Совершенная (чистая) конкуренция

Черты:

1. Много продавцов и покупателей.

2. Товар однороден (стандартизирован).

3. Отсутствуют барьеры для вхождения в рынок.

4. Полная информация участников рынка.

5. Рациональное поведение всех участников рынка

Совершенная (чистая) конкуренция - student2.ru При совершенной конкуренции кривая спроса горизонтальна – продаётся любое количество товара при определённой цене, при более низкой цене количество покупателей увеличивается.

 
При совершенной конкуренции фирма принимает цены, то есть является ценополучателем.

Положительное влияние совершенной конкуренции: ускоряет НТП, расширяет ассортимент, эффективное использование ресурсов.

Используется: в сельском хозяйстве, рыбной промышленности, подотрасли текстильной, фондовые биржи, мелкий бизнес, подотрасли металлообработки и т.д.

Спрос на продукцию фирмы характеризует ее предельный доход (MR). Он постоянен в условиях совершенной конкуренции, так как дополнительная единица может быть продана по постоянной цене. MR совпадает с кривой спроса D (а). Для отрасли объем продаж может быть увеличен через понижение цен (б).

Совершенная (чистая) конкуренция - student2.ru

а) спрос на продукцию фирмы;

б) рыночный спрос.

Предельный доход – приращение дохода, возникающий за счет увеличения выпуска продукции на единицу.

 
  Совершенная (чистая) конкуренция - student2.ru

Правило MR=MC – максимизация прибыли при объеме производства, соответствующему равновесию MR и MC. Если выпуск не больше Q*, MC ниже MR – каждая добавочная единица продукции увеличивает прибыль.

Несовершенная конкуренция:

Это рыночная структура, характеризующая возможность продавцов или покупателей воздействовать на рыночную цену.

Совершенная (чистая) конкуренция - student2.ru Нисходящая кривая спроса D объясняется тем, что по закону спроса монополист может поднимать цену без потери всех своих покупателей.

Фирмы, которые действуют в условиях несовершенной конкуренции, являются «ценопроизводителями».

Участники рынка:

1. Лидер (до 40 % рынка) – в ценах, новых товарах.

2. Претендент на лидерство (около 30%) – атакует первым.

3. Ведомые или последователи (до 20%) – следует за лидером.

4. Окопавшиеся в рыночных нишах (до 10%) – рыночная ниша, специализация.

Чистая монополи:

Чистая монополия – это рынок одного продавца с уникальной продукцией. Рыночная структура, которая позволяет влиять на цену товара и услуги путем уменьшения объема выпуска.

Контроль над ценой: лидерство в ценах, тайные соглашения, традиционное существование на рынке.

Черты чистой монополии:

1. Единственный продавец или производитель.

2. Отсутствие заменителей продукции (товар уникален).

3. Ценовой диктат.

4.Наличие вступительных барьеров.

Конкурировать с чистой монополией сложно, так как высокая стоимость товара, патенты, нечестная конкуренция, права от правительства. Легальные монополии: общественные коммуникации, патенты, авторские права и товарные знаки.

Монополия – рынок с множеством продавцов и одним покупателем (на рынке ресурсов).

Классификация монополий:

1. Естественная – базируется на уникальных природных ресурсах или создаётся с целью экономии (транспорт, связь). Государство, как правило, естественный монополист.

2. Искусственная – возникает на основе сговора с целью удаления конкурентов.

3. Случайная – временное превышение спроса над предложением (часто перерастает в искусственную).

Причина появления монополии : концентрация производства и капитала, централизация.

Объединение предприятий происходит по следующим направлениям :

1. Горизонтальная интеграция – слияние предприятий одной отрасли для производства одного товара.

2. Вертикальная интеграция – предприятия разных отраслей, связанные единой технологией производства (последовательные ступени переработки).

3. Диверсификация - комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой (учитывается исходное сырье, технология, сбыт, управление).

