Тема 1. Понятие и сущность цены
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
КУРС ЛЕКЦИЙ
(ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)
Содержание
Введение..........................................................................................
Тема 1. Понятие и сущность цены.................................................
Тема 2. Система цен........................................................................
Тема 3. Основные этапы развития ценообразования в России.....
Тема 4. Функции цен.......................................................................
Тема 5. Ценообразование в системе маркетинга...........................
Тема 6. Ценообразование на предприятии....................................
Тема 7. Цены и кредитные отношения..........................................
Тема 8. Ценообразование на рынке ценных бумаг.......................
Тема 9. Формирование цен на товарных биржах..........................
Тема 10. Ценообразование и система налогообложения..............
Тема 11. Ценообразование в системе страхования.......................
Тема 12. Государственное регулирование цен и контроль за
их применением...............................................................
Тема 13. Ценообразование во внешнеэкономической
деятельности.....................................................................
Тема 14. Прогнозирование цен.......................................................
Введение.
Цена - экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С раннего возраста, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.
Высокая цена означает, что вещь дорогая и ее покупка требует больших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку на карман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупность представляет собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.
Далеко не все знают, что в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием цена понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные, государственные, контрактные, прогнозные, лимитные, мировые и ряд других .
Будучи широко употребительными в экономике любого типа цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической чисто распределительной доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми . В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор , инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.
В ценовом механизме следует разделять и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, c другой стороны - ценообразование как способ, правила установления , формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым мы знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет цену. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
Если говорить о значении цены и ценообразования для предприятия то можно отметить следующее. Цена это то, что определяет имидж предприятия, его долю на рынке и, в конечном итоге, результаты производственно-хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, переходный характер современной российской экономики и отсутствие опыта хозяйствования в условиях развивающихся рыночных отношений вызвали большие трудности у предприятий. Для них оказалось очень непростым делом приспособиться к новому рыночному механизму хозяйствования. И одной из наиболее сложных и болезненных проблем стало свободное ценообразование после либерализации цен.
В новых условиях возникла необходимость правильной ориентации в ценовой конъюнктуре рынка и проведения собственной, эффективной для предприятия ценовой политики. Цена оказалась таким параметром, от которого во многом стало зависеть благополучие предприятия, размеры его доходов и расходов.
Тема 1. Понятие и сущность цены.
1.1.Трудовая стоимость и цена.
Говоря о цене, как об экономической категории, мы не можем не сказать о теориях ценообразования, а вернее о стратегиях ценообразования, которые базируются на них и в зависимости от факторов, учитываемых при формировании цен, делятся на три группы:
· стратегии ориентированные на внутренние (производственные) факторы;
· стратегии ориентированные на внешние факторы (полезность вещей);
· стратегии смешанного типа.
В основе теорий, ориентированных на внутренние факторы, лежат теории трудовой стоимости и теории факторов производства.
Основоположниками теорий трудовой стоимости являются Вильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо, Пьер Буагильбер, Франсуа Кенэ, Сисмонди. Представители теории трудовой стоимости единственным источником стоимости и цены считают затраты труда в процессе производства. При этом в качестве объекта исследования они рассматривают как естественную цену (стоимость), так и политическую цену, т.е. рыночную цену, определяемую соотношением спроса и предложения.
Большинство представителей теории трудовой стоимости при определении величины цены исходят из субъективных оценок издержек производства производителями и потребителями. В тоже время некоторым из них свойственно рассмотрение исследуемых процессов с позиции системного подхода. Так Д.Рикардо, например, считал, что стоимость товаров определяется не трудом, фактически затраченным на производство товара, а трудом необходимым. Под последним он понимал труд при наихудших (а не средних) условиях производства.
На общественный характер труда, создающего стоимость обратил внимание и известный французский экономист Сисмонди. Он показал, что величина стоимости связана с отношением между потребностями всего общества и количеством труда, необходимым для удовлетворения этой потребности.
Наиболее полное и законченное выражение с позиции системного подхода теория трудовой стоимости получила в работах К. Маркса.
Если обратить внимание на окружающий нас мир всевозможных благ и, в частности, на мир вещей, то нетрудно догадаться, что все они являются результатами того или иного вида трудовой деятельности, т.е. продуктами труда. Можно сказать, что продукт труда - это результат взаимодействия человека со средствами производства, который получает материальную или нематериальную форму и который призван удовлетворять ту или иную потребность.
Свойство продукта удовлетворять производственную, общественную, личную или иную потребность людей называется потребительной стоимостьюПока существует труд и существуют потребности людей, до тех пор этим свойством будут обладать продукты труда и природы. Поэтому в первоначальном своем проявлении потребительная стоимость - это естественное свойство блага.
