Управление производством
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Характеристика предприятия
2. Описание индивидуального проекта (программы, методики, модели…)
Результаты эмпирических данных, их анализ и оценка.
В основной части следует представить:
– описание структуры, функций и задач предприятия на котором студент проходил практику;
– описание организации работы в процессе практики;
– описание выполненной работы по направлениям индивидуального задания, подтвержденное дневником практики;
– описание практических задач, решаемых в ходе практики;
– указания на затруднения, возникшие в ходе практики и способы их преодоления;
– развернутое библиографическое описание изученных в ходе практики источников и литературы по теме дипломной работы.
Примерный индивидуальный план преддипломной практики
1. Характеристика предприятия
- Общая характеристика предприятия.
- Организационная структура управления.
- Управление производством
- Управление персоналом.
- Информационная система управления.
- Экономические службы и финансовое состояние предприятия
- Управление маркетингом.
- Правовое обеспечение производства.
2. Описание индивидуального проекта (программы, методики, модели…)
3. Результаты эмпирических данных, их анализ и оценка.
Примечание. По усмотрению руководителя практики от вуза и научного руководителя ВКР вместо некоторых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой дипломного проекта
Общая характеристика предприятия
Студент должен получить информацию и уточнить:
- миссию предприятия;
- цели и задачи предприятия;
- масштаб деятельности предприятия;
- имидж предприятия;
- характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта,
- географическое положение, климатические и природные условия функционирования предприятия;
- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;
- уровень специализации, кооперирования и концентрации производства,
- организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);
- производственную структуру предприятия (технологический аспект);
- стратегию и тактику управления предприятием;
- уровень организационной культуры.
Организационная структура управления
По данному разделу студент должен изучить:
- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;
- характер организационных отношений между структурными
- подразделениями;
- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения.
- методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом
- уровне:
- структуру и функции аппарата управления предприятия;
- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;
- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования
Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений, на базе которых выполняется дипломный проект. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.
Управление производством.
Данный раздел предполагает изучение:
- производственной функции предприятия;
- структуры организационной системы,
- включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;
- оперативного планирования выпуска продукции;
- нормирования труда и управления запасами;
- календарного планирования и диспетчеризации производства,
- мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;
- управления производством на уровне высшего руководства,
- руководителей среднего и низшего звена.
Студенту необходимо:
- ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому подразделению,
- проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
- изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;
- проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;
- изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.
Управление персоналом
Необходимо изучить кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:
- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);
- процесс подбора кадров руководителей и специалистов;
- систему материального и морального стимулирования,
- функции управленческого персонала;
- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;
- систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);
- методы повышения эффективности управленческого труда.
Информационная система управления. По данному разделу студенты должны изучить:
- массивы информации;
- коммуникационный процесс;
- коммуникации между уровнями управления и подразделениями;
- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);
- характеристику общей схемы информационных потоков в организации,
- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);
- средства передачи и преобразования информации;
- документооборот предприятия и его характеристику;
- организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия,
- пути устранения недостатков коммуникационного процесса:
- совершенствование коммуникаций в организации.