Организационные формы монополий:

1. Картель – соглашение одноотраслевых компаний об объёме производства, ценах на товар, найме рабочей силы, обмене патентами, рынке сбыта; фирмы административно и финансово самостоятельны.

2. Синдикат – теряется коммерческая самостоятельность, сбыт продукции и закупка сырья совместные, сохраняется юридическая и производственная самостоятельность.

3. Трест – монополистическое объединение, при котором предприятия полностью теряют самостоятельность – общая собственность, управление и сбыт.

4. Концерн – предприятия разных отраслей (промышленники, торговцы, транспортники, банкиры, финансисты) объединяются под контролем единой головной фирмы.

5. Конгломерат (консорциум) – участники соглашения абсолютно свободны и самостоятельны, но осуществляется временное соглашение их представителями (например, между промышленниками и банками) с целью научных исследований, строительства крупных промышленных объектов, размещения ценных бумаг.

Цель монополии – максимальный доход через контроль цены и объема производства. Средство ее достижения – монопольная цена, обеспечивает прибыль сверх нормальной. Кривая спроса фирмы (D) совпадает с кривой спроса для отрасли, отрицательный наклон, монополист «искатель цены», то есть речь идет о монопольной власти. Выбирается комбинация «цена – количество» на кривой спроса продукта.

Экономические последствия монополии:

Вмешательство монополии ведёт к перераспределению общественного богатства в её пользу. При этом высокие цены, ограниченный объём производства, нет снижения издержек, социальное неравенство.

Достоинства монополии: эффективна в отдельных отраслях, стимул НТП.

Совершенная (чистая) конкуренция - student2.ru

Кривая спроса предельного дохода а)

Кривая совокупного дохода б)

Спрос на продукцию при монополии: кривая спроса убывающая, объём растёт за счёт снижения цены. MR (предельный доход) меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого (кривая MR лежит ниже кривой D).

Разрыв между Р и MR – продукция продается по одинаковой цене. Если фирма хочет добиться увеличения объема продаж, цена должна быть ниже на все единицы продукции. Если фирма продает на единицу больше, то получит прирост в размере цены этой единицы, но понесет потери (весь первоначальный объем вынуждена продавать по более низкой цене).

Кривая MR пересекает горизонтальную ось в точке, в которой TR максимален. Когда MR>0 – TR можно увеличивать за счёт увеличения объёма продаж. Когда MR<0 – TR увеличивается при снижении продаж. TR – максимален, когда MR=0.

Оптимальный выпуск в краткосрочном периоде (MR=MC)

Совершенная (чистая) конкуренция - student2.ru

Убытки

Кривая D (спроса) ниже кривой AC (средних совокупных издержек) –> спрос недостаточный, чтобы фирма имела прибыль.

Совершенная (чистая) конкуренция - student2.ru

Прибыль

Сравнение MR и MC показывает величину прибыли монополии. Пока MR>MC, рост выпуска продукции увеличивает TR ,больше чем TC, увеличивается прибыль до Q*. Когда выпуск больше Q*, MR<MC (дальнейшее увеличение уменьшает совокупную прибыль. Максимальная прибыль – точка пересечения MC=MR. Цена максимальной прибыли равна высоте кривой спроса D(P*). Эта цена всегда выше MC для монополиста. Прибыль на единицу продукции равна вертикальному разрыву между D и ATC. Прибыль единицы продукции, умноженная на объём выпуска равна совокупной прибыли, то есть общая величина прибыли равна заштрихованной площадке
(P* - ATC*)× Q*.

Ценовая дискриминация – установление различных цен на одинаковые товары при несовершенной конкуренции:

  1. Нет возможности перепродажи покупателю (дополнительная прибыль, выгода монополиста).
  2. Возможность разделить покупателей исходя из эластичности спроса на товар (производится больше продукции, выгода покупателя.

Последствия ценовой дискриминации: увеличение цены и производство больше продукции. Значение антимонополистического регулирования.

Наши рекомендации