Вы знаете, что один и тот же продукт может удовлетворять многообразные потребности, равно как и одна и та же потребность может быть удовлетворена различными потребительными стоимостями. Например, нефть может быть использована для получения тепла и электроэнергии, для выработки из нее горюче - смазочных материалов, а также для получения из нее многообразной гаммы химических продуктов. В то же время потребность, например, в тепле может быть удовлетворена путем сжигания и дров, и мазута, и угля, и газа. Вместе с тем, необходимо отметить специфику материальной потребительной стоимости - удовлетворение одной потребности исключает одновременное удовлетворение других потребностей, потому что процесс потребления или уничтожает, или преобразует данную конкретную потребительную стоимость в нечто иное.
Продукт труда получает общественное признание посредством удовлетворения потребности общества то ли непосредственно в своей натурально - вещественной форме, то ли в опосредованной форме, когда его признание осуществляется через обмен. В последнем случае продукт труда приобретает форму товара.
При первобытнообщинном строе, в рабовладельческом и феодальном обществах значительная часть результатов труда приобретала непосредственно общественную форму продукта, так как производимая продукция в подавляющей части предназначалась для внутрихозяйственного потребления. Экономическая форма хозяйствования имела натуральный характер. В частности, труд в общине распределялся в соответствии с насущными совокупными потребностями, выступая исключительно в конкретной свой форме и получая прямое свое признание в результате непосредственного распределения созданных потребительных стоимостей между всеми ее членами. Точно так же продукты, произведенными рабами и крепостными крестьянами, непосредственно присваивались рабовладельцами и феодалами. И суть отношений между крестьянами и феодалами не менялись при переходе от барщины к натуральному или денежному оброку, хотя тем самым подрывались экономические основы феодализма.
Однако с развитием экономических отношений сначала между общинами, а затем внутри них в ходе их разложения и перехода от общественной собственности на средства производства к частной собственности возникают отношения обмена продуктами труда между обособленными товаропроизводителями. При товарном производстве потребительная стоимость приобретает общественную форму только через обмен. Общественная форма потребительной стоимости означает, что купленный товар необходим обществу. Таким образом, возникает новая форма общественного производства - товарное производство, при котором продукты ( товары ) изготавливаются не для собственного потребления, а для обмена посредством купли - продажи. Расширение и углубление общественного разделения труда все более содействовало развертыванию товарно - денежных отношений.
Конкретный труд
Посколькутруд - это сознательная и целесообразная деятельность человек, направленная на создание определенного блага,то он всегда выступает в определенной полезной форме как конкретный труд. Конкретная форма труда обусловлена тем, что он всегда направлен на создание вполне конкретных потребительных стоимостей ( например, парта, стул, книги ). Для того чтобы произвести любое благо, необходимы конкретные условия: профессиональная подготовка работника, конкретные предметы труда (дерево, бумага ), конкретные средства труда ( пила, молоток, рубанок ). Поэтому любая трудовая деятельность всегда есть не что иное, как конкретный труд.Вне конкретной формы трудовой деятельности нет труда как такового.
Однако анализ трудовой стоимости начинается не с продукта труда вообще, а с товара, то есть продукта труда, предназначенного для удовлетворения потребности не самого товаропроизводителя, а других агентов рынка - покупателей - путем купли - продажи. Следовательно можно сказать, что товар - это продукт труда, предназначенный для обмена. Поэтому далеко не каждый продукт труда становится товаром, тогда как любой товар является продуктом труда.
Мы уже знаем, на рынке одни продукты труда обмениваются на другие . Эта способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях называется меновой стоимостью ( например Х кг зерна = Y кг мяса ). Однако остаются невыясненным, что лежит в основе тех пропорций, в которых обмениваются между собой качественно различные потребительные стоимости. Очевидно, весь этот мир разнообразных товаров имеет нечто общее, присущее каждому из них и позволяющее соизмерять их между собой. Пока можно предположить - товары соизмеримы между собой неизвестно.
Абстрактный труд
Известно, что весь товарный мир - это мир продуктов труда, то есть все товары - результат трудовой деятельности. Но в то же время весь мир товаров или потребительных стоимостей - это мир существования многообразных разнородных видов конкретного труда. Однако если мы с вами попытаемся отвлечься, абстрагироваться от конкретных форм труда, в которых он протекает, то мы увидим, то и стул, и парта, и костюм - это затраты человеческой рабочей силы вообще (затраты энергии мозга, нервов, мускулов) на производство товара без относительно конкретной формы проявления этих затрат. Труд, обезличенный или взятый вне его конкретной формы и овеществленный в продукте, называется абстрактным трудом.Иными словами, абстрактный труд - это труд, отвлеченный от его конкретной формы. Поэтому критерием сравнивания разнообразных потребительных стоимостей (товаров) в процессе обмена выступает абстрактный труд. В связи с этим можно заключить, что стоимость товара представляет собой овеществленный в товаре труд и выражает собой затраты труда на производство того или иного товара.
