Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции

Внешнеторговая политика – это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и /или их группировками с целью укрепления позиций страны и ее бизнеса в мировой экономике.

Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для деятельности отечественных субъектов хозяйствования в сфере внешней торговли и тем самым повышение эффективности национальной экономики.

Помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений, таких как: интеграционные группировки, различные союзы, ТНК и т.д. Од­нако роль государств в области внешнеторговой политики сохра­няет существенное значение. При этом внешнеторговая политика государства тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой, составляя вместе в ней общую экономическую по­литику страны.

Внешнеторговая политика государства складывается из ее стратегии и совокупности конкретных методов и средств ее ре­ализации (тактический аспект внешнеторговой политики).

Стратегия внешнеторговой политикисостоит, прежде всего,в определении ее целей и в решении проблем, которые являются основными для развития и регулирования внешней торговли. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие зако­нодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конк­ретными вопросами внешнеторговой политики.

Так, например, эти проблемы обязательно рассматриваются в ежегодном докладе президента США «О национальной безопасности США», и од­новременно в этой стране реализуется уже более конкретный до­кумент — «Национальная экспортная стратегия США». В Рос­сии, аналогичные вопросы, рассматриваются в утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. «Концепции наци­ональной безопасности Российской Федерации». Более конкрет­ным документом в этой области является Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирова­ния внешнеторговой деятельности», где даются определения, связанные с внешней торговлей, и основные положения по ее развитию.

В стратегии внешнеторговой политики должны учитываться как позитивные тенденции в меж­дународных экономических отношениях, так и негативные тен­денции, все более от­четливо проявляющиеся в последние годы.

Тактический аспект внешнеторговой политики государства связан с выбором и использованием соответствующих методов и средств проведения внешнеторговой политики.

У большинства стран мира в настоящее время имеется обширный арсенал различных инструментов внешнеторговой политики, которые позволяют оказывать активное воздействие как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнеторговую политику других государств и их группировок.

Двумя основными разновидностями внешнеторговой политики являются протекционизм и либерализация.

Протекционизмвыступает как внешнеторговая (внешнеэко­номическая) политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции (защитная функция протекционизма), и на обеспечение деятельности отечественного бизнеса на внешних рын­ках — как на рынках отдельных стран и регионов, так и конк­ретных товарных сегментах мирового рынка.

Можно отметить следующие достоинства протекционизма:

- поддержка отечественных предприятий, конкурирующих с импортом, предотвращение угрозы их возможного банкротства;

- сохранение рабочих мест на предприятиях, конкурирующих с импортирующими предприятиями;

- улучшение платежного баланса и укрепление курса национальной валюты.

Недостатки:

- консервация отсталых производств, не способных конкурировать с иностранными фирмами;

- поддержание высоких цен на импортные товары и услуги, что не выгодно для отечественного потребителя;

- поддержание высоких цен на импортные комплектующие и сырье, используемые отечественными производителями.

Введение протекционизма обусловлено следующими факторами. Во-первых, наличие политических и экономических структур, которые могут оказать давление на правительство с целью навязывания своей позиции в отношении протекционизма. Во-вторых, наличие мощных отраслей и предпринимательских структур, которые выступают за защиту своего производства. В-третьих, наличие государственного интереса, так как формирование доходной части государственного бюджета осуществляется и за счет взимания таможенных пошлин.

В противоположность протекционизму политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и ликвидацией барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей. В основу этой политики положен правовой механизм Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и его приемника Всемирной торговой организации (ВТО), предполагающий следующие принципы и нормы:

- недискриминация в торговле;

- использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка;

- прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых многосторонних торговых переговоров;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок и другие.

Протекционизм и либерализация в чистом виде выступают как определенные крайности внешнеторговой политики. В практи­ке, как правило, реализуется некий комбинированный, ком­промиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации.

При этом используемые го­сударствами в своей внешнеторговой политике элементы про­текционизма и либерализации отражают не только специфику их собственной долгосрочной политики, но и их реакцию на изме­нения в общей системе международных экономических отноше­ний, во внешнеторговой политике других государств и/или их группировок. Используемые при этом формы внешнеторговой (внешнеэкономической) политики могут выступать в качестве ответных мер на действия других государств.

В мировой практике развития и регулирования внешней торговли в течение длительного периода проявлялась и продолжа­ет проявляться своего рода «обратно пропорциональная зависи­мость» — чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования применяется в данной стране и тем больше ин­тенсивность и «жесткость» их применения. Во многих современ­ных развитых странах с рыночной экономикой на ранних ста­диях ее формирования использовались весьма жесткие формы регулирования внешней торговли. И только после достижения высокого уровня экономического развития и международной конкурентоспособности эти страны пошли по пути либерализа­ции внешнеторгового регулирования.

2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

Инструменты (методы) государственного регулирования внеш­ней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Такаяклас­сификация инструментов впер­вые была предложена Секретариатом ГАТТ в конце 60-х гг. XX в.

Тарифные методыявляются наиболее распространенными и постоянно используемыми — в форме импортных и (в мень­шей мере) экспортных пошлин.

Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тариф (ИТТ), который представляетсобой:

- систематизированный перечень (или номенклатуру) ввози­мых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами;

- совокупность методов определения их таможенной стоимо­сти и взимания пошлин;

- механизм введения, изменения или от­мены пошлин;

- правила определения страны происхождения товара.

