Потребитель безразличен к любой другой комбинации продуктов
13.02.2012.
Рынок труда.
Труд – целесообразная, осознанная деятельность людей, применяемая в производстве и реализации товаров и услуг. Экономический труд реализуется в рабочей силе. Рабочая сила – физическая и умственная способность человека к труду. В рыночной экономике рабочая сила продается собственнику капитала и в связи с этим выступает как товар. Она имеет потребительную стоимость – способствует не только созданию нового продукта, но и новой стоимости (= национальный доход общества). Ценой наемной рабочей силы является заработная плата. На рынке труда зарплата выступает как цена за труд, она формируется под влиянием действия закона спроса и предложения.
Рынок труда – самый важный рынок ресурсов, как и другие рынки формируется под влиянием закона спроса и предложения. Формируется зарплата как основной доход подавляющей части населения любой страны.
Особенности рынка труда, необходимо рассмотреть:
1. Факторы, формирующие величину спроса на труд.
2. Раскрыть понятия о производном характере спроса на рынке труда.
3. Показать связь уровня оплаты труда с его производительностью.
4. Сформировать закон спроса и предложения труда.
Предложение труда – желание экономически-активного населения продать свою рабочую силу за определенную цену (зарплату) и на определенный период времени (работники).
Спрос на труд – желание производителей купить рабочую силу по определенной цене за определенный промежуток времени.
Величина предложения труда – количество труда, которое экономически-активное население готово продать за определенную цену и на определенный срок.
Основные факторы, формирующие спрос на труд:
1. Потребность производства в людских ресурсах (чем больше потребность производства в создании новых продуктов, тем выше спрос на людские ресурсы) – прямо пропорциональная зависимость.
2. Производительность – количество произведенного продукта в единицу времени или количество времени, затраченного на единицу продукта. Чтобы повысить производительность труда, нужно повысить квалификацию работников, использовать новую технику и технологию, наращивать объемы используемого капитала, улучшить систему управления производства, лучше использовать природные ресурсы. Наем каждого дополнительного работника на фирме сравнивается с дополнительным доходом, который этот рабочий может принести (пока дополнительный доход превышает расходы на заработную плату). Пределы спроса на труд устанавливает рынок, т.к. производить нужно столько, сколько требует рынок. Спрос на труд является вторичным, т.к. первичным является спрос на готовые продукты.
3. Закон спроса на труд. При прочих равных условиях величина спроса на труд выше при низкой зарплате и меньше при высокой (обратная связь).
4.Предложение труда зависит от:
a. Демографического фактора.
b. Образование/квалификация.
c. Здоровье.
d. Культура нации.
e. Национальные особенности.
Закон предложение труда – чем больше зарплата, тем больше предложение труда (прямая связь).
5. Заработная плата – вознаграждение за труд, предоставляемый с целью реализации своей трудовой активности. Величина зарплаты зависит от ставки (цены, выплачиваемой за единицу времени).
a. Номинальная (денежная) – сумма денег, получаемая за час/день/неделю.
b. Реальная – количество товаров/услуг, которое можно приобрести за номинальную заработную плату. Зависит от размера номинальной заработной платы, цены на товары/услуги.
Количество занятых |
Зарплата |
D |
S |
E |
D – кривая спроса.
Существуют различные деятельности (дворник и преподаватель), которые различаются по уровню подготовки, работы бывают физические и умственные. Экономическую отдачу от образования можно рассматривать как дополнительный доход, который будет получать выпускник ВУЗа по сравнению с выпускником школы. Эту разницу в доходах получаемых в течение жизни можно сравнить с затратами на образование и вычислить размер доходов от инвестиций.