Решенийв порядке надзора

Содержание

1. Ведение ………………………………………………………………….. 2

2. Глава 1. Сущность, значение пересмотра судебных решений и порядок рассмотрения дела в порядке надзора …………………................................... 4

3. Глава 2. Суды, рассматривающие дела по протестам в порядке надзора. Процессуальный порядок рассмотрения протестов……………………… 9

4. Глава 3. Процессуальный порядок исполнения приговора ……………... 15

5. Заключение …………………………………………………………………. 26

6. Список используемой литературы ……………………………………….. 28

Ведение

Актуальность данной работы является изучение деятельности органов, осуществляющих уголовное преследование, которое свидетельствует о наличии в их работе фактов нарушения конституционных прав и законных интересов. Взяв курс на построение правового государства, Россия установила одним из наиболее приоритетных направлений своей государственной деятельности признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ). Точное и неуклонное выполнение этой основополагающей идеи Конституции РФ особенно важно в сфере уголовного судопроизводства, где конституционные права личности, прежде всего, подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, наиболее существенно ограничиваются применением мер уголовно-процессуального принуждения. Чрезвычайно важно, чтобы данные меры осуществлялись строго в рамках закона.

Надзорное производство — исключительная стадия уголовного процесса, в которой суд надзорной инстанции проверяет законность, обоснованность и справедливость приговоров, вступивших в законную силу.

Предметом рассмотрения при пересмотре дела в порядке надзора выступают любые приговоры, в том числе и приговоры судов кассационных инстанций, но лишь такие приговоры, которые уже вступили в законную силу. Если поводом для начала кассационного производства выступают жалобы участников процесса или представление прокурора, поданные в предусмотренные законом сроки после провозглашения приговора, то поводом для надзорного производства выступают только протесты Председателя Верховного Суда, Генерального прокурора и других уполномоченных на то законом лиц, которые независимо от сроков подаются в связи с обнаружением незаконности, необоснованности и несправедливости приговора, который уже исполняется. Надзорное производство не может иметь места там, где приговор суда еще не вступил в законную силу. В этом отличительные особенности данной стадии процесса от стадии кассационного производства.

Субъекты, наделяемые правом приносить протесты:

1) Председатель Верховно го Суда, Генеральный прокурор, их заместители — на приговоры (определения, постановления) любого суда, кроме постановлений Пленума Верховного Суда;

2) Председатель областного суда (Киевского городского суда), прокурор области (г. Киева), а также их заместители — на приговоры районных судов и кассационные определения областных судов (Киевского городского суда).

Сроки опротестования приговоров законом не ограничены. Опротестован может быть даже уже исполненный приговор. Исключение составляют оправдательный приговор и определение о прекращении дела, которые могут быть опротестованы лишь в течение года после вступления их в законную силу. В пределах этого срока могут также быть опротестованы приговоры обвинительные по мотивам их мягкости — в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, назначения более тяжкого наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного. Сроки опротестования иных приговоров и решений законом не ограничены.

Глава1. Сущность и значение пересмотра судебных

решенийв порядке надзора

Предметом проверки в порядке надзора являются судебные решения, вступившие в законную силу, опротестованные управомоченными на то законом должностными лицами: соответствующим прокурором, председателем суда или их заместителями.

Надзорное производство - это регламентированная законом деятельность, состоящая в проверке управомоченными должностными лицами законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений, принесении протеста в порядке надзора (или отказе в принесении протеста), проверка судом законности и обоснованности опротестованного приговора, определения, постановления и вынесения решения по делу.

Протест, вносимый на вступившее в законную силу судебное решение, именуется протестом в порядке надзора: рассмотрение дела по протесту в соответствующей надзорной инстанции называется рассмотрением дела в порядке надзора. Надзорная инстанция - это суд, рассматривающий в порядке надзора дело по протестам на приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу (ст. 34 УПК). Надзорное производство является одной из важных гарантий осуществления задач правосудия, охраны прав и интересов граждан.

Вышестоящие суды, рассматривающие дела в порядке надзора, своими решениями направляют деятельность судов в сторону правильного и единообразного применения законов при осуществлении правосудия: способствуют улучшению качества рассмотрения уголовных дел, обеспечивают права участников процесса по всех стадиях судопроизводства.

Осуществление правосудия при рассмотрении дел в порядке надзора является одним из путей реализации Верховным судом РФ судебного надзора за деятельностью суда (ст. 126 Конституции)[1]. Надзорное производство входит в систему уголовного судопроизводства как одна из его стадий, основываясь на принципах, свойственных всему уголовному процессу.

Кассационное и надзорное производство сходно в задачах, целях, основаниях для отмены или изменения приговора, в ряде общих правил для этих форм проверки законности и обоснованности приговоров (ревизионное начало, запрет "поворота к худшему" и др.). Пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу приговоров и постановлений суда присяжных возможно лишь по основаниям, предусмотренным ст., 465 УПК. Существенные особенности надзорного производства состоят в следующем:

1. Судами надзорной инстанции проверяются приговоры, определения, постановления, вступившие в законную силу. Порядок вступления судебных решений в законную силу определен в ст. 356 УПК. Предметом проверки может быть как приговор, не обжалованный и не опротестованный в кассационном порядке, так и приговор, проверенный по жалобе (протесту) и оставленный без изменения кассационной инстанцией.

2. Пересмотр в порядке надзора судебных решений допускается лишь по протесту того прокурора, председателя суда и их заместителей, которым это право предоставлено законом.

3. В порядке надзора проверяется более широкий круг судебных решений, чем в кассационном порядке. Предметом пересмотра в порядке надзора может быть постановление судьи, определение распорядительного заседания суда, приговор, определение кассационной инстанции, определения и постановления, внесенные в порядке надзора нижестоящей надзорной инстанции, определения судов об условно-досрочном освобождении осужденных от наказания и по другим вопросам, решаемым судом в стадии исполнения приговора.

Исключительность надзорного производства определяется именно этим, а не наличием каких-то особых оснований для принесения протеста и отмены или изменения судебного решения после вступления его в законную силу.

4. Пересмотр обвинительного приговора, определения и постановления суда по мотивам необоснованного осуждения лица или смягчения наказания сроком не ограничен.

Пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, а также оправдательного, приговора либо определения или постановления суда о прекращении дела допускается лишь в течение года по вступлении их в законную силу.

Наши рекомендации