ИТТ базируется на принимаемых в различных странах зако­нодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономиче­ский климат в ней и оказывает существенное воздействие на мно­гие процессы, протекающие в экономической жизни страны.

Основная часть ИТТ — ставки таможенных пошлин, являю­щихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза ино­странного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).

В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные,экспортные и транзитные.При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее — экспорт­ные и транзитные.

В соответствии со способом установления различают следующие ставки таможенных пошлин:

1. Адвалорные ставки, которые являются наиболее распространенными в международной торговле. Ониустанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.

2. Специфические пошлины, исчисляются в установленном размере за определенную единицу измерения (вес, объем и т.д.) облагаемого товара.

3. Комбинированные - это ставки, которые сочетают в себе адвалорный и специфический виды таможенного обложения, например, 25 % от стоимости товара, но не менее 0,5 евро за 1 кг.

Существенное значение при установлении таможенных пошлин приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени об­работки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).

Другим важным моментом являются правила определения страны происхождения товара,поскольку применительно к различным группам стран ввозные (импортные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин на товары тех стран, в отношении которых у данной (ввозящей то­вар) страны действует режим наибольшегоблагоприятствования.

Этот режим предполагает обязательство стран, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования, устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стране.

В соответствии с заключенными соглашениями и сложив­шейся к настоящему времени практикой в отношении развива­ющихся стран действуют ввозные пошлины в два раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется режим наибольшего благоприятствова­ния, ввозятся по ставкам импортных таможенных пошлин в два раза больше базовых ставок. Товары из наименее развитых стран вво­зятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).

Основные нетарифные меры (методы)государ­ственного регулирования внешнеторговой деятельности представляют собой совокупность экономических (кроме тамо­женного тарифа), административных и других мер, оказы­вающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономическиемерывключают:

- контроль таможенной сто­имости;

- валютный контроль;

- финансовые меры (связанные с суб­сидиями, санкциями и др.);

- защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенса­ционные, специальные);

- дополнительные таможенные обложе­ния (акцизы, НДС, другие налоги).

Административные мерывключают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицен­зирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.

Таким образом, государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью семи основных нетарифных методов.

1. Паратарифные методыпредставляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностран­ных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, спе­циальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, НДС и акцизы.

Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внут­реннем рынке страны и защищают отечественные товары от ино­странной конкуренции.

В некоторых странах используются весьма специфичные фор­мы паратарифных платежей:

- сбор в фонд развития экспорта (в Австрии),

- сбор на охрану окружающей среды (в Дании),

- сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др.

Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные по­шлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.

2. Меры контроля над ценами— это, во-первых, меры борьбы с искусствен­ным занижением цен на импортируемые в данную страну това­ры (антидемпинговыемеры). Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых това­ров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечествен­ному производителю страны-импортера.

Во-вторых, меры, направленные против экспортных субсидий, представляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность (компенсационные меры).

3. Финансовые меры, которые, как правило, связаны с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешне­торгового обмена, например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых опе­раций.

4. Меры количественного контроля (квотирования)связаны с ус­тановлением странами соответствующих количественных огра­ничений на ввоз и вывоз конкретных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или органичен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность данного товара. Эти меры применяются практически всеми странами.

5. Автоматическое лицензирование.Суть этой меры состоит в том,что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требу­ется получение соответствующего документа (лицензии). С вве­дением лицензирования осуществляется мониторинг(наблюде­ние) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мони­торинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает вве­дение таких мер в случае необходимости. Практика автоматичес­кого лицензирования является достаточно распространенной.

6. Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различ­ные периоды отдельные государства устанавливают свою моно­полию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах моти­вируется их руководством соображениями поддержания обще­ственной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фар­мацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).

7. Технические барьерыво внешней торговле. Они связаны с осуще­ствлением контроля импортных товаров с точки зрения их со­ответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.

Цель установления и использования этих стандартов — обеспечение качества экспорт­ной продукции, требований производства, защита жизни и бе­зопасности людей, животных и растений, а также защита окру­жающей среды и обеспечение требований национальной безопас­ности.

Таким образом, таможенные полшины можно классифицировать:

а) по объекту обложения: импортные, экспортные, транзитные;

б) по характеру: сезонные, антидемпинговые, компенсационные;

в) по способу взимания: адвалорные, специфические, комбинированные;

г) по типам ставок: переменные, постоянные;

д) по происхождению:

- автономные – вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

- конвенционные, т.е. договорные как на базе двустороннего так и многостороннего соглашения;

- преференциальные – имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом;

е) по способу вычисления:

- номинальные - на основе таможенного тарифа;

- эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности посредством использования таможенных пошлин обеспечивает выполнение следующих функций:

- фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются статьями доходной части государственного бюджета;

- протекционистскую, относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, устанавливаемым с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров.

Однако влияние таможенных тарифов на экономику страны не однозначно. Имеются аргументы в пользу тарифов, которые обеспечивают защиту и стимулируют национальное производство, являются важным источником бюджетных доходов и т. д., и аргументы против тарифов, так как они замедляют экономический рост, косвенно подрывают экспорт страны, приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, нередко приводят к торговым войнам и т.д.

Наши рекомендации