Комбинированные усилия
Комбинации восстановительных стратегий обычно применяются в кризисных ситуациях, требующих быстрых решений по широким направлениям.
Также комбинированные действия часто используются при приходе на работу новых менеджеров, которым предоставляется свобода в проведении необходимых с их точки зрения изменений. Чем сложнее задача, тем вероятней использование для ее решения комплекса стратегических инициатив.
Усилия фирм по восстановлению - это действия с высокой степенью риска, которые зачастую могут закончиться провалом.Исследования показывают, что многие компании слишком дого ждут, прежде чем начать претворять антикризисные стратегии. У других нет достаточных средств и предпринимательского таланта,что необходимо в нынешних условиях. Даже в случае успеха неблагополучные компании должны предпринять целый ряд попыток по восстановлению и изменениям в управлении, прежде чем будет окончательно восстановлена долгосрочная конкурентная жизнеспособность фирмы и ее прибыльность.
Опыт деловой активности доказывает, что кризисов и неудач можно избежать, придерживаясь определенных принципов в построении стратегий. Мудрость передового опыта прошлых лет сконцентрирована в следующих 13 заповедях, которые помогут разработать более совершенные стратегические планы по предотвращению несостоятельности (банкротства) предприятий.
1) Разрабатывая и реализуя стратегии, отдавайте особое предпочтение действиям, которые позволят фирме усилить свою конкурентную позицию на длительный срок. Плох для акционеров тот менеджер, который принимает краткосрочные финансовые решения в ущерб долгосрочным стратегическим инициативам.
2) Осознайте, что ясная, последовательная конкурентная стратегия, хорошо разработанная и четко реализованная, создает фирме репутацию и признанную позицию в отрасли, в то время как часто изменяемая стратегия, направленная на использование сиюминутных рыночных возможностей, принесет лишь скоротечные поверхностные результаты.
3) Избегайте стратегий "застрявшего на полпути", представляющих собой компромисс между более низкими издержками и более масштабной дифференциацией, между более и менее значительной рыночной привлекательностью.Обычно компромисные стратегии заканчиваются средними издержками, средней дифференциацией, средней репутацией и имиджем, средним положением в отрасли, незначительными шансами попасть в перспективе в группу лидеров.
4) Вкладывайте средства в создание прочных конкурентных преимуществ. Это является наиболее важным условием получения прибыли выше среднего уровня.
5) Придерживайтесь тактики агрессивного наступления для создания конкурентных преимуществ и тактики жесткой обороны для их защиты.
6) Избегайте стратегий, успешных только в наиболее благоприятных условиях. Ожидайте ответных мер со стороны конкурентов и возможного ухудшения ситуации на рынке.
7) Будьте осторожны при использовании жестких или негибких стратегий, не оставляющих фирме возможности для маневра, постоянно изменяющиеся условия рынка могут свести к нулю все усилия.
8) Не допускайте недооценки действий конкурентов. Конкуренты особенно опасны, когда их загнали в угол и под угрозой находится их благополучие.
9) Остерегайтесь атаковать сильных конкурентов без солидного конкурентного преимущества и достаточного финансового обеспечения.
10) Имейте в виду, что атаковать слабого конкурента значительно выгоднее, чем сильного.
11) Избегайте снижения цен без достаточного преимущества по издержкам.Только производитель с низким уровнем издержек сможет выдержать снижение цен в долгосрочной перспективе.
12) Остерегайтесь того, что чересчур агрессивная политика, направленная на захват рыночного пространства конкурентов, может спровоцировать с их стороны условия "войны" и маркетинговую "гонку вооружений",что приведет к снижению прибыли для всех.
13) Старайтесь обнаружить наиболее значительные расхождения в качестве, использовании товара, обслуживании при реализации стратегии дифференциации. Незначительные отличия в товарах, предлагаемых конкурентами, могут остаться незамеченными потребителями.
В целом можно сделать вывод, что для предотвращения несостоятельности (банкротства) нужно внимательно следить за внешними и внутренними факторами, могущими привести к банкротству.Внутренние факторы отслеживаются во время анализа баланса предприятия, а также при реализации кадровой стратегии и политики. Анализ внешних факторов может быть осуществлен только при наличии на предприятии специального центра отслеживания внешней ситуации.В кризисном положении фирма должна реализовать специальную стратегию по предотвращению банкротства, которая предполагает множество правил и приемов по улучшению конкурентного преимущества фирмы.
Первое стратегическое напрвление предотвращения банкротства обеспечение мощных капиталовложений, в основном заемным путем, которые следует направлять в научные исследования и разработки.
Вторым стратегическим направлением является проведение правильной маркетинговой политики.Анализу подвергаются те внешние и внутренние факторы, от которых существенно зависит работа фирмы. На внешние факторы фирма обычно повлиять не может.Задачей является по возможности более полный и точный учет происходящих на рынке и в обществе изменений и внесение корректив в деятельность фирмы.Особенно тщательно изу-
чаются условия конкурентной среды, место, занимаемое продукцией фирмы на рынке.
Внутренние элементы хозяйственной деятельности фирмы, подвергаемые анализу, можно разделить на пять групп:
1) Философия фирмы;ее миссия, производственный профиль, конкретные цели ее деятельности.
2) Результативность работы фирмы за анализируемый период - показатели рентабельности производства продукции, экономичности и эффективности, а также планомерности.
3) Степень использования ресурсов фирмы ,к которым относятся и интеллектуальные и материальные ресурсы.
4) Успешность работы функциональных служб фирмы, насколько они справляются с поставленными задачами.
5) Конкурентоспособность производимых фирмой товаров.
Третьим стратегическим направлением предотвращения банкротства является обеспечение быстрой оборачиваемости капитала. Норма прибыли больше зависит от скорости продаж, чем от высоты цены.Поэтому завышение цены - прямой путь к банкротству, а более высокая скорость оборачиваемости капитала поможет избежать его.
Опыт России показывает, что многие наши предприятия пришли к банкротству именно потому, что не следовали перечисленным выше рекомендациям.Внешнее финансирование на научные разработки не направлялось, маркетинговая политика проводилась слабо или вообще не проводилась, оборачиваемость капитала была низка.Все вместе привело к спаду производства и сильнейшему кризису в экономике.