Сущность внешнеторговой политики и ее основные тенденции
Внешнеторговая политика – это деятельность государства, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и /или их группировками с целью укрепления позиций страны и ее бизнеса в мировой экономике.
Главная задача внешнеторговой политики любого государства состоит в обеспечении благоприятных условий для деятельности отечественных субъектов хозяйствования в сфере внешней торговли и тем самым повышение эффективности национальной экономики.
Помимо внешнеторговой политики государства осуществляется и внешнеторговая политика иных субъектов международных экономических отношений, таких как: интеграционные группировки, различные союзы, ТНК и т.д. Однако роль государств в области внешнеторговой политики сохраняет существенное значение. При этом внешнеторговая политика государства тесно взаимосвязана с внутренней экономической политикой, составляя вместе в ней общую экономическую политику страны.
Внешнеторговая политика государства складывается из ее стратегии и совокупности конкретных методов и средств ее реализации (тактический аспект внешнеторговой политики).
Стратегия внешнеторговой политикисостоит, прежде всего,в определении ее целей и в решении проблем, которые являются основными для развития и регулирования внешней торговли. Поэтому во многих странах принимаются соответствующие законодательные акты, связанные как с общими вопросами положения страны в мировой экономике и политике, так и с более конкретными вопросами внешнеторговой политики.
Так, например, эти проблемы обязательно рассматриваются в ежегодном докладе президента США «О национальной безопасности США», и одновременно в этой стране реализуется уже более конкретный документ — «Национальная экспортная стратегия США». В России, аналогичные вопросы, рассматриваются в утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. «Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Более конкретным документом в этой области является Федеральный закон РФ от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», где даются определения, связанные с внешней торговлей, и основные положения по ее развитию.
В стратегии внешнеторговой политики должны учитываться как позитивные тенденции в международных экономических отношениях, так и негативные тенденции, все более отчетливо проявляющиеся в последние годы.
Тактический аспект внешнеторговой политики государства связан с выбором и использованием соответствующих методов и средств проведения внешнеторговой политики.
У большинства стран мира в настоящее время имеется обширный арсенал различных инструментов внешнеторговой политики, которые позволяют оказывать активное воздействие как на формирование структуры и направлений развития собственных внешнеэкономических связей, так и на внешнеэкономические связи и внешнеторговую политику других государств и их группировок.
Двумя основными разновидностями внешнеторговой политики являются протекционизм и либерализация.
Протекционизмвыступает как внешнеторговая (внешнеэкономическая) политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции (защитная функция протекционизма), и на обеспечение деятельности отечественного бизнеса на внешних рынках — как на рынках отдельных стран и регионов, так и конкретных товарных сегментах мирового рынка.
Можно отметить следующие достоинства протекционизма:
- поддержка отечественных предприятий, конкурирующих с импортом, предотвращение угрозы их возможного банкротства;
- сохранение рабочих мест на предприятиях, конкурирующих с импортирующими предприятиями;
- улучшение платежного баланса и укрепление курса национальной валюты.
Недостатки:
- консервация отсталых производств, не способных конкурировать с иностранными фирмами;
- поддержание высоких цен на импортные товары и услуги, что не выгодно для отечественного потребителя;
- поддержание высоких цен на импортные комплектующие и сырье, используемые отечественными производителями.
Введение протекционизма обусловлено следующими факторами. Во-первых, наличие политических и экономических структур, которые могут оказать давление на правительство с целью навязывания своей позиции в отношении протекционизма. Во-вторых, наличие мощных отраслей и предпринимательских структур, которые выступают за защиту своего производства. В-третьих, наличие государственного интереса, так как формирование доходной части государственного бюджета осуществляется и за счет взимания таможенных пошлин.
В противоположность протекционизму политика либерализации связана со снижением таможенных пошлин и ликвидацией барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей. В основу этой политики положен правовой механизм Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и его приемника Всемирной торговой организации (ВТО), предполагающий следующие принципы и нормы:
- недискриминация в торговле;
- использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка;
- прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых многосторонних торговых переговоров;
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок и другие.
Протекционизм и либерализация в чистом виде выступают как определенные крайности внешнеторговой политики. В практике, как правило, реализуется некий комбинированный, компромиссный вариант этой политики, сочетающий в себе элементы протекционизма и либерализации.
При этом используемые государствами в своей внешнеторговой политике элементы протекционизма и либерализации отражают не только специфику их собственной долгосрочной политики, но и их реакцию на изменения в общей системе международных экономических отношений, во внешнеторговой политике других государств и/или их группировок. Используемые при этом формы внешнеторговой (внешнеэкономической) политики могут выступать в качестве ответных мер на действия других государств.