Таким образом, труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он выступает в форме конкретного труда, направленного на создание потребительной стоимости, с другой стороны, он выступает в форме абстрактного труда, который является субстанцией стоимости товара. При этом труд, создавая стоимость товаров, то есть являясь ее субстанцией, сам стоимостью не обладает, ибо он не может существовать вне овеществленной формы.
Предположим, портной шьет костюм. В процессе производства портной с помощью своего конкретного труда трансформирует ткань в костюм, точно так же, как в свое время ткач своим конкретным трудом превратил пряжу в ткань. Но в то же время в каждом из этих процессов изготовления товаров и портной, и ткач затратили определенные усилия в физиологическом смысле этого слова ( энергия мозга, мышечная энергия, нервная энергия ), что собственно и делает эти разнородные товары похожими друг на друга.
Теперь обратимся к примеру с целью закрепить и уточнить вышесказанное, а также рассмотреть сам процесс создания стоимости. Предположим, что для пошива костюма необходимо 3 м ткани, n-е количество ниток, пуговиц и швейная машинка. Как нам уже известно, всё это называется средствами производства. Допустим, они стоят 2000 условных денежных единиц ( УДЕ ). Это значит, что в средствах производства содержится общественный труд, равный по своей стоимости 2000 УДЕ ( или 100 часам труда ). В процессе шитья портной своим конкретным трудом преобразует средства производства в новую потребительную стоимость - костюм и одновременно переносит уже существовавшую стоимость используемых средств производства на стоимость костюма, равную 2000 УДЕ.
В то же время в процессе шитья своим абстрактным трудом портной добавляет к ранее существовавшей стоимости (2000 УДЕ ) новую стоимость, равную, допустим, 1000 УДЕ ( 50 часов труда ). Следовательно, портной к ранее овеществлённому абстрактному труду, равному 100 часам или 2000 УДЕ, добавляет (омертвляет ) свой живой абстрактный труд, равный 50 часам или 1000 УДЕ. В результате стоимость костюма становится равной 3000 условных денежных единиц ( или 150 часам рабочего времени ).
Представим массу товаропроизводителей, которые выпускают одни и те же товары, например, туфли, или столы, или костюмы. Вернёмся к нашим костюмам. Совершенно очевидно, что, допустим, каждый из десяти портных, занимаясь шитьём костюмов, будет затрачивать на их изготовление различное количество часов рабочего времени. Следовательно, в костюмах будут содержаться различные затраты труда, и собственно они должны иметь разную стоимость. Затраты труда каждого отдельного производителя на выпуск того или иного товара образуют индивидуальную стоимость товара.
Однако каждый портной выходит со своим костюмом на рынок, на котором при одинаковом их качестве будет установлена единая цена, по которой они будут продаваться. Естественно, что в данном случае мы делаем допущение, что в качественном отношении и по своим потребительским характеристикам все костюмы идентичны.
В основе рыночной цены будет лежать та стоимость или те затраты труда, которые будут признаны покупателями как необходимые для общества, то есть признанные обществом посредством акта купли продажи. Такие затраты труда называются общественно необходимыми затратами труда ( ОНЗТ ).
Теперь нам необходимо установить в первом приближении затраты труда тех товаропроизводителей, которые признаются в качестве ОНЗТ. Итак, одни товаропроизводители производят товары в худших условиях и соответственно с большими затратами, другие - при средних условиях, третьи - при наилучших условиях и соответственно с наименьшими затратами труда. ОНЗТ будут весьма близки к индивидуальным затратам труда тех производителей, которые поставляют наибольшую часть общей массы данного товара. Как правило, общественная стоимость, субстанцией которой является ОНЗТ, соответствует средним условиям производства при данном уровне развития техники и технологии , производительности и интенсивности труда.
Основоположниками других теорий - теории факторов производства являются Жан-Батист Сэй, Фредерик Бастиа, Джон Стюарт, Джеймс Миль, Томас Роберт Мальтус и другие. В отличие от представителей теории трудовой стоимости основоположники теории факторов производства основным источником стоимости и цены считают деятельность не одного фактора производства - труда, а деятельность нескольких факторов производства. При этом в большинстве теорий факторов производства создание стоимости связывается со всеми тремя факторами - предметами труда, средствами труда и самим трудом. Особенностью данных теорий является и то, что они исходят из равнокачественного влияния факторов производства на стоимость.
Последним крупным представителем теории факторов производства считается Джон Эллиот КЕРНС. Дальнейшие исследования в данной области привели к возникновению нового направления в теории стоимости и цены, основоположником которого принято считать Альфреда Маршалла.