Особенности инвестиционного климата свободных экономических зон

Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, который действует в той или иной стране.

Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран. Выделяют четыре основные группы льгот.
1. Внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществлений внешнеторговых операций.
2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т. д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или времен­ного освобождения от налогообложения.
3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.
4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.
Мировой опыт функционирования СЭЗ позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития.
Функционирование свободных экономических зон в промышленно развитых странах свидетельствует, что в основе их успеха лежит, с одной стороны, хорошее планирование начальных стадий их развития, а с другой -гибкость управления зонами. Изменившаяся ситуация в мировом хозяйстве (научно-техническая революция, конкуренция между международными организациями, изменения в курсах валют, в системе международного обмена и др.), влияет на развитие свободных экономических зон и соответственно требует адекватного реагирования на эти изменения.
Социально-экономические выгоды от создания зон (внешнеторговых в США, «Шеннон» в Ирландии и др.) достаточно весомы. Эти зоны создали значительное число рабочих мест, оживили международный торговый обмен, повысили внешнеторговую результативность, научно-производственный потенциал этих стран и др. Важным аспектом деятельности СЭЗ в промышленно развитых странах является то, что они работают не только на мировой, но и на внутренний рынок.

Свободные экономические зоны, функционирующие в развивающихся странах, имеют ряд общих черт и моментов развития. Так, наибольшее распространение в этих странах получили:

- экспортно-производственные зоны. Целесообразность создания экспортно-производственных зон определяется потребностью развития индустрии и производства промышленных товаров на экспорт, привлечением в страну иностранного капитала, передовой науки и технологии, современной технической информации;

- особый режим хозяйствования в СЭЗ развивающихся стран становится более либеральным и для иностранных предпринимателей. Это связано с усилением международной конкуренции между зонами и соответственно попытками продемонстрировать ее сравнительные преимущества перед другими подобными свободными экономическими зонами;

- в процессе функционирования СЭЗ происходит торгово-промышленная диверсификация их деятельности, комплексное развитие. Современная научно-техническая революция на первый план выдвигает такие экономические зоны, в которых сосредоточиваются наукоемкие отрасли производства, связанные с разработками новой и высокой технологий.
Среди развивающихся стран заметное развитие и резонанс получили свободные экономические зоны Китая. Начав с небольших территорий, объединенных специальными зонами в начале 80-х годов, китайское руководство к середине 90-х годов распространило их режим на сотни квадратных километров. Наиболее известные в стране и за рубежом свободные экономические зоны Китая - это «Шэньч-жень», «Чжухай», «Сямэнь», «Шаньтоу», «Хайнань». Также в стране заметное развитие получили зоны технико-экономического развития (более двух десятков) и зоны развития новых и высоких технологий — технопарки. Особая роль отводится шанхайской зоне экономического раз­вития «Пудун».
Практика функционирования китайских свободных экономических зон и других районов со льготным инвестиционным климатом продемонстрировала несомненные успехи.

К числу достижений СЭЗ как китайские, так и зарубежные специалисты относят, прежде всего, высокие, устойчивые темпы экономического роста, большие объемы привлеченных в зоны иностранных инвестиций, значительное повышение производительности труда и, наконец, существенный рост уровня жизни населения. Свободные экономические зоны в КНР в целом являются экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности.

Однако степень влияния свободных экономических зон на остальную территорию многих развивающихся стран является довольно ограниченной. В особенности это справедливо для промышленно развитых стран, где, как правило, и не ставится специальной задачи распространения такого влияния. Организация свободных экономических зон играет поддерживающую, стимулирующую роль и оживлении предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитии той или иной отрасли экономики.

Для многих развивающихся стран свободные зоны становятся полюсами торгово-экономического, научно-технического и социального роста, в них отрабатывается модель в той или иной степени открытой экономики, пути интеграции в мировую экономику.
Образование свободных экономических зон, особенно в развивающихся странах, сопряжено со значительными капиталовложениями и последующими существенными усилиями государства по их развитию. Без строго определенной централизованной поддержки они практически нежизнеспособны. По обследованию, проведенному Институтом востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в свободные экономические зоны составили в среднем 4 долл. на 1 долл. зарубежных инвестиций.
При многочисленных примерах успешного функционирования свободных экономических зон имеют место и неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри-Ланке, Гватемале, Либерии, Сенегале и других странах разного рода свободных экономических зон не только не увенчались успехом, но многие из них вообще перестали функционировать. Позднее были предприняты попытки их реанимации, в той или иной степени успешные.

К основным причинам неудач в работе СЭЗ в этих странах можно отнести политические, экономические, организационные. Политические причины связаны с общеполитической стабильностью в стране, гражданскими волнениями, вплоть до военных действий. К экономическим причинам следует отнести чрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательство об инвестиционном режиме в зоне, а также заорганизованность управления свободными экономическими зонами.

Основные категории и понятия

СЭЗ, СТЗ, ЗСТ, зоны промышленной обработки, экспортозамещение, импортозамещение, технополис, оффшорные компании.

Контрольные вопросы

1. Каковы цели создания СЭЗ?

2. В чем суть территориального и функционального подхода при организации СЭЗ?

3. Какие формы СЭЗ Вы знаете?

4. За счет чего обеспечивается благоприятный инвестиционный климат в СЭЗ?

Наши рекомендации