В мировой практике развития и регулирования внешней торговли в течение длительного периода проявлялась и продолжает проявляться своего рода «обратно пропорциональная зависимость» — чем ниже уровень экономического развития страны, тем большее число различных инструментов внешнеторгового регулирования применяется в данной стране и тем больше интенсивность и «жесткость» их применения. Во многих современных развитых странах с рыночной экономикой на ранних стадиях ее формирования использовались весьма жесткие формы регулирования внешней торговли. И только после достижения высокого уровня экономического развития и международной конкурентоспособности эти страны пошли по пути либерализации внешнеторгового регулирования.
2. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли
Инструменты (методы) государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Такаяклассификация инструментов впервые была предложена Секретариатом ГАТТ в конце 60-х гг. XX в.
Тарифные методыявляются наиболее распространенными и постоянно используемыми — в форме импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин.
Существенное значение для их рассмотрения имеет понятие импортного таможенного тариф (ИТТ), который представляетсобой:
- систематизированный перечень (или номенклатуру) ввозимых товаров, облагаемых при этом таможенными пошлинами;
- совокупность методов определения их таможенной стоимости и взимания пошлин;
- механизм введения, изменения или отмены пошлин;
- правила определения страны происхождения товара.
ИТТ базируется на принимаемых в различных странах законодательных актах, таможенных кодексах. Вместе с внутренней налоговой системой страны ИТТ регулирует общий экономический климат в ней и оказывает существенное воздействие на многие процессы, протекающие в экономической жизни страны.
Основная часть ИТТ — ставки таможенных пошлин, являющихся по своей сути своеобразным налогом на право ввоза иностранного товара (пошлины взимаются в момент пересечения таможенной границы государства).
В зависимости от направления движения товаров пошлины бывают импортные,экспортные и транзитные.При этом наиболее часто применяются импортные пошлины, менее — экспортные и транзитные.
В соответствии со способом установления различают следующие ставки таможенных пошлин:
1. Адвалорные ставки, которые являются наиболее распространенными в международной торговле. Ониустанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров.
2. Специфические пошлины, исчисляются в установленном размере за определенную единицу измерения (вес, объем и т.д.) облагаемого товара.
3. Комбинированные - это ставки, которые сочетают в себе адвалорный и специфический виды таможенного обложения, например, 25 % от стоимости товара, но не менее 0,5 евро за 1 кг.
Существенное значение при установлении таможенных пошлин приобретает метод оценки стоимости импортных товаров. Как правило, импортные таможенные пошлины растут по мере увеличения степени обработки товара (т.е. чем больше в нем добавленная стоимость).
Другим важным моментом являются правила определения страны происхождения товара,поскольку применительно к различным группам стран ввозные (импортные) пошлины дифференцируются. Базовыми при этом являются ставки ввозных пошлин на товары тех стран, в отношении которых у данной (ввозящей товар) страны действует режим наибольшегоблагоприятствования.
Этот режим предполагает обязательство стран, на которые распространяется режим наибольшего благоприятствования, устанавливать на взаимно поставляемые товары пошлины не выше тех, которые были установлены по отношению к любой третьей стране.
В соответствии с заключенными соглашениями и сложившейся к настоящему времени практикой в отношении развивающихся стран действуют ввозные пошлины в два раза меньшие, чем базовые ставки. Товары из стран, в отношении которых не применяется режим наибольшего благоприятствования, ввозятся по ставкам импортных таможенных пошлин в два раза больше базовых ставок. Товары из наименее развитых стран ввозятся беспошлинно (с «нулевыми» пошлинами).
Основные нетарифные меры (методы)государственного регулирования внешнеторговой деятельности представляют собой совокупность экономических (кроме таможенного тарифа), административных и других мер, оказывающих регулирующее воздействие на внешнюю торговлю. При этом экономическиемерывключают:
- контроль таможенной стоимости;
- валютный контроль;
- финансовые меры (связанные с субсидиями, санкциями и др.);
- защитные меры, к которым относятся особые виды пошлин (антидемпинговые, компенсационные, специальные);
- дополнительные таможенные обложения (акцизы, НДС, другие налоги).
Административные мерывключают запреты (эмбарго) в открытом и скрытом виде, лицензирование (автоматическое и неавтоматическое), квотирование и экспортный контроль.
Таким образом, государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью семи основных нетарифных методов.
1. Паратарифные методыпредставляют собой виды платежей (помимо таможенных пошлин), которые взимаются с иностранных товаров при их ввозе на территорию данной страны. К ним относятся различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы. К числу наиболее часто используемых паратарифных методов относятся, прежде всего, НДС и акцизы.
Данные платежи регулируют цены импортных товаров на внутреннем рынке страны и защищают отечественные товары от иностранной конкуренции.
В некоторых странах используются весьма специфичные формы паратарифных платежей:
- сбор в фонд развития экспорта (в Австрии),
- сбор на охрану окружающей среды (в Дании),
- сбор на борьбу с мусором (в Финляндии) и др.
Паратарифные методы, как правило, прямо не связывают с целями регулирования внешней торговли (как таможенные пошлины), однако их воздействие на внешнюю торговлю нередко оказывается весьма существенным.
2. Меры контроля над ценами— это, во-первых, меры борьбы с искусственным занижением цен на импортируемые в данную страну товары (антидемпинговыемеры). Антидемпинговые пошлины фактически представляют собой дополнительные пошлины, взимаемые с импортируемых товаров, в отношении которых установлено, что они продаются на экспорт по цене ниже их нормальной цены на внутреннем рынке страны-экспортера и причиняют материальный ущерб отечественному производителю страны-импортера.
Во-вторых, меры, направленные против экспортных субсидий, представляемых правительствами иностранных государств отечественным фирмам-экспортерам, что также искусственно повышает их международную конкурентоспособность (компенсационные меры).
3. Финансовые меры, которые, как правило, связаны с использованием особых правил совершения валютных операций в ходе внешнеторгового обмена, например, введение обязательной продажи части валютной выручки, полученной от внешнеторговых операций.
4. Меры количественного контроля (квотирования)связаны с установлением странами соответствующих количественных ограничений на ввоз и вывоз конкретных товаров. Например, экспорт конкретного товара может быть запрещен или органичен в ситуации, когда на внутреннем рынке данной страны существует дефицитность данного товара. Эти меры применяются практически всеми странами.
5. Автоматическое лицензирование.Суть этой меры состоит в том,что для ввоза или вывоза определенных товаров в стране требуется получение соответствующего документа (лицензии). С введением лицензирования осуществляется мониторинг(наблюдение) за торговлей данными товарами. Хотя такого рода мониторинг сам по себе не является ограничительной мерой (так как это лицензирование автоматическое), однако он облегчает введение таких мер в случае необходимости. Практика автоматического лицензирования является достаточно распространенной.
6. Монополистические меры. Суть этого нетарифного инструмента регулирования внешней торговли состоит в том, что в различные периоды отдельные государства устанавливают свою монополию на торговлю определенными товарами вообще (т.е. включая и внутреннюю торговлю) или только на внешнюю торговлю ими. Во многих случаях введение государственной монополии внешней торговли отдельными товарами в тех или иных странах мотивируется их руководством соображениями поддержания общественной морали, здоровья и нравственности (алкоголь, табак), обеспечения стабильного снабжения населения лекарством (фармацевтика), продовольственной безопасности (зерно), санитарно-ветеринарными соображениями (продовольствие).
7. Технические барьерыво внешней торговле. Они связаны с осуществлением контроля импортных товаров с точки зрения их соответствия национальным стандартам безопасности и качества. Они обязательны при пропуске отдельных категорий товаров через таможенную границу.
Цель установления и использования этих стандартов — обеспечение качества экспортной продукции, требований производства, защита жизни и безопасности людей, животных и растений, а также защита окружающей среды и обеспечение требований национальной безопасности.
Таким образом, таможенные полшины можно классифицировать:
а) по объекту обложения: импортные, экспортные, транзитные;
б) по характеру: сезонные, антидемпинговые, компенсационные;
в) по способу взимания: адвалорные, специфические, комбинированные;
г) по типам ставок: переменные, постоянные;
д) по происхождению:
- автономные – вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
- конвенционные, т.е. договорные как на базе двустороннего так и многостороннего соглашения;
- преференциальные – имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом;
е) по способу вычисления:
- номинальные - на основе таможенного тарифа;
- эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности посредством использования таможенных пошлин обеспечивает выполнение следующих функций:
- фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются статьями доходной части государственного бюджета;
- протекционистскую, относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
- балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, устанавливаемым с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров.
Однако влияние таможенных тарифов на экономику страны не однозначно. Имеются аргументы в пользу тарифов, которые обеспечивают защиту и стимулируют национальное производство, являются важным источником бюджетных доходов и т. д., и аргументы против тарифов, так как они замедляют экономический рост, косвенно подрывают экспорт страны, приводят к увеличению налогового бремени на потребителей, нередко приводят к торговым войнам и т.д.